Найти в Дзене

«Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси: детектив про талант и трусость на фоне пейзажей Моне

История, происходящая в живописной французской деревушке Живерни, окутанной атмосферой искусства Клода Моне, раскрывает не только тайны прошлого, но и сложности человеческой души. Сюжет начинается с загадочного убийства у реки. Полный амбиций полицейский Лоренс Серенак сталкивается с запутанным делом. Подозреваемых много, но разгадка кажется скрытой в самой ткани времени. Преступление в Живерни перекликается с загадочным убийством, случившимся десятилетия назад. Как связаны эти события? И какую роль в этом играют три женщины, чьи жизни сплетаются в одну судьбоносную линию? Бюсси великолепно выстраивает характеры главных героинь: старухи с пронзительным взглядом, девочки, мечтающей о мире искусства, и красивой учительницы, чья жизнь скрывает множество тайн. Эти женщины — ключи к разгадке происходящего. Каждая из них хранит свою правду, свои мотивы, свои страхи. Автор мастерски переплетает их истории, погружая читателя в непрерывный поток вопросов: кто из них рассказывает правду, а кто л
Оглавление

История, происходящая в живописной французской деревушке Живерни, окутанной атмосферой искусства Клода Моне, раскрывает не только тайны прошлого, но и сложности человеческой души.

Сюжет начинается с загадочного убийства у реки. Полный амбиций полицейский Лоренс Серенак сталкивается с запутанным делом. Подозреваемых много, но разгадка кажется скрытой в самой ткани времени. Преступление в Живерни перекликается с загадочным убийством, случившимся десятилетия назад. Как связаны эти события? И какую роль в этом играют три женщины, чьи жизни сплетаются в одну судьбоносную линию?

Бюсси великолепно выстраивает характеры главных героинь: старухи с пронзительным взглядом, девочки, мечтающей о мире искусства, и красивой учительницы, чья жизнь скрывает множество тайн. Эти женщины — ключи к разгадке происходящего. Каждая из них хранит свою правду, свои мотивы, свои страхи. Автор мастерски переплетает их истории, погружая читателя в непрерывный поток вопросов: кто из них рассказывает правду, а кто лишь запутывает следствие?

Мельница Шеневьер, Живерни, Франция
Мельница Шеневьер, Живерни, Франция

Одно из главных достоинств детективного романа — неповторимая атмосфера. Живерни — это не просто место действия, это символ. Деревня, воспетая Моне, олицетворяет зыбкость человеческих чувств и времени. Каждая деталь — будь то описание пруда, где растут кувшинки, или мельчайшие штрихи в портретах героев — создаёт впечатление, будто не читаешь книгу, а рассматриваешь картину.

«Чёрные кувшинки» — это не просто детектив. Он поднимает вопросы любви и предательства, предопределённости и свободы выбора. Может ли прошлое влиять на будущее? Как трагедии прошлого определяют наши поступки? Эти вопросы остаются с читателем даже после того, как последняя страница закрыта.

Чем понравилась книга

  • Очень необычный стиль повествования. По крайней мере, для детективного жанра.

Если честно, поначалу такая авторская подача даже немного оттолкнула. На всякий случай ещё раз перечитала аннотацию, чтобы убедиться, что это точно не мелодрама. Уж очень похоже было на какой-нибудь женский роман о вечном. Но сомнения оказались напрасными. Сюжет быстро захватил внимание, я привыкла к стилю, а где-то к середине он даже стал нравиться.

  • Очень необычный подход к самому изложению истории.

Я, как искушённый читатель, перечитала всякое: и с переплетением сюжетов, и со смешением временных линий, и когда персонажи оказывались вообще не теми, кем казались. Но именного такого подхода, как в «Чёрных кувшинках», ещё не встречала. Что очень приятно.

Вообще, по сути, история, рассказанная в книге, простая и стара как мир. Но у автора получилось облечь её в такую форму и рассказать таким образом, что приходится изрядно поломать голову, пытаясь понять, в чём же там дело.

«Водяные лилии и японский мост», Клод Моне
«Водяные лилии и японский мост», Клод Моне

Даже несмотря на то, что о разгадке я начала догадываться, прочитав процентов 70 % книги, главы написаны так, что всё равно до конца сомневаешься, прав ли ты и так ли всё на самом деле.

Забегая вперёд: да, всё и правда оказалось так, как я подозревала.

  • Читая книгу, знакомишься с биографией Клода Моне.

Да, про Моне там написано очень и очень много. Можно было бы и поменьше. Я не ценитель искусства и отношусь к тем людям, которые не понимают, зачем покупать оригинал за баснословные деньги, когда есть куча копий-репродукций. И там кувшинки, и там… Но не понимать не значит осуждать, и потому читать, как жил и живёт этот параллельный для меня мир и люди искусства в целом, было весьма интересно.

