«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
Где: Москва, Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки
Адрес: улица Волхонка, 14
До: 16 марта 2025
Фантастическая! Умопомрачительная! Удивительная! Я могу еще сыпать и сыпать эпитетами, но пора переходить к сути вещей. Была на выставке «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» неделю назад, и после посещения она мне до сих пор снится. Ни одна из 140 экспозиций, посещенных мной за последнее время и описанных в блоге, не произвела на меня настолько сильного впечатления.
Сергей Иванович Щукин (1854-1936), купец первой гильдии и благотворитель, известен в первую очередь своей коллекцией нового искусства — импрессионистов, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо. Однако выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет менее известную часть щукинской коллекции: произведения старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, фарфор, иконы.
Зрителю предлагают не просто посетить экспозицию, а совершить путешествие в пространстве и времени от цивилизации Древнего Египта, до Китая и Японии, от Европы эпохи барокко до русской усадьбы XIX века.
Щукин не только собирал предметы нового искусства, но и пропагандировал его, порой вызывая и широкий резонанс, и непонимание. Грандиозные щукинские ужины и музыкальные вечера собирали по двести человек, приглашенные дамы по заведенной в доме традиции в конце вечера получали по букету роз.
В 1908 году, после смерти первой супруги, Сергей Иванович принял решение подарить коллекцию Москве и открыть свой особняк в Большом Знаменском переулке для публики. Запись велась по телефону, посетить дом можно было в воскресный день, а экскурсии проводил сам хозяин. В первую очередь, конечно, приходили молодые художники, и одним из результатов просветительской деятельности Щукина, стал русский авангард.
В 1918 году Щукин был вынужден навсегда покинуть родину. В том же году его коллекция была национализирована и в итоге разрознена: часть оказалась в Пушкинском музее, часть - в Эрмитаже и во многих музеях по всей стране. Для нынешней выставки экспонаты приехали из Музеев Московского Кремля, Музея Востока, Музея-заповедника «Останкино и Кусково», Академии художеств, Государственного Эрмитажа, Музея истории религии, музеев Астрахани, Махачкалы, Якутска. Спустя более чем столетие разлученные вещи щукинской коллекции встретились снова, это буквально мистическое событие, и все посетители выставки не могут не почувствовать сопричастность к нему.
В конце 1920-х годов, когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России, прошёл слух, что и Щукин будет судиться за свою коллекцию. По свидетельству П.А.Бурышкина, автора книги “Москва купеческая”, Щукин в разговоре с ним опроверг это утверждение, сказав:
“…Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там.”
Еще одна особенность экспозиции – это воспитание вкуса у зрителей. Через два часа нахождения на выставке, Вы выйдете другим человеком. Проще всего сочетать белое с черным, а параллельное с перпендикулярным, но Щукин рифмовал всё гораздо сложнее и тоньше. Организаторы выставки реконструировали эти сочетания произведений искусства, когда-то наполнявших дом мецената.
Гостей в передней встречали чугунные всадники Евгения Лансере и «Женщина в саду» Виктора Борисова-Мусатова, единственная картина отечественного мастера, присутствие которой в собрании Сергея Щукина документально подтверждено.
Самый насыщенный раздел выставки посвящен коллекции артефактов Древнего Египта. В 1907 году Сергей Иванович совершил тяжелый паломнический поход по Синайскому полуострову к монастырю святой Екатерины. Этому событию предшествовала семейная драма: в 1905 году исчез из дома сын Сергей (скорее всего это было самоубийство), в 1907 от горя умирает Любимая жена Лидия. В Египте Щукин впервые в жизни начал вести дневник, который чудом сохранился до наших дней. Именно к выставке текст расшифрован полностью, посетители могут познакомиться с ним на интерактивном экране.
2 ноября, Вади-Гарандель. Вчера я в первый раз усомнился, справлюсь ли я со своей задачей. Кажется, я слишком стар, чтобы выдержать такое предприятие. Я вижу, что мои силы недостаточны. Не знаю, как я дошел последние часы. Голова кружилась, все тело болело, чувство страшной усталости, время тянулось безумно долго. Мы шли по выжженному дну бесконечного кратера. Иногда я смотрел на часы, потом забывался, казалось, прошел час, смотрю, только 10 минут. Нельзя себе представить, как при однообразии окружающей обстановки время катится долго. Впечатления меняются, поэтому время бесконечно. Я только теперь понял, что значит минута, как она долга… Для меня вчерашний день целая вечность. И какая тяжелая, ужасная вечность! Как я устал! Вечером насилу, с помощью драгомана, слез с верблюда. Жажда мучила страшно.
13 ноября. Настроение вечером у меня было очень тяжелое.
Вспомнил подробности ухода Сергея. Все поиски его. Какие ужасные и тяжелые минуты, часы, дни пришлось пережить мне и моей Лидочке! Как я ищу забвения и как оно, напротив, бежит от меня. Здесь, на чужбине, все рисуется ярче и живее. Моя цель все забыть, жить новой жизнью. А монастырь и пустыня, напротив, все старое взволновали с новой силой.
