Найти в Дзене

Дважды «сломанный» проспект

Вторая статья из серии об истории проспекта Ленина. В ней мы расскажем о проектной задумке главной улицы Комсомольска-на-Амуре, покажем следы прямого продолжения проспекта Ленина на Дзёмгах и объясним, почему советские планы так и не были реализованы. Как уже было сказано в предыдущей статье, проспект Ленина официально появился вместе с утверждением 1-го генерального плана г. Комсомольска-на-Амуре 13 февраля 1939 г. Этот план был разработан в Ленинградском отделении «Горстройпроекта» архитектором Б.В. Данчичем и стал основой для создания первого на Дальнем Востоке образцового города СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО будущего. На схеме сетки улиц города можно увидеть, что проспект Ленина по 1-му генплану представлял из себя абсолютно прямую линию, которая пролегает через Силинский парк и соединяет два основных района города – собственно «Город» (Центральный район) и Дзёмги (Ленинский район). Эта же задумка – прямая линия – сохранялась и на 2-м генплане 1954 г. На Дзёмгах проспект Ленина должен был соед

Вторая статья из серии об истории проспекта Ленина. В ней мы расскажем о проектной задумке главной улицы Комсомольска-на-Амуре, покажем следы прямого продолжения проспекта Ленина на Дзёмгах и объясним, почему советские планы так и не были реализованы.

Проспект Ленина. Фото В.Г. Ивахненко, 2005 г.
Проспект Ленина. Фото В.Г. Ивахненко, 2005 г.

Как уже было сказано в предыдущей статье, проспект Ленина официально появился вместе с утверждением 1-го генерального плана г. Комсомольска-на-Амуре 13 февраля 1939 г. Этот план был разработан в Ленинградском отделении «Горстройпроекта» архитектором Б.В. Данчичем и стал основой для создания первого на Дальнем Востоке образцового города СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО будущего.

Генеральный план 1939 г. Схема сетки улиц города. Красным отмечен проспект Ленина
Генеральный план 1939 г. Схема сетки улиц города. Красным отмечен проспект Ленина

На схеме сетки улиц города можно увидеть, что проспект Ленина по 1-му генплану представлял из себя абсолютно прямую линию, которая пролегает через Силинский парк и соединяет два основных района города – собственно «Город» (Центральный район) и Дзёмги (Ленинский район). Эта же задумка – прямая линия – сохранялась и на 2-м генплане 1954 г. На Дзёмгах проспект Ленина должен был соединяться с проектировавшимся продолжением ул. Советской, примерно в том месте, где сегодня находится пересечение пр. Победы и пер. Дворцового.

Проспект Ленина на схеме сетки улиц генерального плана 1939 г.
Проспект Ленина на схеме сетки улиц генерального плана 1939 г.

Просеку «сталинского» продолжения проспекта Ленина на Дзёмги, судя по старым картам, имеющимся в городском архиве, проложили ещё в 40-х гг., предположительно в послевоенные годы. Она начинается из «ниоткуда» на западе, проходит через весь Силинский парк, пересекает ул. Свердлова, и на востоке переходила в просеку проектировавшегося продолжения ул. Советской (сейчас пер. Дворцовый). Интересно то, что отдельные части этой просеки сохранились до настоящего времени. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить спутниковый снимок 1965 г. с современным.

Проектировавшееся продолжение пр. Ленина на Дзёмгах, 1965 г.
Проектировавшееся продолжение пр. Ленина на Дзёмгах, 1965 г.
Проектировавшееся продолжение пр. Ленина на Дзёмгах, 2020 г.
Проектировавшееся продолжение пр. Ленина на Дзёмгах, 2020 г.

Одна часть этой просеки сегодня затерялась в дебрях Силинского парка и давно заросла. Другая часть, совсем небольшая, превратилась в пешеходную аллею во дворе домов №№ 6, 8 по пр. Московскому, и даже участвовала в голосовании по благоустройству в рамках программы «Комфортная городская среда». Благоустройство запланировано на 2025 год.

