Вторая статья из серии об истории проспекта Ленина. В ней мы расскажем о проектной задумке главной улицы Комсомольска-на-Амуре, покажем следы прямого продолжения проспекта Ленина на Дзёмгах и объясним, почему советские планы так и не были реализованы.
Как уже было сказано в предыдущей статье, проспект Ленина официально появился вместе с утверждением 1-го генерального плана г. Комсомольска-на-Амуре 13 февраля 1939 г. Этот план был разработан в Ленинградском отделении «Горстройпроекта» архитектором Б.В. Данчичем и стал основой для создания первого на Дальнем Востоке образцового города СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО будущего.
На схеме сетки улиц города можно увидеть, что проспект Ленина по 1-му генплану представлял из себя абсолютно прямую линию, которая пролегает через Силинский парк и соединяет два основных района города – собственно «Город» (Центральный район) и Дзёмги (Ленинский район). Эта же задумка – прямая линия – сохранялась и на 2-м генплане 1954 г. На Дзёмгах проспект Ленина должен был соединяться с проектировавшимся продолжением ул. Советской, примерно в том месте, где сегодня находится пересечение пр. Победы и пер. Дворцового.
Просеку «сталинского» продолжения проспекта Ленина на Дзёмги, судя по старым картам, имеющимся в городском архиве, проложили ещё в 40-х гг., предположительно в послевоенные годы. Она начинается из «ниоткуда» на западе, проходит через весь Силинский парк, пересекает ул. Свердлова, и на востоке переходила в просеку проектировавшегося продолжения ул. Советской (сейчас пер. Дворцовый). Интересно то, что отдельные части этой просеки сохранились до настоящего времени. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить спутниковый снимок 1965 г. с современным.
Одна часть этой просеки сегодня затерялась в дебрях Силинского парка и давно заросла. Другая часть, совсем небольшая, превратилась в пешеходную аллею во дворе домов №№ 6, 8 по пр. Московскому, и даже участвовала в голосовании по благоустройству в рамках программы «Комфортная городская среда». Благоустройство запланировано на 2025 год.
Кстати, продлить на Дзёмги тем же прямым образом в 1930-е гг. планировалось и ул. Вокзальную. И если внимательней присмотреться к современным спутниковым снимкам Силинского леса, то можно найти просеку проектировавшегося продолжения и этой улицы.
Сегодня, как мы знаем, основная автодорога из Центрального округа в Ленинский представляет из себя кривун, переходящий в Комшоссе. Но как же так получилось, что дорога из абсолютно прямой, какой изначально задумывалась, и даже строилась, стала настолько извилистой? В первый раз проспект «сломали» в 1967 году. Это год выхода 3-го генерального плана города. Придя к власти, Хрущёв совершил, можно сказать, «архитектурную революцию», отказавшись не только от «сталинского ампира», но и от квартальной застройки. Это соответствовало определённым тенденциям в мире, и было оправдано необходимостью ускорения в строительстве. Отражением архитектурных веяний хрущёвского периода стал новый, 3-й по счёту генплан города, в котором сетка улиц была значительно «перепрошита». Так, из генплана исчезли прямые продолжения ул. Вокзальной и пр. Ленина. А в качестве основной дороги на Дзёмги осталось Комшоссе, которое решили плавно «подключить» к пр. Ленина. Эта же идея сохранилась и на 4-м генплане 1987 г. Ну а в качестве дополнительной дороги продлили до города улицу Лазо.
После того, как отказались от идеи прямой дороги на Дзёмги, и бросили просеку продолжения проспекта Ленина в Силинском парке, основной путь из города на Дзёмги ещё долго оставался очень кривым. Для того, чтобы попасть на Дзёмги, нужно было с пр. Ленина повернуть на ул. Кирова и далее повернуть на старое Комшоссе (вдоль бывшего аккумуляторного завода). Автобусы 14-го и 21-го маршрута, соединявшие город и Дзёмги, так и ходили.
К 1980-м гг. транспортный поток в городе уже значительно возрос, строились новые предприятия, новый речной порт в пос. Менделеева, а старый узкий извилистый путь несколько затруднял путь на Дзёмги. И в конце 1980-х гг. приступили к строительству «плавного подключения» Комшоссе к пр. Ленина. Для этого нужно было построить новый широкий мост через Силинку. Это тот самый мост, который действует и сейчас.
Расположение и ориентировка этого моста вовсе не случайны. Если от него мысленно провести продолжение, то оно примкнёт как раз к пересечению пр. Ленина и ул. Кирова. Это и есть то самое «плавное подключение» проспекта Ленина к Комшоссе. Советские архитекторы хоть и отказались от идеи прямого проспекта Ленина на Дзёмги, но всё же постарались сделать так, чтобы дорога между двумя крупными районами города была как можно более короткая и прямая, чтобы максимально сократить время в пути. При социализме всё делалось с научным расчётом и для максимального удобства всего населения города.
