Нельзя сказать, что одаренный ребенок такая уж неви даль. Особенно в нашей стране, где создаются все условия для развития дарования детей. И притом независимо от расы, национальности, вероисповедания, социального положе ния и материального достатка родителей. Чтобы убедиться в этом, достаточно позна- комиться с работой многочисленных кружков при Домах и Дворцах пионеров, клубах, школах. Конкурсы, олимпиады, смотры художественной самодеятельности, спортивные состязания ежемесячно, ежегодно обнаруживают десятки и сотни тысяч талантливых школьников и школьниц, и имена лучших из них становятся широкоизвестны.
Уж не следует ли из этого, что каждый ребенок это талант? Пусть потенциаль ный, скрытый, непроявившийся, но тем не менее заведомо талант. Ответить на это не легко, потому что категорическое «да», как и категорическое «нет», способно принести равно большой вред ребятам, их родителям, школе, в конце концов всем нам. Какие опасности таит в себе категорическое «да»?
Одаренность, талант это слишком сложный в психологическом отношении ан- самбль качеств личности, чтобы полагать, что у каждого человека существует возмож ность самостоятельно, неповторимо, оригинально и творчески выполнять любую дея тельность.
Сделаем при этом одну существенную оговорку. Когда мы утверждаем, что нельзя из всякого человека сделать талант в любой произвольно заданной области творческой деятельности, то здесь мы не имеем в виду, что каждого человека якобы нельзя научить выполнять любое наперед заданное дело (к примеру, играть на рояле, рисовать пейзажи или натюрморты, сочинять стихи и т. д.) и что нельзя развить способности, без которых эта деятельность неосуществима. Исследования советских ученых Б. М. Теплова и А. Н. Леонтьева показали ошибочность подобных представлений. Однако от формирования в психологическом эксперименте одной или даже нескольких способностей к дан- ной деятельности до формирования таланта, как говорится, «дистанция огромного раз- мера». При решении этой проблемы необходимо принять во внимание качественное своеобразие таланта, которое не сводится к простой сумме отдельных способностей.
Иногда можно слышать рассуждения о том, что развитие таланта зависит только от времени специального обучения. Мол, если бы мы располагали сроком в 200-300 лет, то при наличии специально поставленного обучения и воспитания мы могли бы из любого мальчугана сделать на выбор второго Моцарта, Рафаэля или Ломоносова. Однако при этом упускается, в частности, из виду то, что замечательные способности этих великих людей в том-то и заключались, что творческих успехов они смогли добиться легче и быст рее, чем другие люди. Поэтому в самой основе этого рассуждения заложено противоре чие: допустимо ли говорить о столь долгом развитии качества, суть которого в том, что человек, им обладающий, делает что-то не только лучше, но и быстрее, чем все остальные? Впрочем, пока человек не стал еще таким «долгожителем», и рассмотрение подобного предположения остается в плане фантазии.
Итак, безоговорочное «да» при ответе на вопрос, каждый ли ребенок талантлив (речь, разумеется, идет о нормальных детях, обучающихся в школе), мы не решаемся произнести. Но мы не скажем и «нет».
Весь вопрос в том, что имеется в виду, когда говорят «каждый ребенок талантлив» Мы отвергл. мнение, что каждый ребенок окажется талантлив в любой наперед заданной деятельности и что, принципиально говоря, можно всякого ребенка довести до вершин мастерства в любой, заранее намеченной профессии, будь то профессия композитора, скульптора, слесаря-универсала, балетмейстера, кинорежиссера, оперного певца, физика теоретика, писателя, конструктора космических кораблей и футбольного тренера. Однако мы не стали бы возражать против того, что «каждый ребенок талантлив», если понимать это так: каждый ребенок при правильном определении его склонностей и развитии его способностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человече ской деятельности.
