Найти в Дзене
Николай Стародымов

Русские эмигранты возвели на трон короля Албании. Случилось это ровно век назад

Иллюстрация из интернета
Иллюстрация из интернета

А дело было так.

По окончании Гражданской войны, потрясшей наше Отечество, за пределами страны оказалось немало соотечественников, которые – кто сознательно и принципиально, а кто волею обстоятельств – эмигрировали за рубеж в составе разбитых «белых» армий. Оценивать события давно прошедших времён, зная последующую историю по учебникам и беллетристике, нетрудно – судя по публикациям в Сети, экспертов по прошлому у нас немало. Но, право, если попытаться примерить ситуацию с неопределённым будущим на себя, охватывает растерянность – вопрос «Что делать?» предстаёт во всей безнадёге.

Чем только ни зарабатывали на жизнь наши соотечественники, оказавшись на чужбине! Занимались фермерством, ломали уголёк в шахтах, выступали в цирке, строили дороги, батрачили… Ну а уж «такси и панель» и вовсе обрели нарицательное значение.

Однако дальше речь пойдёт о тех, кто решил продолжить дело, которое за минувшие годы освоил лучше всего: продолжил воевать. Тем более, что «горячих точек» в ту пору по-прежнему хватало – и в Европе, и вообще по всему миру.

Вот об одном отряде русских белоэмигрантов, сформированном для решения частной военно-политической задачи, своего рода ЧВК той поры, и пойдёт речь.

Приходится согласиться с теми военными историками, которые считают, что разделение мировых войн на Первую и Вторую весьма и весьма условно. Первая не завершилась 11 ноября 1918 года – она только перешла в другую фазу, перетасовав противоборствующие группировки. И Вторая началась не 1 сентября 1939 года – эта дата также весьма условна. Промежутка между этими всемирными бойнями, по сути, не прослеживается – повсеместно где тлели, а где по полной вспыхивали военные конфликты, переделы границ, перевороты, революции, путчи; и какие-то из них подавлялись, а какие-то имели тяжкие последствия.

Вот лишь некоторые – привожу только те, которые происходили век назад. В 1922 году Османская империя становится республикой, в которой к власти приходит светское правительство Кемаля Ататюрка. В 1923 году происходит революция в Испании. На следующий год республикой становится Греция. В Италии бурлят события, на гребне которых возносится идеология фашизма, лидером которого становится Бенито Муссолини. В 1924 году в Германии выходит из тюрьмы Адольф Гитлер, отбывавший срок за т.н. «пивной путч», и тут же предлагает правительству альянс против коммунистов. В 1926 году в Польше устанавливается власть Йозефа Пилсудского. Ну а там и до высылки из СССР Троцкого недалеко – это событие можно расценивать также как усиление вертикали власти…

И это – только наиболее широко известные события, информация о которых имеется во всех учебниках. А сколько более мелких конфликтов произошло, которые попросту затерялись на фоне приведённых!.. По всей Европе шла борьба между «левыми» и «правыми», между Коминтерном и местным нацизмом.

Одной из таких территорий, на которой разгорелась политическое противоборство, стала крохотная Албания, приютившаяся на балканском побережье Адриатики.

К описываемому периоду истории в Албании власть принадлежала прокоммунистическому правительству во главе с Фан Ноли; при нём действовала группа иностранных советников, судя по всему, прибывших сюда по поручению Москвы. Удивительно, но этот албанский деятель являлся православным епископом, и в то же время пользовался поддержкой атеистической Советской России!.. Политика… Фан Ноли вообще зарекомендовал себя интересным человеком – он был также писателем и поэтом… История знает не так много примеров (если вообще знает), чтобы поэты-богословы могли прийти к власти в стране, да и ещё и удержаться… Фан Ноли мог, по всей видимости, какое-то время продержаться в лидерах, но навряд ли долго.

Здесь-то решающую роль и сыграли наши соотечественники, оказавшиеся на чужбине.

Государство Албания ведёт свою родословную от 1912 года, когда княжество отделилось от рассыпавшейся Османской империи. И за влияние на эту территорию тут же сцепились все соседние государства – уж больно выгодное положение она занимала. Какое-то время князем Албании являлся прусский военный в чине капитана, родственник кайзера Вильгельма II – также Вильгельм по фамилии Пик. (К другому Вильгельму Пику, одному из основателей Коммунистической партии Германии, надо думать, никакого отношения он не имел).

А при нём набирался опыта государственной деятельности Ахмед-бей Мухтар Зоголлы – представитель знатного албанского рода, потомок национального героя Албании XV столетия Георгия Кастриоти; представители рода на протяжении веков верой и правдой служили султану. Да и сам Ахмед получил образование в Галатасарае. И только в период подъёма борьбы своего народа за самоопределение перешёл на национальные позиции.

