Давненько, дорогие читатели, я не радовала вас архивными изысками. И вот вчера нашла очень интересные материалы, которыми мне просто не терпится с вами поделиться.
Это четыре номера странного журнала, который выходил в 1924 году и был посвящен метаниям в поисках пути к новой пролетарской культуре. Я посмотрела в сети материалы об этом издании, и нашла только то, что журналов вышло всего три штуки (4 номера). И больше ничего не известно ни об инициаторах проекта, ни о причинах столь кратковременной его жизни.
Журнал мне понравился своей непосредственностью. Вот за что я люблю периодические издания - они всегда дают почувствовать ритм времени, в котором выходили. Их сиюминутность как бы консервирует эпоху. Открываешь, начинаешь читать, и по проблемам, которые обсуждаются, по оборотам речи, которые используются, угадываешь портреты действующих лиц.
В данном случае, темой была борьба. Яростная, в духе времени, борьба за культуру.
Речевые обороты, специфические слова, которые сыпались в процессе этой борьбы - просто великолепны. Я когда все это читала - поражалась. Откуда повылазили все эти словечки? Ведь еще и 10 лет не прошло, как совершенно на другом языке страна говорила.
И вообще, в напористом тоне журнала есть некая болезненная воспаленность. А если вчитываться в то, что там предлагалось и планировалось... У меня только одна ассоциация - Шариков в бреду. Простите.
В общем - знакомьтесь.
Сам журнал - "орган культурной смычки"
Современность воспринималась авторами (да, думаю, не только ими, а в целом страной) - как великая эпоха, когда все, что было до нее, вся прошлая история человечества - была просто "прологом", а вот теперь-то начинается подлинная история человеческого общества.
Жизнь бьется между еще не отжившим прошлым и стремительно надвигающимся будущим... Летят не годы - а эпохи. Не успели одни эпохи пролететь - а на горизонте уже толпятся следующие. "Экспресс истории летит на всех парах", "выдвигаются колоссальные, почти неразрешимые задачи", но они должны быть разрешены, ибо "создается новый мир и новое человечество"
Задача журнала была сформулирована следующим образом: "неустанно врезаться острием его анализа в гущу современных проблем". Причем сам анализ основывался на марксизме, понимаемом как революционное, а не реформаторское учение.
А главным читателем виделась молодежь нового типа. Которая нацелена на действие, а не на теоретические изыскания. Но это я так формулирую. В журнале мысль проводится очень красочно:
В целом строители коммунизма виделись жестко конкурирующими с поклонниками капитализма, и в успехе их строительства очень многое зависело от культуры.
Культура должна была быть создана вообще новая, потому что старая для новых задач не подходила.
Культура воспринималась как план строительства, который должен быть в головах строителей коммунизма.
И базой новой культуры виделись диктатура пролетариата и плановое хозяйство.
В экономической жизни пролетариат постоянно делал "прыжки". От сохи - к электроплугу, от лучины к электролампе (имеется ввиду план электрофикации страны).
Предлагалось сделать аналогичный прыжок и в духовной культуре, чтобы "не отсиживаться на объедках буржуазии". Ибо "пропеллер современности не останавливается"
Какие же практические шаги предлагались для создания этой новой культуры?
Проблемой виделось, например, что в Вузах и на руководящих должностях сидят люди образованные, но не пролетарского происхождения. А значит - ничего хорошего и нового от них ожидать нельзя. Надо растить свои, пролетарские кадры, а "противное слово "интеллигенция" - вообще упразднить". Потому что если пролетарий стал профессором и перестал быть пролетарием - он революции не нужен.
Учебные заведения - вообще не самая лучшая форма организации. Надо создавать самодеятельные культурные кооперативы, в которых нет учителей и учащихся.
Умственный труд - это прежде всего просто труд. Но - непривычный для пролетария. Его надо упростить. Например, разработкой и внедрением упрощающих процесс техник чтения, техник усвоения материала. В научные трудах вообще много лишнего. Книги засорены рассуждениями. Нужно создать единый научный центр пролетариата, и перейти к крупному фабричному производству научных продуктов. Одни собирают научный материал, другие его обрабатывают, третьи систематизируют и т.п. В итоге на выходе личный умственный труд растворяется в коллективном. Интеллигент по условиям труда становится пролетарием.
При этом, в статьях самого журнала столько теоретических рассуждений, сквозь которые нереально продраться до смысла, что на умственные фабрики очень хочется послать самих авторов.
***
В целом создается впечатление, что старое смели, а новое, кроме лозунгов, ничего внятного не предлагало в тот период, и наполнение этих лозунгов практической составляющей стало предметом активного и пугающего творчества масс.
Например, упоминается о получившей распространение практике создания групп по принципу единомыслия.
Кандидату предлагалось сперва заполнить анкету, ответив на вопросы.
Листайте:
Потом анкеты изучались, и на их основании создавалось нечто усредненное - это был список допустимого для члена группы.
Далее вступающий в эту группу давал расписку:
И все. Коллектив начинал бдить. Что выливалось в тотальную слежку друг за другом.
Добавлю только, что в последнем номере журнала опубликовано письмо читательницы, которая обвинила сам журнал в том, что он ничего общего с марксизмом не имеет и только "подделывается под марксистский тон". На что был дан длинный путанный ответ, смысл которого - журнал "прощупывает пути". Видимо, особым успехом прощупывания не пользовались, так что издание было свернуто.
В общем, зубодробительного там много, всего в одной статье не охватить. Но что хочу сказать, дорогие читатели - историю нашу мы знаем весьма поверхностно. Очень много интересных деталей со временем забывается. Так что чтение периодических старых изданий весьма полезное занятие для формирования объективной картины прошлого.
Иллюстрации взяты из журнала Прожектор - за 1925 год. подбирала так, чтобы создать общее впечатление - на каком фоне все вами прочитанное порождалось.
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!