Пешеходная аллея во дворе домов №№ 6, 8 по пр. Московскому – просека несостоявшегося пр. Ленина на Дзёмгах, 2014 г., фото автора
Пешеходная аллея во дворе домов №№ 6, 8 по пр. Московскому – просека несостоявшегося пр. Ленина на Дзёмгах, 2014 г., фото автора

Кстати, продлить на Дзёмги тем же прямым образом в 1930-е гг. планировалось и ул. Вокзальную. И если внимательней присмотреться к современным спутниковым снимкам Силинского леса, то можно найти просеку проектировавшегося продолжения и этой улицы.

Жёлтые линии – соединения существующих пр. Ленина и ул. Вокзальной и их проектировавшихся продолжений в виде просек в Силинском парке
Жёлтые линии – соединения существующих пр. Ленина и ул. Вокзальной и их проектировавшихся продолжений в виде просек в Силинском парке

Сегодня, как мы знаем, основная автодорога из Центрального округа в Ленинский представляет из себя кривун, переходящий в Комшоссе. Но как же так получилось, что дорога из абсолютно прямой, какой изначально задумывалась, и даже строилась, стала настолько извилистой? В первый раз проспект «сломали» в 1967 году. Это год выхода 3-го генерального плана города. Придя к власти, Хрущёв совершил, можно сказать, «архитектурную революцию», отказавшись не только от «сталинского ампира», но и от квартальной застройки. Это соответствовало определённым тенденциям в мире, и было оправдано необходимостью ускорения в строительстве. Отражением архитектурных веяний хрущёвского периода стал новый, 3-й по счёту генплан города, в котором сетка улиц была значительно «перепрошита». Так, из генплана исчезли прямые продолжения ул. Вокзальной и пр. Ленина. А в качестве основной дороги на Дзёмги осталось Комшоссе, которое решили плавно «подключить» к пр. Ленина. Эта же идея сохранилась и на 4-м генплане 1987 г. Ну а в качестве дополнительной дороги продлили до города улицу Лазо.

Проспект Ленина и Комшоссе на схеме сетки улиц 3-го генерального плана 1967 г.
Проспект Ленина и Комшоссе на схеме сетки улиц 3-го генерального плана 1967 г.

После того, как отказались от идеи прямой дороги на Дзёмги, и бросили просеку продолжения проспекта Ленина в Силинском парке, основной путь из города на Дзёмги ещё долго оставался очень кривым. Для того, чтобы попасть на Дзёмги, нужно было с пр. Ленина повернуть на ул. Кирова и далее повернуть на старое Комшоссе (вдоль бывшего аккумуляторного завода). Автобусы 14-го и 21-го маршрута, соединявшие город и Дзёмги, так и ходили.

Путь из города на Дзёмги: пр. Ленина – ул. Кирова – Комшоссе, 1965 г.
Путь из города на Дзёмги: пр. Ленина – ул. Кирова – Комшоссе, 1965 г.

К 1980-м гг. транспортный поток в городе уже значительно возрос, строились новые предприятия, новый речной порт в пос. Менделеева, а старый узкий извилистый путь несколько затруднял путь на Дзёмги. И в конце 1980-х гг. приступили к строительству «плавного подключения» Комшоссе к пр. Ленина. Для этого нужно было построить новый широкий мост через Силинку. Это тот самый мост, который действует и сейчас.

Строительство нового моста через реку Силинку, 1987 г. Фото из архива краеведческого музея
Строительство нового моста через реку Силинку, 1987 г. Фото из архива краеведческого музея

Расположение и ориентировка этого моста вовсе не случайны. Если от него мысленно провести продолжение, то оно примкнёт как раз к пересечению пр. Ленина и ул. Кирова. Это и есть то самое «плавное подключение» проспекта Ленина к Комшоссе. Советские архитекторы хоть и отказались от идеи прямого проспекта Ленина на Дзёмги, но всё же постарались сделать так, чтобы дорога между двумя крупными районами города была как можно более короткая и прямая, чтобы максимально сократить время в пути. При социализме всё делалось с научным расчётом и для максимального удобства всего населения города.

