Предвижу раздражённую реакцию некоторых на упоминание имени АВМ*; поясню, что не считаю нужным в очередной раз педалировать своё несогласие с нынешними полит-воззрениями музыканта (делал это на протяжении многих лет в интервью, статьях и даже книгах); мне любопытна вивисекция оценки артиста, который (хотите вы этого или нет), является авторитетом в сфере отечественной рок-музыки.
Короче, несколько лет назад в прямом эфире проекта «МимоНот» беседовал с народным артистом РФ Андреем Макаревичем*. Поскольку накануне был день рождения Цоя, поинтересовался у собеседника, чем он может объяснить феномен Виктора.
Объяснение лаконичное:
«Он был настоящий герой рок-н-ролла. Всё, включая кончину, вписывается».
Уточняю:
«Это вообще играет роль, когда молодыми уходят, как Мерлин Монро, Че Гевара?»
Лидер «Машины времени» убеждён:
«Всё играет роль, потому что, когда человек популярен, он всю жизнь на сцене, хочет он этого или нет. Всё равно на него молятся, за ним наблюдают, за ним подсматривают, он является примером для массы несовершенных людей, кто начинает так же одеваться, так же ходить, так же стричься. Ну, конечно, влияет».
Спросил и про обстоятельства знакомства. Цитирую собеседника:
«Не помню, у Борьки (БГ* – ЕД.) где-то… В Ленинграде… Очень немногословной такой, тихий парень. Потом Костя Эрнст прибежал с бешеными глазами, с кассетой «Группа крови», по-моему, ты тогда присутствовал тоже… Это было здорово сделано, это было очень просто сделано, очень индивидуально, очень не похоже на то, что тогда звучало вокруг. И там простота с мудростью, с лаконичностью находились в идеальном соотношении. Это совсем непростая история».
Естественно, поинтересовался (“чтобы два раза не вставать”) про фильм «Лето».
«Мне очень понравилось. Я не знаю, что Боря на него накинулся, его не видев. Во-первых, я не ждал от этого фильма учебника истории… Рома (Рома Зверь, исполнитель роли Майка Науменко – Е.Д), который с Майком знаком не был, он его как-то интуитивно почувствовал: манера говорить… такой, он же был очень интеллигентный, тихий человек, Майк, рафинированный… И вообще, кино очень трогательное, абсолютно целомудренное, романтичное, по-моему, замечательное. Снято великолепно».
Меня в процитированном фрагменте разговора удивила интонация. Дело в том, что Макаревича* традиционно сравнивают с Градским; хотя основатель «Машины» «вырос на песнях» последнего, однако по жизни они были, настоящими друзьями, хотя и с разными политическими позициями.
И вот Александра Борисовича фанаты «Кино» обвиняли в зависти к «Последнему герою» © после прямого эфира «Правды–24» в день юбилея – 21 июня 2012. Совершенно необоснованно, как мне представляется. Просто АБГ тогда рассуждал о Викторе Робертовиче весьма отстраненно, а у Андрея Вадимовича* чётко артикулирована симпатия к Цою. Словом, на многие вещи два рок-ветерана взирали одинаково по сути, но здесь как раз форма имеет кардинальное значение.
В пассажах Градского многие узрели зависть к Виктору, а когда я Макаревича* спросил об отношении к молодым, услышал занятную сентенцию.
Вопрос:
«А вот Рому Зверя мы упомянули. У «машинистов» вообще и у людей этой волны вашей, тех, которые пробивали стену для рок-музыки, есть зависть ко всем этим группам – «Звери», «Корни», которые приходят сразу на всё готовое?».
Ответ:
«Нет, конечно. Что нам им завидовать? Слава богу, молодцы. Во-первых, не сразу, не строй себе иллюзий. Нет, без труда ты рыбку не поймаешь. Каждый, знаешь, заслуживает то, что он несёт».
Как то так.
То есть действительно «это совсем непростая история».