Другими словами, мы говорим «да», когда речь идет о бескрайнем просторе для раз вития талантов в разнообразных, иногда неожиданных для ребенка и его близких направ лениях, обусловленных его склонностями и общественными потребностями. Мы говорим «нет», когда развитие таланта представляется узкой дорожкой, которую «заботливо» выбрали для ребенка опекающие его взрослые, исходящие из соображений выгоды, тра диций или тщеславия, но в равной мере невежественные в вопросах психологии способ постей
Лишь у немногих дарование лежит на поверхности его приходится обнаруживать и специально развивать, не навязывая молодому человеку своих представлений о един ственно возможном для него жизненном пути, а помогая ему самому найти этот путь и укрепиться в своем выборе. И если, вопреки чаяниям родных и близких, из мальчика не получается выдающийся математик или композитор, пути ему не заказаны из него может выйти талантливый инженер или блестящий педагогог. «В нашей стране не талантливы только лентяи», сказал Николай Островский . С этим нельзя не согласиться.
Однако как можно выявить способности человека, а выявив, развить? Этот вопрос стоит и перед школой, и перед семьей, и задача эта не представляется никому легко ре шаемой. Но гораздо чаще, когда разговор заходит о способностях, родителей тревожит не столько вопрос о том, как развить выдающиеся дарования их детей, сколько как способствовать развитию способностей, необходимых им в учебной деятельности, как обнаружить, какими способностями обладает, а какими не обладает ребенок, как сформировать способности, которых недостает для успешного овладения профессией, специальностью, учебным предметом.
Трудоспособность.
Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая, неуемная склонность к напряженной умственной деятельности. Прежде всего этим хотя, разумеется, и не только этим отличаются они от остальных детей. Очевидно, уместно будет сделать такое предположение: а не является ли, в свою очередь, отсутствие трудолюбия серьезным фактором, препятствующим развитию способностей у тех детей, которые кажутся окружающим, да и им самим бесталанными? Не следует ли трудоспособность рассматривать в общем ряду человеческих способностей и даже во главе всего ряда? Педагогический опыт подтверждает правильность этой гипотезы.
Позвольте, могут возразить нам, а разве мало примеров того, что способные дети учатся легко, что они и уроков не делают, пользуясь тем, что память им сохраняет точно и прочно все, что излагается учителем во время объяснения. Спору нет, но конечным критерием здесь должны быть не легко полученные пятерки, а глубокие знания и умения и, главное, психологическая готовность к труду, которую не обеспечивает такого рода умение. Ребенок, привыкнув к мысли, что ему все дается легко, не знающий, что такое усидчивость, трудолюбие, прилежание, рано или поздно вынужден будет столкнуться с делом, которое от него потребует большого и напряженного труда, и здесь-то и выяс нится, что ему не хватает главного трудоспособности.
Все нужное для ребенка, что может быть исполнено им самим и исполнение чего сoomветствует его умению, должно быть предоставлено его самостоятельности.
Лесгафт
Способности — это, знаете ли, такая штука: или они есть, или их нет.
Боюсь, вы говорите не о способностях, а о таланте, этом таинственном врожденном свойстве, коим отмечены избранные. А способности (скажем, к обучению) формируются. Точно так же, как и определенная направленность интересов. И здесь очень многое будет зависеть как от педагога в школе, так и от усилий семьи.
..плюс интерес.
Другой существенно важный фактор развития способностей ребенка - устойчивые, специальные интересы. Специальные, подчеркиваем мы, потому что говорить об интересах «вообще» как факторе способностей, само собой, нет смысла, так как нет ребенка, у которого не было бы самых разнообразных интересов: к приключенческим повестям и кинофильмам, футболу, почтовым маркам, голубям и т. п.
Специальные интересы в данном случае — это интересы к содержанию какой-то области человеческой жизни и деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь неприметно превращается в действенное овладение приемами и способами деятельности. Это перерастание интереса в действие можно отчетливо увидеть в автобиографическом рассказе изобретателя В. А. Дегтярева: «За зиму я научился бойко читать, писать и считать, а лето опять проводил в саду и в дедушкиной кузне... Как-то в воскресенье отец повел меня в город и там, у дома одного купца, мы увидели фонтан. Всю дорогу я приставал к отцу с вопросами: откуда берется вода, почему она идет вверх, что ее разбрызгивает? Отец подробно объяснил мне устройство фонтана.
Не говоря никому ни слова, я притащил со свалки несколько старых водопроводных труб, стал их подгонять друг к другу, свинчивать, прилаживать...
Не пропустите интересную информацию.Не забудьте подписаться.❤️❤️❤️