По этой причине оцениваю данную особенность книги как плюс. Специально подробности жизни Моне я бы, наверное, никогда читать не стала, а благодаря книге получился ещё один маленький вклад в копилку общей эрудиции.

Что не понравилось в «Чёрных кувшинках»

Только что выяснила, что Мишель Бюсси — это мужчина, и многое встало на свои места. Насколько я знаю, Мишель — универсальное имя для французов, и, если бы автор «Кувшинок» оказалась женщиной, некоторые моменты представлялись бы более странными.

Конкретно: очень сильно бросилось в глаза и не понравилось, как в книге персонажи дискриминируются по «весовому признаку». Упрощённо: все худые и стройные хорошие, а толстяки и рыхлые — плохие. Причём как мужчины, так и женщины. И даже если герой по ходу сюжета меняется внешне (взрослеет, стареет — читай: полнеет), его личностные качества тоже начинают скатываться в минус.

Музей Клода Моне в Живерни, Франция — бывший дом художника и прилегающий к нему сад
Музей Клода Моне в Живерни, Франция — бывший дом художника и прилегающий к нему сад

Я за бодипозитив в том смысле, что, пока человек здоров, он может весить сколько угодно — и оставаться красивым! Я за разную красоту, разные её проявления, поэтому читать интереснейший сюжет, но с обилием подобных клише о внешности было трудновато. Глаз всё время цеплялся за эти моменты.

При этом я почему-то полагала, что Мишель Бюсси — это женщина. И подспудно думалось: «Ну как же так, ну что ж вы, дамочка, так жестоки к вопросам красоты…» Моя ошибка многое объясняет, но более приятным впечатление не делает.

Кстати, сейчас читаю ещё одну книгу этого автора — и там в этой части всё то же самое. Видимо, у него серьёзный пунктик на этой теме.

Какие мысли пришли во время чтения «Чёрных кувшинок» (осторожно, спойлеры!)

Закройте этот текст, если ещё не читали книгу! Но возвращайтесь после — обсудим.

Героиня, вокруг которой крутится весь сюжет (Стефани Дюпен), — очень глупая и трусливая женщина. Та, что вечно страдает, винит во всём обстоятельства («не я такая, а жизнь так сложилась»), но палец о палец не ударит, чтобы что-то изменить. Ждёт, что кто-то всё сделает за неё.

Вся её жизнь пронизана дичайшим страхом перемен: с детства и до старости.

Парк Клода Моне, Живерни, Франция
Парк Клода Моне, Живерни, Франция

Похожие люди в реальности встречаются очень часто. Они любят:

  • рассказывать про своё тяжёлое детство;
  • смаковать подробности травмирующих событий, происходивших с ними в разное время;
  • мыть кости окружающим;
  • философствовать на темы, как хорошо бы вырваться из клетки (дома, работы, обязанностей).

При этом, стоит на горизонте появиться реальной возможности для этого «вырывания», они либо замирают в нерешительности, либо делают всё, чтобы этот шанс быстро испарился. А когда это происходит, успокаиваются, и вышеперечисленное нытьё начинается сначала.

Психологи дают хороший совет: если хочешь узнать истинные устремления человека, не слушай, что он говорит, посмотри, что он делает. И книга, на мой взгляд, очень ярко иллюстрирует действенность этой рекомендации.

«Кувшинки», Клод Моне
«Кувшинки», Клод Моне

Можно на каждом шагу кричать, как тебе плохо и тесно в маленькой (хоть и знаменитой на весь мир) деревеньке. Но, если ты год за годом продолжаешь бежать по одному и тому же кругу и не можешь решиться даже на то, чтобы назвать свою очередную собаку не снова Нептуном, а как-то иначе… В общем, те самые истинные устремления налицо.

А происходит так, на мой взгляд, из-за недостаточного страха смерти. То есть не страха как такового, а самого понимания, что ты смертен и жизнь пролетает очень быстро.

  • Вот ты маленькая девочка — все восхищаются твоими талантами и буквально заглядывают в рот.
  • Потом раз — и ты уже женщина средних лет (хрупкая и с осиной талией, как любит подчёркивать автор, а значит, ещё «хорошая»).
  • Затем два — и ты полоумная старуха. Никому не нужная невидимка, тень прошлого…

В книге Стефани Дюпен умнеет только к старости: осознаёт, что упустила, и решается наконец на самостоятельное серьёзное действие. И автор поворачивает сюжет так, что жизнь в 80+ лет даёт ей второй шанс.

В реальности, увы, такого почти не случается. И «Чёрные кувшинки» стоит прочитать, чтобы задуматься, а не совершаем ли мы тех же самых ошибок прямо сейчас: не держимся ли мёртвой хваткой за прошлое, чтобы оправдать страх перед настоящим.

© Лилия Сойер — редактор, писатель, читатель и в целом неплохой человек