ИЗ КОММЕНТОВ (их там более тысячи):
А мне Градский просто не нравиться . Вообще. Голос у него хороший, громкий, чистый. Но за душу не берёт. Песни хорошие есть, так их кто угодно споет,их спортить трудно. На "Кино","Машину","Зверей " и пр.упомянутых можно на целый концерт сходить. А вопли Градского 2 часа слышать - одуреть можно. С моей точки зрения Долина такая же. В капустнике - пожалуйста, а залы не собирала никогда. Я извиняюсь, но мне задушевность того же Трофима гораздо приятнее и ближе, чем Градский с его вокалом. Именно не с песнями, а с вокалом. Басков все место себе ищет со своим вокалом, стал просто тусовщиком и шутом. Для того, чтобы тебя любили, нужно что-то больше громкого чистого пения и опупыренного самомнения. Видимо,что-то такое Градский чувствует, но со своего "свысока" сформулировать не может/не хочет. ОН и какой-то там Цой сипатый, ну , понятно,народ вкуса не имеет и хорошего музыкального образования, чтобы правильно расставить приоритеты. Профессиональный снобизм. Народ "неправильно любит". Только и остается, что нос воротить.
&&&&&
Винить других это просто , а признать лужу в своих штанах всегда находится виновный. Андрей* сам ответит за свои слова и поступки , а вот то что он признает талант других без какой либо брюзглости считаю чистой правдой. Можно до бесконечности спорить о высказываниях и точках зрения на политические войны, но оно ни чего не значит если ты сам не сделал ни единого действия в подтверждении своих слов. Да будет мир весна и радость в душе каждого человека.
&&&&&
При всём уважении к Цою - может быть, он и герой русского рока, но каким образом его кончина "вписывается" в то, что он герой? Может быть, я чего-нибудь в этой жизни не понимаю - но, по-моему, чтобы заснуть за рулём и попасть в аварию, вовсе не обязательно быть героем русского рока...
&&&&&
Metallica - Группа Крови (В. Цой / группа Кино cover) Kirk & Rob’s solos [Live In Moscow 2019]. Трудно поверить, что я дожил до такого, пережить лютые девяностые и услышать Кино в исполнении Металлики.
&&&&&
Макаревичу очень далеко до Виктора Цоя, тем более Андрюша* предатель России каких поискать!!!!!!!!!!!
&&&&&
Макаревич* пел за СССР . Ни чего не понимая о том времени - СПОКОЙСТВИЯ ЖИЗНИ НАРОДА по сравнению с нынешнем . На большую сцену его не выпускали . Вот он и жаловался в подполье выражаясь в песнях как ему плохо было жить в СССР . И нам это нравилось , т.к. мы не особо вникали в смысл за американенных песен. Цой пел о перестройке в России . В общем они оба исполнители политических песен впрочем как и многие РЭПЕРЫ . Что, Цоя-группу Кино , что Машину времени - Макаревича* и других им подобным можно отнести ни как иначе как к ПОЛИТ РОКУ . Но РОК (ерами) их называют лишь потому , т.к. они были инструментальными группами . Но по существу к такому движению как РОК их пожалуй отнести нельзя - как ДДТ , Алису и т.д..
&&&&&
Смешно. Цой это графоман, без воспитания и без образования. Тексты-набор слов, музыки нет. Макар* это целая эпоха. В данном случае Макаревич* лицемерит, к Цою он относился всегда, как к Ласковому Маю или к На-На. Вполне заслуженно, кстати. Гопникам конца 80-х нужен был свой кумир из подворотни, они его нашли. Вот и все дела.
&&&&&
А я с Б.Г. заодно. Не нравится "Лето" и смотреть не буду. А Макаревича* можно понять. Темпора мутантур эт нос мутамур ин иллис. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Латинское изречение.Я вот с топливной аппаратуры машин на вентиляцию перешёл. И нормально.
&&&&&
Ну вот почему ему не рассуждать о музыке - том, в чем он реально имеет полно право выносить свое мнение как одного из грандов? Для меня Макаревич* зачеркнул такие хорошие воспоминания из ранней юности, когда мы его песни переписывали с кассеты на кассету и пытались разобрать слова... Дл меня и многих других он закончился когда приехал по приглашению укрофашистов в соседний с моими Краматорском Славянск, "позырять", что же там такое было? И ходил по улицам города, который ти твари обстреливали из артиллерии приговаривая: "Ну, не так уж сильно ту все пострадало". Я в это время уже был без ноги - ампутировал после ранения при укрообстреле. И все больцы у нач бли забиты ранеными - обычными мирными. А до этого каждый день в городе похороны. И после каждого обстрела надо идти искать раненых и убитых. И месяц нет воды, потому что укропы раздолбили насосную станцию... Думаю, если бы во время Великой Отечественной Утёсов поехал куда-нибудь в захваченный Смоленск, его потом бы растерзали. А здесь... письмо Путину надо писать: "Дядя Вова - они меня обижают!"