Старый и новый мост через Силинку, 1990-е гг.
Старый и новый мост через Силинку, 1990-е гг.

Новый мост-то построили, широкий, полноценный, с двухпутным трамвайным полотном (на старом было совмещённое), а вот новую дорогу, соединяющую пр. Ленина и Комшоссе, до развала СССР, увы, построить не успели... Поэтому, старый путь, в том числе, старый узкий мост на Комшоссе, построенный в 1957 г., продолжали использовать вплоть до начала 2000-х гг., а новый мост все 1990-е гг. просто пустовал.

Фрагмент карты города 1997 г. Оранжевая ломаная магистраль в центре – Комшоссе. Красные цифры – автобусные маршруты. Чёрная тонкая линия – трамвайный путь
Фрагмент карты города 1997 г. Оранжевая ломаная магистраль в центре – Комшоссе. Красные цифры – автобусные маршруты. Чёрная тонкая линия – трамвайный путь

Для того, чтобы напрямую «подключить» пр. Ленина к Комшоссе, нужно было немного расчистить будущую трассу: снести «хлам» бывшей лесоторговой базы по ул. Базовой, 5 и несколько старых частных домов по ул. Песочной, которые лежали на пути советского проекта. Никаких торговых центров и мечетей в том районе тогда, в 1990-е, ещё не было. Однако, капитализм уже был, и по тем или иным причинам новое руководство города в лице В.П. Михалёва отказалось от первоначальной задумки. Обошлись «малыми жертвами», пустили дорогу в обход, но в результате получился тот самый нынешний «кривун» аж с 5-ю изломами вместо 2-х, планировавшихся первоначально.

Первоначально планировалось проложить дорогу там, где отмечено красными линиями. Самую сложную часть этой дороги – мост – успели построить ещё в советское время. Цифры – количество изломов дороги
Первоначально планировалось проложить дорогу там, где отмечено красными линиями. Самую сложную часть этой дороги – мост – успели построить ещё в советское время. Цифры – количество изломов дороги

И это был уже второй раз, когда «сломали» проспект Ленина. Произошло это потому, что после развала СССР соблюдение генплана – главного документа, по которому должен развиваться город, стали считать необязательным. Вместо этого документа придумали «правила землепользования и застройки», генплан «подогнали» под эти правила, и «понеслась»... Хотя по идее и по закону, эти «правила» должны подчиняться именно генплану, но никак не наоборот. Дальше было больше, но это уже другая история.

Новая автодорога «Подъезд в Ленинский округ», 2016 г. Фото автора. В центре – мечеть, жёлтое здание – магазин «ДНС»/«Кари», за автодорогой – бывшая лесоторговая база. Справа от мечети – крыша торгового центра «Выбор», далее за зарослями – бывшая база «Ростекстильторга»
Новая автодорога «Подъезд в Ленинский округ», 2016 г. Фото автора. В центре – мечеть, жёлтое здание – магазин «ДНС»/«Кари», за автодорогой – бывшая лесоторговая база. Справа от мечети – крыша торгового центра «Выбор», далее за зарослями – бывшая база «Ростекстильторга»

