О сообществах в интернете с точки зрения восьми уровней психодиагностики.
В авторской статье 2014 года "Психодиагностика и жизнь", полный текст которой есть на официальном сайте О.В. Бермант-Поляковой http://olga.co.il/stati/psikhodiagnostika-i-zhizn.html, предложено смотреть на психодиагностический процесс как на усложняющуюся работу внимания.
В процессе "психодиагностирования" психолог опирается на идеи, постигаемые опытом, и идеи, постигаемые мышлением. Давайте поговорим о них с точки зрения сондианы и приложим к интернет-сообществам о психологии.
Психодиагностические идеи, постигаемые ОПЫТОМ
Разные уровни психодиагностики предполагают разную структуру поля внимания. Структуры соорганизованы между собой так, что последующие включают в себя предыдущие:
Один объект
Много объектов
Один процесс
Много процессов
Одна карта
Много карт
Одна система
Много систем
Чтобы представить идею наглядно, возьмите восемь листов бумаги по числу уровней. На первом нарисуйте точку, на втором – несколько точек. На третьем – прямую, на четвёртой – несколько прямых. На пятом напишите слова "лист бумаги это плоскость". Шестой перегните пополам или веером, чтобы воочию видеть несколько плоскостей. На седьмом изобразите систему, в которую можно организовать грани-плоскости: куб, усечённую призму или многогранник. На восьмом изобразите несколько систем плоскостей: шар, полусферу, цилиндр, конус, призму, куб, усечённую призму, многогранник.
Первый уровень психодиагностических знаний (соответствующий точке на листе) – это представление о том, что у людей бывают индивидуальные особенности, которые складываются в характер.
На первом уровне любят говорить на самых разных форумах в интернете. Он интроверт, она экстраверт. Он разбрасывает вещи и невнимателен, она педантичная зануда и т.д. и т.п.
Второй уровень психодиагностики (много точек) – это представление о том, что в каждом человеке есть разные паттерны характера, что обычно один или два выражены сильнее других, и что в зависимости от ситуации проявляются разные паттерны.
На втором уровне чаще всего обнаруживаются целостные образы, например скуф и альтушка, карьерист и сын маминой подруги. В интернет-сообществах это самый популярный уровень осмысления.
Третий уровень психодиагностических знаний (прямая) – представление о просоциальном поведении "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" или антисоциальном "умри ты сегодня, а я завтра", о правилах общежития с другими людьми. Это опыт социализации, увязывающий воедино самообладание, здравомыслие и совесть, которые в психодинамической традиции носят название импульс-контроля, способности адекватно оценивать реальность и зрелости супер-эго.
Долгое время асоциальность-просоциальность была золушкой в психологических разборах. Сейчас, в связи обсуждением тем неадекватного поведения соседей в масштабах подъезда, или неадекватного поведения мигрантов в масштабе города, или неадекватного поведения подростков, совершающих поджоги по заданию кураторов из Телеграм, - третий уровень понимания человека наконец-то занял своё достойное место в психодиагностической картине. На форумах о нём тоже заговорили.
В сондиане третий уровень — это идея о том, когда и как созревает просоциальное, когда начинают в полную силу работать бессознательные влечения, т.е. созревание этического е+ и идеалистического h- начал на исходе детства и на пороге юности.
Четвёртый уровень психодиагностики (много прямых) – представление о мотивационно-потребностной сфере, объясняющее, почему люди разных характеров и разных внутренних миров выбирают для себя ту или иную деятельность в качестве профессии или хобби.
В сондиане это идея биографии как динамичной матрицы: пересечение того, что делается человеком (сильного вида интеллекта) и того, как оно им делается (судьбы душевно щедрых, умелых, принципиальных или предприимчивых людей), и обнаруживаемые в ретроспективе изменения позиции.
Тут богатое поле для рассуждений (непаханое на интернет-форумах).
Если у вас всё в порядке с идентичностью, у вас нет проблем обсуждать эту тему быстро и точно через национальность+любимую профессию человека. Русская психологиня. Латвийская журналистка. Еврейский программист. Украинский копирайтер.
На психологических форумах судьбу всерьёз не обсуждают, а жаль. Смена профессии или смена ведущего занятия ведёт к смене судьбы.
Психодиагностические идеи, постигаемые МЫШЛЕНИЕМ
Пятый уровень психодиагностических знаний (плоскость) – представление об алгоритме, по которому человек принимает решения в семье. Это синтез представлений о характере, о выборе "мы", о мотивах, побуждающих действовать, и о типе привязанности.
На такого рода аналитику в психологических интернет-сообществах всегда огромный запрос, комментарии супервизорского плана про такие алгоритмы всегда заходят "на ура".
Справедливо, ведь на пятом уровень живёт психологическая проницательность, присущая следователям и хорошим психотерапевтам.
Шестой уровень психодиагностики (несколько плоскостей) вводит идею темпоральности переживания себя и отношений, как они зарождаются, когда и почему умирают.
В сондиане это идея о том, что не только влечения имеют структурно-функциональные особенности, но и психодинамика влечений – темпоритм их проявления в профессиональной и социальной жизни - структурирован.
Если допустить, что темпоритм у каждого из бессознательных влечений имеет свой "шаг", измеряемый когда часами, когда днями, когда неделями, когда годами, а когда и декадами, то психодиагностика обретает предсказательную валидность.
Предсказательный уровень — мой любимый конёк. Общение онлайн "под протокол" позволяет видеть в динамике изменения, я не скрываю как профессионал, что для меня всё происходящее в сообществах на форумах в интернете — включённый эксперимент. Иначе как бы я написала свои главные книги )
Седьмой уровень психодиагностических знаний (система плоскостей) вводит смыслообразующую идею биографии, зачем люди совершают действия, которые не доставляют им удовольствия, реализуют свои решения, невзирая на риски, прекращают друг с другом отношения и соревнуются сами с собой. Это тема, близкая идее Неслучившегося.