&&&&&
Макаревич* ещё плохо представляет, какое кино снимут про него.. иначе поаккуратней был бы с "Летом". Из-за этого "шедевра" малолетки на полном серьёзе биографии музыкантов изучают. И не говорите тут, про "ходожественные подходы". Вот тарантиновские "Бесславные ублюдки" - это историческая фантасмагория, чёрная комедия и вопросов не вызывает, в отличии от "Лета" - "сурьёзной фантазии по мотивам".
&&&&&
Цой не сразу ушёл от от попсы, уходил постепенно. Не слушайте его песни все одним махом, он рос. И вырос до уровня человека. Я тоже орал с толпой под первые его песни. А дальше, дальше всё грустнее и осмысленней. И музыка, и тексты. Это не было заказом, это была душа. Думаю, лучше всех это понимают те, кто с ним работал в то время. Он ушёл, потому что остался один. Собрал вокруг себя миллионы, и понял, что дальше придётся лгать и система его схавает. Ушёл, и этим всё сказал. Ему действительно не было места в том мире. 90-е уделали всех. Перемололи, переобули, перекрасили. Макар* был - и нету, БГ* был - и нету. Они, живые, завидуют ему, их никогда не нарисуют на стенах. Поминайте, кто понимает, помалкивайте, кто в кресле под пледом. Сейчас любимая песня - "Атаман ". Потом выберу другую. У него на все случаи жизни.
&&&&&
Машину иногда слушаю как ностальгию по ушедшей эпохе......А к Макарушке* уважение потерял услышав его либерастическое поскуливание в сторону нынешней власти....Создается впечатление что этот "Скворец" эпоху ГорбатоЕльцинскую в анабиозе провёл или ему тогда было хорошо в отличии 90% населения страны.....в общем нутро его на данный момент с запашком. А что касается Цоя так это проект Б.Г.* для ПТУшников в противовес его "Аквариуму".
&&&&&
Андрей Макаревич* - глубоко талантливый композитор, поэт и человек. Умный, интеллигентный и лояльный к другим музыкантам. Если бы злые собеседники почитали его книги, побывали на его концертах, они могли бы аргументированно что-то сказать. А сквернословить от зависти может каждый. Написали бы сначала песню Три окна. И сыграли бы трёхчасовой концерт, не уходя со сцены, как в последний раз. Браво, Машина Времени.
&&&&&
Макар* обыкновенный столичный мажор, презирающий всё человечество, и влюблённый только в своё эго. Их "минус" с Градским в том, что они до сих пор живы (интервью записано до ухода АБГ – Е.Д.) и порядком поднадоели своим соотечественникам.. У них есть всё! У Цоя на момент смерти была хрущёвка в не самом фешенебельном районе и Москвич 2141.
&&&&&
Трагическая гибель тоже добавила популярности музыке Цоя. Поэт добившийся признания через музыку. Они все одинаковые в начале восхождения. Стихи и Музыка - основа их бытия начиная от Битлз. Превосходный поэт плюс превосходный музыкант добивается понимания и успеха. Просто стихи в книжках мало кто читает и оценивает, нет времени, нет возможности и пр. Вот музыка слышится всегда и появляется интерес к творчеству.
&&&&&
Просто об ушедших рано музыкантах очень много домыслов, каких то загадок.т ак уж устроены люди. но вот скажите почему стали забывать того же (не побоюсь сказать) "ЦАРЯ" сцены-Великого КОБЗОНА? сам я не являюсь поклонником его творчества, но этот человек как никто другой олицетворяет целую музыкальную эпоху нашей страны.практически умер на сцене. знаю молодёжь начнет минусовать мой комент-простим им сирым и глупым, а может быть просто спросить отношение наших известных музыкантов к творчеству Иосифа Кобзона? тот же профи П.Подгородецкий с большим уважением отзывается о Кобзоне. думаю и Градский (интервью записано до ухода АБГ – Е.Д.) и Макаревич* дадут только положительную оценку этому гениальному певцу. давайте и мы - ПОМНИТЬ.
*-признаны в РФ иноагентами.