Новое соединение пр. Ленина и Комшоссе в нынешнем искривлённом виде было торжественно открыто к 70-летию города в 2002 г. Его официальное название – автомобильная дорога «"Подъезд в Ленинский округ" по проекту "Подъезд к п. Дземги в г. Комсомольске-на-Амуре"». Хотя на некоторых картах отмечено как «Комшоссе». На самом деле Комшоссе официально расположено южнее – это старая дорога вдоль бывшего аккумуляторного завода. Она так и осталась, но теперь уже как вспомогательная. Трамвайные пути при строительстве новой автодороги подвели к новому мосту, это была последняя крупная «трамвайная» стройка в городе, но после того, как в 2018 г. убили трамвайное движение на Дзёмги, эти рельсы вскоре убрали. Зарастающий трамвайный землеотвод посреди новой автодороги стал памятником политической убогости и государственной ущербности эпохи капитализма. Не смогла новая власть ни новую дорогу сделать прямой, по готовому проекту, ни самый экономичный и экологичный вид транспорта сохранить.

Трамвайные пути на новой автодороге «Подъезд в Ленинский округ», 2019 г. Фото автора
Трамвайные пути на новой автодороге «Подъезд в Ленинский округ», 2019 г. Фото автора

Сегодня на пути советского проекта подъезда к пос. Дзёмги лежит уже не только ул. Песочная и бывшая лесоторговая база, но и множество других строений: мечеть (Комшоссе, 3), которая строит уже второй корпус – женский, магазин «ДНС»/«Кари» (Комшоссе, 5), АЗС (ул. Базовая, 1а), ТЦ «Близкий» (пер. Силинский, 10)... Вот что бывает, когда чиновники руководствуются не государственными целями в интересах всего города, а мелкими частными.

Новая автодорога «Подъезд в Ленинский округ», 2016 г. Фото автора. Слева внизу – бывшая лесоторговая база (Базовая, 5). Выше – АЗС, ТЦ «Близкий» (оранжевое здание) и ул. Песочная
Новая автодорога «Подъезд в Ленинский округ», 2016 г. Фото автора. Слева внизу – бывшая лесоторговая база (Базовая, 5). Выше – АЗС, ТЦ «Близкий» (оранжевое здание) и ул. Песочная

Исходя из текущих политических реалий, сложно сказать, будет ли теперь когда-нибудь построена эта дорога так, какой её задумывали советские специалисты. Хотя с другой стороны, когда бизнесу приглядывается та или иная территория, то под снос идёт всё – заповедные лесные массивы, жилые районы, студенческие городки, памятники архитектуры, огромные заводы, в том числе градообразующие. В более запущенных случаях, губятся целые города и даже страны. Такова природа капитализма. Но в нашем случае – ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ. Кто ж будет покушаться на «святое»?..

Продолжение следует...

© Дмитрий Николаев, городское общественное движение «Сила народа», г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 г.

#архитектура #история #здания #улицы #площади #памятники #краеведение #Ленин #СССР #социализм #Россия #ХабаровскийКрай #КомсомольскнаАмуре #СилаНарода

! Понравилась статья? Поблагодарите автора за труд: 2202 2022 2590 9435 (Сбербанк).

! Поддержите мастерскую «МасксетиКМС» по плетению маскировочных сетей для СВО: 4276 1609 7774 4623 (Сбербанк). В назначении платежа пишите: добровольное пожертвование. Также мастерской требуются волонтёры. Контактный телефон: 8(924)114-57-24. Группа мастерской в Телеграме: https://t.me/maskseti_kms

Внимание. Любое самовольное использование, копирование, воспроизведение, переопубликование и прочее заимствование, полное или частичное запрещено и возможно только по согласованию с автором. Особенно это касается владельцев популярных коммерческих и развлекательных пабликов в соцсетях. Написать письмо автору можно по электронной почте: kms586387@mail.ru

Поддержите подпиской наши площадки в других соцсетях:

Телеграм: https://t.me/od_sila_naroda_kms

Вконтакте: https://vk.com/gorotckop

Одноклассники: https://ok.ru/silanaroda

Рутуб: https://rutube.ru/channel/24721238/

Ютуб: https://youtube.com/c/ПравданаАмуре

Яндекс-Дзен: https://zen.yandex.ru/id/625ed61d260cc802315b46de