Новый мост-то построили, широкий, полноценный, с двухпутным трамвайным полотном (на старом было совмещённое), а вот новую дорогу, соединяющую пр. Ленина и Комшоссе, до развала СССР, увы, построить не успели... Поэтому, старый путь, в том числе, старый узкий мост на Комшоссе, построенный в 1957 г., продолжали использовать вплоть до начала 2000-х гг., а новый мост все 1990-е гг. просто пустовал.
Для того, чтобы напрямую «подключить» пр. Ленина к Комшоссе, нужно было немного расчистить будущую трассу: снести «хлам» бывшей лесоторговой базы по ул. Базовой, 5 и несколько старых частных домов по ул. Песочной, которые лежали на пути советского проекта. Никаких торговых центров и мечетей в том районе тогда, в 1990-е, ещё не было. Однако, капитализм уже был, и по тем или иным причинам новое руководство города в лице В.П. Михалёва отказалось от первоначальной задумки. Обошлись «малыми жертвами», пустили дорогу в обход, но в результате получился тот самый нынешний «кривун» аж с 5-ю изломами вместо 2-х, планировавшихся первоначально.
И это был уже второй раз, когда «сломали» проспект Ленина. Произошло это потому, что после развала СССР соблюдение генплана – главного документа, по которому должен развиваться город, стали считать необязательным. Вместо этого документа придумали «правила землепользования и застройки», генплан «подогнали» под эти правила, и «понеслась»... Хотя по идее и по закону, эти «правила» должны подчиняться именно генплану, но никак не наоборот. Дальше было больше, но это уже другая история.
Новое соединение пр. Ленина и Комшоссе в нынешнем искривлённом виде было торжественно открыто к 70-летию города в 2002 г. Его официальное название – автомобильная дорога «"Подъезд в Ленинский округ" по проекту "Подъезд к п. Дземги в г. Комсомольске-на-Амуре"». Хотя на некоторых картах отмечено как «Комшоссе». На самом деле Комшоссе официально расположено южнее – это старая дорога вдоль бывшего аккумуляторного завода. Она так и осталась, но теперь уже как вспомогательная. Трамвайные пути при строительстве новой автодороги подвели к новому мосту, это была последняя крупная «трамвайная» стройка в городе, но после того, как в 2018 г. убили трамвайное движение на Дзёмги, эти рельсы вскоре убрали. Зарастающий трамвайный землеотвод посреди новой автодороги стал памятником политической убогости и государственной ущербности эпохи капитализма. Не смогла новая власть ни новую дорогу сделать прямой, по готовому проекту, ни самый экономичный и экологичный вид транспорта сохранить.
Сегодня на пути советского проекта подъезда к пос. Дзёмги лежит уже не только ул. Песочная и бывшая лесоторговая база, но и множество других строений: мечеть (Комшоссе, 3), которая строит уже второй корпус – женский, магазин «ДНС»/«Кари» (Комшоссе, 5), АЗС (ул. Базовая, 1а), ТЦ «Близкий» (пер. Силинский, 10)... Вот что бывает, когда чиновники руководствуются не государственными целями в интересах всего города, а мелкими частными.
Исходя из текущих политических реалий, сложно сказать, будет ли теперь когда-нибудь построена эта дорога так, какой её задумывали советские специалисты. Хотя с другой стороны, когда бизнесу приглядывается та или иная территория, то под снос идёт всё – заповедные лесные массивы, жилые районы, студенческие городки, памятники архитектуры, огромные заводы, в том числе градообразующие. В более запущенных случаях, губятся целые города и даже страны. Такова природа капитализма. Но в нашем случае – ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ. Кто ж будет покушаться на «святое»?..
Продолжение следует...
© Дмитрий Николаев, городское общественное движение «Сила народа», г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 г.
#архитектура #история #здания #улицы #площади #памятники #краеведение #Ленин #СССР #социализм #Россия #ХабаровскийКрай #КомсомольскнаАмуре #СилаНарода
! Понравилась статья? Поблагодарите автора за труд: 2202 2022 2590 9435 (Сбербанк).
! Поддержите мастерскую «МасксетиКМС» по плетению маскировочных сетей для СВО: 4276 1609 7774 4623 (Сбербанк). В назначении платежа пишите: добровольное пожертвование. Также мастерской требуются волонтёры. Контактный телефон: 8(924)114-57-24. Группа мастерской в Телеграме: https://t.me/maskseti_kms
Внимание. Любое самовольное использование, копирование, воспроизведение, переопубликование и прочее заимствование, полное или частичное запрещено и возможно только по согласованию с автором. Особенно это касается владельцев популярных коммерческих и развлекательных пабликов в соцсетях. Написать письмо автору можно по электронной почте: kms586387@mail.ru
Поддержите подпиской наши площадки в других соцсетях:
Телеграм: https://t.me/od_sila_naroda_kms
Вконтакте: https://vk.com/gorotckop
Одноклассники: https://ok.ru/silanaroda
Рутуб: https://rutube.ru/channel/24721238/
Ютуб: https://youtube.com/c/ПравданаАмуре
Яндекс-Дзен: https://zen.yandex.ru/id/625ed61d260cc802315b46de