С началом Первой мировой войны, когда Вильгельм Пик сбежал в Пруссию, Зоголлы пришлось также покинуть страну, он осел в Королевстве сербов и хорватов (будущая Югославия), где сократил фамилию до Зогу, что на албанском языке значит Птица… В общем-то, мудрый шаг для человека, который желает заручиться поддержкой соотечественников: сменить явно тюркскую фамилию на отечественную.

По окончании Гражданской войны в России на Балканах оказалось немало русских эмигрантов поневоле. Люди отчаянные, в большинстве своём не имевшие средств к существованию, да к тому же обозлённые на большевиков… На них-то и решил сделать ставку Ахмет Зогу в борьбе за власть в родной Албании.

Опасаясь распространения коммунистического влияния в регионе, да и вообще желая избавиться хотя бы от части беспокойных беженцев, югославское (для краткости буду использовать это название) правительство разрешило формирование на своей территории воинских формирований, которые помогли бы Ахмед-бею захватить власть в Тиране. Как ни суди, а в том, чтобы заполучить лояльного благодарного соседа, заинтересовано любое государство, пусть и получается это не всегда.

Комплектование армии вторжения началось. Каюсь: определение «армия вторжения» я употребил с некоторой иронией – о численности и вооружении отряда скажу чуть ниже.

Как закономерно следует из сказанного выше, основной силой этого воинского формирования являлись отнюдь не собственно шкиптары (самоназвание албанцев), а именно отряд русских изгоев, о котором и пойдёт речь.

Отряд русских эмигрантов сформировался в городе Дебара к 15 декабря 1924 года. В него входило 102 человека из числа эвакуировавшихся из Крыма частей армии барона Петра Врангеля. Да и вооружение они имели весьма скромное: помимо личного оружия, только лишь четыре пушки и восемь пулеметов.

Считаю необходимым представить офицеров, командовавших русским отрядом.

Командовал отрядом полковник Илья Миклашевский. До Первой мировой войны служил в Кавалергардском полку, участник нескольких военных кампаний. Награждён Георгиевским оружием и несколькими боевыми орденами. О его близости ко Двору свидетельствует тот факт, что он принимал участие в грандиозном костюмированном бале, посвящённом 300-летию Дома Романовых (об том торжестве ярко рассказывается в книге Оксаны Захаровой «Светские церемониалы в России XVII – нач. ХХ вв.»). Октябрь 1917 года не принял, воевал в составе Добровольческой армии, и в конце концов оказался на Балканах.

Его помощником стал ротмистр Лев Сукачёв. Также отчаянной смелости офицер, участник Первой мировой войны. Будучи кавалеристом, решил сменить армейскую специальность и стать авиатором, однако особо проявить себя в качестве лётчика не успел, и в ходе Гражданской войны пришлось ему вернуться в кавалерию. Также воевал в армии Врангеля, и также оказался в Югославии.

…В ночь на 17 декабря 1924 года отряд перешёл границу Албании и начал наступление на Тирану.

Захват власти в стране Ахмед-бей осуществил достаточно легко. Случилось лишь несколько частных боестолкновений с правительственными войсками - во всех основная заслуга в победе принадлежала русскому отряду. Осознав безнадёжность ситуации, 24 декабря Фан Ноли с окружением и советниками бежали из страны; главный изгнанник вскоре объявился в США, ну а куда подевались советники, бог весть….

Спустя некоторое время, 1 сентября 1928 года Ахмед-бей провозгласил себя королём Албании Зогу I.

К этому времени выполнивший свою задачу русский отряд расформировали; каждому из его участников назначили пожизненную пенсию, правда, только тем из них, кто останется в стране. Приходится констатировать, что судьба абсолютного большинства воспользовавшихся этим предложением людей оказалась трагичной: по окончании Второй мировой войны почти всех их расстреляли по приговору новых властей страны.

Что касается названных русских офицеров, то впоследствии их пути-дорожки разошлись. Илья Миклашевский отправился во Францию, проживал в Ницце, участвовал в деятельности некоторых эмигрантских организаций, в том числе РОВС. Лев Сукачёв остался в Албании, командовал королевской гвардией, в годы Второй мировой войны служил в составе итальянской армии, при первой же возможности перешёл на сторону войск Антигитлеровской коалиции, эмигрировал в США… При случае, быть может, и расскажу о судьбах этих офицеров подробнее.

И в завершение. При подготовке публикации я опирался на несколько источников, в первую очередь на работы об истории русской эмиграции знатока вопроса, доктора исторических наук Окорокова Александра Васильевича