Случившееся событие имеет над человеком власть, затрагивает его эмоции и память, владеет его мыслями в той же мере, что и неслучившееся, - неслучившаяся любовь матери, неслучившаяся дружба со старшим братом, неслучившийся семейный союз с первой любовью, неслучившийся переезд или неслучившееся назначение. О неслучившемся тоже переживают, о нём помнят и думают. Более того, люди мстят за неслучившееся так же часто, как за случившееся, и прощают случившееся и неслучившееся, - себе и другим.
В нашей новейшей истории Неслучившееся - это мирное урегулирование разногласий с соседним государством. Оно ударило по многим, у кого друзья и родственники живут "за ленточкой.
На уровне семейной системы, где взаимодействуют четыре рода, только один становится над-системой, а три других составляют пространство, соединённого различного рода связями "между" ними.
Проводя нить рассуждения к русско-украинским отношениям на уровне больших семей, родов — один в итоге станет над-системой, или украинский, или русский, а три других будут осмыслять неслучившееся в судьбе.
Мне уже приходилось говорить о том, что русское национальное самосознание — литературоцентрично, мы осмысляем себя через великие тексты, ставшие частью мировой литературы.
Моя версия, — появится новое слово, понятие для "метисов и квартеронок" наших дней. Семьи, где "мама за белых, а папа за красных", "мама столбовая дворянка, а папа нищий практически безродный" или любой другой вариант брака "свой-чужой", будут описаны как тип, названы и признаны обществом как имеющие право на свою типичную "печать раздрая".
Жуковский, например, был ребёнком русского дворянина и малолетней турчанки, которая смирилась со своей судьбой (а она была несладкой). Незаконнорождённого ребёнка записали сыном разорившегося помещика Андрея Григорьевича Жуковского, жившего у Буниных.
Лермонтов, например, был ребёнком опутанного долгами русского дворянина и девушки на восемь лет младше, богатой наследницы из рода Арсеньевых. Тёща подозревала зятя в том, что он женился на деньгах, и не отдавала дочери причитающуюся ей долю наследства, они вели тяжбы из-за денег.
Конфликт привязанности к сыну и лояльности к идее "мы богатые люди" Юрий Петрович разрешил в пользу идеи: "Выплата Арсеньевой долга – единственный известный факт денежной сделки между нею и зятем. Это исключительное событие произошло, судя по дате, когда отец поэта уже два с лишним года жил дома, на расстоянии 450 верст от Тархан. И вопрос о судьбе его сына решен тогда же: 10 июня 1817 года. Своим новым завещанием Елизавета Алексеевна отстранила Юрия Петровича от его воспитания. Если б он взял сына в Кропотово, то бабушка лишила бы любимого внука наследства. Это общеизвестно. Знаем также, что её ультиматум принудил Юрия Петровича отступиться, но не отказаться от сына. В 1831 году в своем предсмертном завещании отец писал Михаилу Юрьевичу: «Тебе известны причины моей с тобой разлуки и, я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние…"
Владимир Короленко был сыном польки-католички и уездного судьи казачьего рода, в детстве говорил по-польски и стал влиятельным русским публицистом (и атеистом, к тому же). Сохранил привязанность семье, а вот лояльность маминым католическим идеям — нет.
Андрей Трубецкой (князь), в мемуарах, которые он назвал "Пути неисповедимы", пишет, как его призвали на курсы младших командиров.
"В петлицах у военных — топорики. Это был саперный батальон — 22 Отдельный саперный батальон Московской Пролетарской стрелковой дивизии. Надо сказать, что в то время в связи с Польской кампанией многие общественные здания города были заняты под воинские части. ... Наконец мы одеты уже во все форменное и сразу перестаем узнавать друг друга — все одинаковые, все в буденовках с черной звездой (инженерные войска), гимнастерках, сапогах (кирзовые сапоги тогда были еще редкость). ... В один из вечеров ко мне на Донскую пришла мать — мы уже писали письма, и я сообщил, где нахожусь. Мне дали знать, что она пришла, и мы долго стояли у ограды — она с той, а я с этой стороны. Я бодрый, веселый, она грустная. И не то с тоской, не то с укором сказала:
— Ты в Красной Армии и в этом шлеме со звездой.
Что я мог ответить?"
Вот мы в этой точке сейчас, в плане российско-украинских семей. Нет ответа пока, но увидим, ответ обязательно будет.
Восьмой уровень психодиагностики (много систем плоскостей) вводит идею авторства своей жизни и права назначать её контекст.
Чтобы обрести свободу выбора судьбы и биографии, нужно быть способным посмотреть со стороны на свою эпоху и увидеть связи между семьёй и обществом, между своей семьёй-подсистемой и судьбами поколения, между своей семьёй-системой родов и эпохой, между идеей-надсистемой своего рода и идеей эпохи.
В книге про сондиану сделана попытка подступиться к этому материалу, читая биографии выдающихся соотечественников. Не знаю психологических форумов, где это всерьёз обсуждают. Ну разве что работа-пси в Живом Журнале.
А почему это я вдруг вспомнила про интернет-сообщества, спросите меня вы?
А потому что я админ в популярной Лиге психотерапии на 25К участников и админ в сообществе Психология | Psychology на 60К участников на Пикабу.
Притом не просто админ, а внесённый в реестр блогов, где больше 10 000 подписчиков. Вот, получила на днях извещение официальное:
и
Спасибо, что дочитали мои размышления вслух. Всех любителей психодиагностики традиционно приглашаю в свой проект "Роршах головного мозга". Там много интересного https://media.sponsr.ru/mdn2022/