В СССР, кроме всем известного журнала «Крокодил», выходили аналогичные издания во всех союзных и некоторых автономных республиках. Они также печатали карикатуры, фельетоны, шаржи и юморески, но только на национальных языках.
И мы уже включали карикатуры из различных республиканских журналов в наши тематические подборки.
«Номером один» среди всех «младших братьев» «Крокодила», несомненно, являлся журнал «Перець», издававшийся в Украинской ССР. В нашей подборке вы увидите карикатуры за один год – 1969-й. Все представленные рисунки найдены в старых журналах специально для статьи.
И во всех карикатурах вам встретятся самые разные «гарные украинские хлопцы». Любых возрастов и профессий.
И начнем мы с критики повсеместной расточительности и бесхозяйственности. В частности на стройке:
Подпись к рисунку:
- Крепкая штука – цемент! Только вчера эту кучу дождь поливал, а сегодня ее и кайлом не разобьешь.
Когда все государственное, значит – ничье. Если бы прораб и начальник треста строили свои личные дома, цемент, купленный за личные деньги, у них бы так не валялся.
Кстати о начальниках. Как бы современные украинские националисты не выдумывали тезисы об отличии украинцев от русских, данная подборка покажет, что и мысли, и проблемы, и радости у двух народов были абсолютно одинаковы.
Вот, например, карикатура про начальников-самодуров. Такие были и в царские времена, и в советскую эпоху, и до сих пор протирают кресла. В их понимании управление предприятием или организацией – это запугать всех подчиненных, вести себя как «царь и бог», ожидания лизоблюдства и материальных подношений.
Но у каждого такого «царя и бога» есть вышестоящий начальник, перед которым он будет преклоняться ровно также, как заставляет это делать своих подчиненных:
Темы, поднимаемые советскими украинскими карикатуристами, мало чем отличались от тенденций, задаваемых всесоюзным «Крокодил». Хотя в киевском «Перце» были и свои особенности.
Например, в Советской Украине все послевоенные годы обязательно проходились сатирическим пером по украинским националистам, осевшим за рубежом. Подборка карикатур на данную тему вскоре выйдет на канале, так что подписывайтесь, чтобы ее не пропустить.
Также много карикатур в «Перце» было создано на основе украинского фольклора и украинской литературы. Вот, например, обложка журнала за ноябрь 1969 года. Карикатура называется «Дуэт Одарки и Карася». И прежде, чем вы рассмотрите саму карикатуру, пару слов об этих литературных героях.
В 1863 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера «первой украинской оперы» под названием «Запорожец за Дунаем». В советское время она несколько раз экранизировалась. Ее сюжет хорошо знаком всем украинцам.
Главный герой оперы запорожский казака Карась – вечный «залетчик». То пьяный домой придет, то вообще пропадет на несколько дней. А потом, как может, оправдывается перед своей женой Одаркой, сварливой и ревнивой бабой.
Здесь художник перенес запорожских казаков в современные ему реалии. И критикует советский «моментальный» ремонт обуви:
Подпись к рисунку – вольный перевод украинских стихов:
ОДАРКА:
Где же ты так веселился,
Где и с кем ты выпивал?
Словно сквозь землю провалился,
Дома, почему не ночевал?
КАРАСЬ:
Ой, Одарка, хватит жинка,
Перестань уже кричать!
Я просто в ателье «Хвилинка» (т.е. «Минутка»)
Зашел сапог подлатать!
А вот еще одна карикатура про уже современных супругов из новогоднего выпуска журнала «Перець». Здесь нет острой социальной сатиры, а скорее насмешка над любящими выпить мужьями:
Перевод к рисунку:
Качка – в переводе с украинского «утка».
Ну а «Столична», она и в Африке «Столичная».
Журнал «Перець» выходил два раза в месяц. И если 24-й номер всегда посвящался наступающему Новому году, то номер №8 предстоящему празднику Первого мая. Ниже карикатура о том, как, нередко, заканчивались маевки – от демонстрации на площади до пикника с излияниями в ближайшем лесочке.
Подпись к рисунку:
ВПАЛ В ЛИРИКУ:
- Гляди, Петро, травушка пробивается…
А вот еще одна карикатура, о товарище, который думает не только о хлебе насущном:
Надпись на табличке:
В ЭТОМ ДОМЕ ЖИЛ ПЕТРЕНК…
Подпись к рисунку:
- Понимаешь, жизнь заканчивается, а никакого следа после себя я не оставил.
Но вернемся к социальной сатире, все-таки именно данный жанр был главным для всех советских карикатуристов, независимо от национальности.
Вот очередная критика работников, мающихся от безделья и просиживающих штаны во всевозможных учреждениях и НИИ:
Подпись к рисунку:
- Уверяю вас, это классная игра: рабочий день пролетит – не заметите…
А вот и укор современным женщинам. Что за мода пошла – смолят, как заправские мужики?!
Подпись к рисунку:
- Тридцать лет курил, а теперь вижу, что не мужское это дело – все бросаю!
Друзья! Если понравилась подборка, поставьте, пожалуйста, лайк. Это будет лучшей благодарностью авторам канала.
И в завершение карикатура про повсеместное увлечение в 60-е и 70-е гг. бородами. Прямо, как сейчас. Но если сегодня бородатые юнцы считаются, чуть ли не эталоном красоты, то в советское время над ними просто смеялись:
Подпись к рисунку:
- Смотри, уже и деды начали бороды носить…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: