- Всякий выбор, который мы делаем в этой жизни, обусловлен той или иной причиной. Наши решения зависят от того, что, по зрелом размышлении, покажется нам наиболее подходящим. К некоторым поступкам нас побуждает сильное желание. Другие мы совершаем, не имея на то, как нам кажется, ни малейшей охоты. Однако, в определенной мере, желание присутствует и здесь, иначе мы так и не смогли бы сделать выбор. В этом-то и состоит сущность свободного волеизъявления делать выбор в соответствии со своими желаниями. В своей книге ,,Свобода воли"Джонатан Эдвардс определяет волю как ,,то, что побуждает наш разум делать выбор". Нет никакого сомнения в том, что человек выбирает ежедневно и ежечасно. Я сделал выбор и написал эту книгу; вы сделали выбор и читаете ее. Мое желание писать выражается в простом механическом процессе писания. Однако же, задумываясь при этом о понятии свободного выбора, мы видим, что вопрос безмерно усложняется. Мы спрашиваем себя: а в чем, собственно, мы вольны? Даже самый заядлый кальвинист не посмеет отрицать, что воля свободна выбрать все, что пожелает. И даже самый отъявленный арминианин согласится с тем, что воля несвободна выбирать то, чего не желает. Что касается спасения, то возникает вопрос: чего желает человек? Арминиане полагают, что некоторые люди хотят покаяться и обрести спасение. Другие не желают знать Бога и тем самым навлекают на себя вечное проклятие. Почему у разных людей возникают такие разные желания этого арминиане не объясняют. Кальвинисты считают, что все люди испытывают одно и то же желание уклоняться от Бога; и это происходит до тех пор, пока Святой Дух не совершит в них духовного возрождения. Это возрождение в корне изменяет наши желания, после чего мы по своей воле раскаиваемся и обретаем спасение. Важно отметить, что даже невозрожденные духовно люди не принуждены действовать вопреки своей воле. Помимо воли изменяются только их желания, но в остальном они по-прежнему свободны поступать согласно своей воле. Итак, мы не ограничены в своем волеизъявлении. Однако при этом мы не вольны выбирать свою природу. Человек не может заявить: ,,Отныне и впредь я буду желать только доброго, как не мог Христос сказать: ,,Отныне и впредь Я стану желать только худого". Здесь наша свобода ограниченаГрехопадение не отразилось на свободе человеческой воли; мы, как и прежде, пользуемся правом выбора. Разум же наш помрачен грехом, а желания направляются греховными побуждениями. Но мы способны думать, выбирать и действовать. Нечто ужасное произошло с нами: мы начисто утратили всякое стремление к Богу. Помыслы наши и желания нашего сердца неизменно порочны. Свобода нашей воли наше проклятие. Поскольку мы можем действовать в соответствии со своими желаниями, мы избираем грех и
тем самым навлекаем на себя суд Божий.