Найти в Дзене

Аверкамп.

Зимний пейзаж с конькобежцами. 1609г.Доска, масло. 77,5 ; 132 см Государственный музей, (Рихтсмузеум), Амстердам.

"Скользя на деревянных коньках с металлическим лезвием, загнутым у носа, в два раза длиннее ступни, люди катались либо в одиночку, заложив руки за спину, чуть наклонившись вперёд, либо парами, сцепив крендельком руки . В креслах на полозьях везли малышей и стариков. Мальчишки скользили в санках, отталкиваясь палками.

У края катка трактирщики разбивали палатки и зажигали огни. Здесь можно было пропустить стаканчик, погреть руки на огне и вновь вернуться на лёд" (Поль Зюмтор," Повседневная жизнь в Голландии во времена Рембрандта ", книгу искренне рекомендую, лёгкая, интересная, нон-фикшн).

Итак, как мы уже знаем, современная Аверкампу последняя четверть XVI века считается самым холодным периодом за всю историю Нидерландов. Живописец документировал публичную жизнь голландского" ледникового периода". Он делал наброски, эскизы и небольшие этюды с натуры, возвращаясь затем в тёплую уютную мастерскую, чтобы начать основательную и максимально детализированную работу над своими картинами. Тогда люди буквально всё делали на коньках, фактически жили на льду: торговля, обычные прогулки, общение, - лед стал для голландских горожан тем, чем, спустя 200 с лишним лет, станут для парижан их бульвары - ещё одной, самой важной локацией, сосредотачивающей, притягивающей социальную жизнь. Друзья, я искала максимально хорошее разрешение, чтобы вы могли рассмотреть все детали,

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

А вообще, подобные работы - Аверкампа, Брейгелей, ван дер Вельде и многих других голландских живописцев - правильно рассматривать долго, наклонившись над полотном (руки при этом убираем назад и держим на отлете от тела, чтобы смотрители их видели и не нервничали и не отвлекали вас!), медленно переходя вдоль картины, чтобы рассмотреть её всю, целиком. На этой картине линия горизонта размещена довольно высоко, и это даёт достаточно пространства для детального изображения происходящего на катке. (Уже следующее поколение голландских художников предпочтет смещать горизонт на картинах гораздо ниже, "больше неба, больше воздуха!"). Ландшафт, буквально, переполнен людьми, они катаются на коньках, санках, даже на лодках по льду, тащат солому и вёдра, играют в "гольф на льду". Судя по одежде, на лёд вышли люди всех сословий. Заметьте, однако, что, как и в жизни," рядом, но не в одной компании". В левой части картины изображён украшенный гербом Антверпена дом, судя по всему, пивоварня и постоялый двор. Перед ним во льду сделана прорубь, из которой вытягивают вёдра с водой для варения пива. Левее видим строение, по двору которого разгуливает живность, и бегают ребятишки. Дом принадлежит, вероятнее всего, достаточно зажиточным крестьянам. Ловушка для птиц, сооружённая из двери на палке, в левом нижнем углу картины — это прямое цитирование Питера Брейгеля Старшего. Мотив такой ловушки - это классическая аллегория lubricitas vitae, неопределенности существования, ненадёжности человеческой жизни (помним, друзья, голландские живописцы НИКОГДА не предлагают зрителю стандартную "рождественскую открытку", каким бы радостным нам не казалось настроение полотна. Тематика таких картин многозначна, работы умные, и рассчитаны на умного и внимательного зрителя). Аверкамп разместил свою подпись на «Haenricus Av» нацарапанной на сарае в правой части картины. Ближе к зрителю четверо соединились в гусеницу и занимаются синхронным катанием. Справа внизу щегольская молодая пара катит, взявшись за руки, прямо на нас. Девушка нарядилась, но одета легче, чем требуют погода и ситуация, - скорее, красиво, чем тепло (этот мотив, мерзнущей кокетки, нередко можем видеть в пейзажах этого художника), - вот достался же красавице такой недогадливый кавалер, она уже и на руки дует, и всячески показывает, что ей холодно, а он... А поодаль, возле вмерзшей в водоем лодки ,под лед провалился человек и пытается выбраться. Ему помогают , надеюсь, всё закончится хорошо. Но самыми интересными и забавными пытливые созерцатели обычно называют два круглых объекта. Один выглядывает из строения похожего на туалет, другой -расположился под кустом. Это вызывает улыбку у самого напыщенного зрителя, и Аверкамп ничтоже сумняшеся изображает толстенькие зады простолюдинов, не боясь казаться ни пошлым, ни чрезмерно натуралистичным - для художников той эпохи чрезмерно низких тем попросту не существует.

Чем больше времени вы посвятите такой картине, тем больше она подарит вам маленьких, но очень ярких и запоминающихся историй, и очень жизненных, притом. Вообще, Аверкамп - один из тех живописцев, чьи цифровые современные копии можно, не боясь "мещанства", покупать для того, чтобы повесить дома, рассматривать самим, "угощать" его сюжетами гостей, вызывая их на философско-исторические параллели за чашкой чая с пирогом, приучать детей к внимательности и интересу к искусству. Работы этого художника добры и жизнелюбивы. Хендрик Аверкамп не стал основателем собственной школы, прожив в тихом Кампене всю оставшуюся жизнь, хотя ученики у него были, и самым заметным из них считается его племянник, Барент Аверкамп, живописец преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов.

Работы Хендрика Аверкампа в большом количестве рассредоточены по разным частным собраниям. Мы же можем видеть его картины в Рихтсмузеуме в Амстердаме, в гаагском Маурицхейсе, в Англии, в Королевском собрании, в Королевском музее Брюсселя, в миланской Пинакотеке Амброзиана (не путаем с миланской Пинакотекой Брера, это другой музей!), но самое главное, - ура! - Аверкамп есть у нас, в России, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Московским Аверкампом мы обязаны вкусу и интуиции легендарного коллекционера Дмитрия Ивановича Щукина, работа, как обычно, называется "Катание на коньках" и датируется 1620 годом. У этой картины тёплый охристый колорит, но в целом, она совершенно характерна для творчества художника, о котором я вам рассказала, и вы можете своими глазами увидеть работу и проверить свои наблюдательность и склонность к философии :) Необычная и крайне запоминающаяся деталь на полотне одна - фигура дамы в карнавальной маске на первом плане. Возможно, этот, несвойственный "бытовому", образ призван вызывать у зрителя ассоциации с вездесущей Госпожой мирской тщетой ("Vrouw Wereeld"), бывшей в Голландии синонимом изменчивой Фортуны, правящей миром. Одним из ее главных атрибутов была маска, намекавшая на многоликость мироздания и царящий в нем обман.

-11

Итак, не дадим себя обмануть и, при возможности, зайдём (или приедем, при визите в столицу) в ГМИИ сами, чтобы посмотреть на честную работу честного и талантливого мастера Хендрика Аверкампа, глухонемого художника из далёкого от нас Золотого века Голландии, и оценить с благодарностью всю многоликость мироздания, зазвучавшего и заговорившего для нас разными голосами, благодаря искусству Немого из Кампена.