Все успокоившееся опять взволновалось. Нет, верно, это не есть место душевного покоя. Нужно искать его иначе. А как хорошо бы забыть все пережитое и начать жить с новыми победами, с новыми мечтами. Я теперь смотрю все время назад. Живу воспоминаниями утраченного счастья.
Обратите внимание, как артефакты Древнего Египта рифмуются с работами Гогена и Пикассо. Героиня таитянского мифа Вайраумати восседает в «древнеегипетской» позе, а цвет ее тела напоминает оттенок дерева, из которого вырезаны древнеегипетские статуэтки. У Щукина было 16 полотен Гогена, которые разместили в столовой на манер русского иконостаса, так в щукинском доме появилось понятие “гогеновский иконостас”.
Исполины в работе Пикассо времени раннего кубизма – это тоже эхо египетских изваяний.
Один из разделов выставки посвящен Залу старой живописи, который был в щукинском доме. Часть экспонатов принадлежала Ивану Щукину, младшему брату Сергея. Он жил в Париже, был арт-критиком. Именно брат познакомил Сергея Щукина с новым искусством. Иван собирал работы старых мастеров, преимущественно считавшихся испанскими. Будучи бесшабашным кутилой, он был вынужден выставить картины на аукцион для покрытия крупных долгов, значительная часть «шедевров» была признана подделками, и хозяин покончил с собой. Часть коллекции перешла Сергею, который участвовал в урегулировании дел брата.
В верхней части композиции Зала старой живописи в щукинском особняке были симметрично расположены редкие шитые иконы русской работы второй половины XVII века. Композиции «Бичевание Христа» и «Не рыдай Мене, Мати» созданы в кремлевских мастерских. Специально для проекта «Неизвестный Щукин» Музеи Московского Кремля провели их полную реставрацию.
Прямо под шитыми иконами в Зале старой живописи находилась… буддийская икона-танка – удивительное сочетание, ничуть не смущавшее Щукина. Исследования установили, что произведение создано в Тибете в XVIII столетии, а изображен здесь грозный шестирукий защитник буддийской веры – Белый Махакала.
С «парижским Иваном» связана небольшая коллекция европейской сакральной резной скульптуры XV–XVIII веков. Фрагменты собрания позволили создать на выставке импровизированную капеллу, где доминируют фигура Мадонны и два ангела эпохи барокко.
Следующие залы посвящены предметам декоративного искусства в доме Щукина, в числе которых две пары ваз Императорского фарфорового завода с изображением дворцовых гренадеров Зимнего дворца и искусными воспроизведениями картин Алексея Венецианова.
Детально реконструированы фрагменты наиболее знаменитого ансамбля особняка в Большом Знаменском — Розовой гостиной, — созданного в 1911 году Щукиным и Матиссом.
Сергей Иванович сетовал, что Матисс у него «зажился»: «Пьет шампанское, ест осетрины и хвалит иконы; не хочет-де в Париж». Кстати, Щукин сильно заикался, и подтрунивать над ним позволялось только Анри Матиссу.
Для художника была крайне важна гармония между его собственными произведениями и предметами обстановки. На выставке представлены комоды из розового дерева, бирюзовые французские декоративные вазы, скульптуры. Через сто лет они снова встретились в задуманных Матиссом сочетаниях. Лейтмотивом выставки я бы назвала гармонию несочетаемого.
В Розовой гостиной Матисс поместил картину «Натюрморт
венецианской красной» прямо перед «Тремя грациями», таким образом изображенная им его собственная скульптура «Мадлен» вступала в диалог с классикой.
Матисс, как уже говорилось, был потрясен русскими иконами: «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли еще в XIV веке. Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас», — говорил он.
Не случайно в последнем зале речь идет о собрании икон, находившихся в доме Сергея Иванович Щукина. Встреча с русским искусством оказала значительное влияние на творчество Матисса, об этом напомнит и эпилог выставки: «Розовая мастерская» из собрания Щукина и акварельный эскиз картины «Красная мастерская». Вы узнаете этот насыщенный красный фон? Конечно, это влияние русской иконописи.
О своем новом произведении Матисс поспешил рассказать Щукину. В письмо он вложил акварель, которая должна была дать меценату впечатление о новом полотне, Щукин деликатно ответил, что предпочитает композиции с фигурами, и «Красную мастерскую» приобретать не стал. Он побуждал художника к новым открытиям, которые вскоре украсили коллекцию.
В конце сегодняшнего обзора я хотела бы сказать: “Браво!” всем организаторам выставки и, конечно, ее куратору Алексею Петухову, ведущему научному сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, который вынашивал идею этого проекта более 15 лет!
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Пушкинский_музей #Неизвестный_Щукин #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #куда_пойти_в_праздники #Сергей_Щукин