Однажды у меня появилась идея поездить по городам Московской области, которые имеют отношение к различным ремеслам. Погулять по ним, узнать больше о том, чем они известны, и обязательно привезти это домой. А когда съезжу во все, можно будет расширять географию - ближайшие города, потом подальше...
Начало было положено 2 ноября. Мы с подругой сели на электричку на Нижегородской и доехали до станции Павловский посад. Предыдущая остановка - Вохна, это название села, из которого (и смежных с ним) Павловский посад был образован в 1844 году. Вторым названием Вохны было Павлово.
Посад (в данном контексте) - населенный пункт с торгово-промысловым населением, не имеющий статуса города.
Городом он стал в 1917 (неофициально, в 1925 - официально), сохранив при этом в названии слово "посад".
Начали, как обычно, с кофе - прямо возле станции есть крошечная кофейня с хорошими отзывами, но без туалета. Он есть возле станции, бесплатный.
И - отправились в путь.
Павловский посад известен прежде всего своей текстильной промышленностью: его платки и шали знамениты во всем мире. Но этот уютный город хранит в себе гораздо больше, чем богатую историю текстильной промышленности.
С Павловским посадом связаны несколько фамилий: партизан Герасим Курин, космонавт Валерий Федорович Быковский и, конечно, Вячеслав Васильевич Тихонов (Штирлиц из "17 мгновений весны" и другие роли). На пересечении улиц Кирова и Герцена установлен памятник актеру, а дом номер 66 на улице Тихонова (бывшей Володарского), стал музеем, посвящённым жизни и творчеству этого великого артиста. В знак признания заслуг выдающегося земляка также была переименована школа №1 в лицей №2 имени В.В. Тихонова.
Дом-музей и памятник находятся на некотором расстоянии друг от друга, примерно в десяти минутах ходьбы. В музее представлены реквизит из фильмов, сценарии с пометками Тихонова, письма, личные вещи, а голос актера сопровождает гостей на протяжении всей экскурсии. На прилегающей к дому территории посетителей ждут удивительные арт-объекты: портреты Тихонова в разных ролях, выставка "Времена года в российском кинематографе" и... слон из пластиковых бутылок.
Продолжаем нашу прогулку по городу, направляемся в сторону музея истории русского платка и шали.
Возле музея - забавные скамейки в виде животных.
Билет в музей стоит 200 рублей, или 300, если с экскурсией. Съемка платная. Здесь представлена частная коллекция платков и шалей, женских головных уборов и предметов быта XVIII – XX вв., а также редчайшие экземпляры продукции различных ткацких заводов России и СССР. Можно посмотреть фильм о том, как раньше делали платки и принять участие в мастер-классе по набивке на ткани.
Музей двухэтажный, но небольшой. Однако времени там можно провести прилично, особенно если еще в мастер-классе участвовать.
На первом этаже, помимо особых павловопосадских платков, выпущенных специально к памятным датам, можно увидеть предметы крестьянского была XIX-XX веков, элементы женского народного костюма того же времени и украшения к нему, платки мануфактур разных городов.
Интересный экспонат - альбом 1835 года, который содержит образцы хлопчатобумажных тканей, производимых российскими мануфактурами в середине XIX - начале XX веков. Ситцевые ткани из альбома были очень популярны в быту в то время. Их использовали для обивки мебели, штор, и пошива одежды как в крестьянских избах, так и в аристократических домах. Ткани были недорогими, практичными и отличались яркими узорами.
Поднимаемся на второй этаж.
Там - коллекция шалей и платков, как тканых, так и набивных.
Шаль и платок были характерными элементами русского костюма - сначала дворянского, а позже - купеческого и крестьянского. Их популярность значительно возросла во второй половине XIX века, когда массовое производство позволило создавать недорогие набивные платки и шали, конкурирующие с более дорогими ткаными изделиями. Жесткая конкуренция не помешала купцам из Павловского посада добиться успеха и занять прочную позицию на торговых просторах страны. После Октябрьской революции предприятие было национализировано, а свое нынешнее название - «Павловопосадская платочная мануфактура» - оно получило в 1995 году.
Для начала нам показали короткий фильм, рассказывающий о том, как проводится набивка рисунка на ткань: сначала выбирается и утверждается рисунок, затем к работе подключаются колористы, задача которых - подобрать краски так, чтобы как можно более точно передать цвета. По созданному ими рецепту в специальной красоварке под бдительным контролем готовятся краски, после чего рисунок наносится на ткань. Для этого используются специальные доски - отдельные для нанесения контура рисунка и отдельные для нанесения красок ("цве́тки").
В зале есть специальная корзинка с платками из разных типов ткани, их разрешено трогать, чтобы почувствовать текстуры разных видов ткани.
Помимо основной экспозиции в музее сейчас проходит временная выставка «Полюбил я синий цвет…» Веры Голубевой (известный мастер кубовой набойки, лоскутного шитья, традиционного народного и авторского костюма). Период проведения: 8 октября — 15 декабря 2024 года.
Техника «кубовой набойки» основывается на двух процессах: набойке и кубовом крашении индиго. На подготовленную ткань наносится резервный состав, защищающий определённые участки от окрашивания. Затем ткань погружается в так называемый "куб" - емкость с раствором индиго. После удаления резерва проявляется белый орнамент на синем фоне. Завершающие этапы — полоскание и сушка ткани.
Еще две комнатки второго этажа занимают картины местного художника Павла Маркова, изображающие жизнь Павловского посада и людей из этого города.
Когда мы закончили с осмотром музея, как раз подходило время мастер-класса по набойке рисунка на ткань, и мы решили поучаствовать. Это оказалось очень интересно. Участникам выдали чистые сумки-шоперы и целлофановые фартуки и инструктировали.
На фото - цветки (с ударением на "е"). Мы могли сами выбирать, какую композицию мы хотим составить на своем шопере. Нужно было определиться, чего мы хотим, и затем брать нужную цветку, набирать на нее краску и создавать рисунок: цветка прикладывается к ткани, по ней нужно постучать молотком пару раз, аккуратно снять ее, и - вуаля! - рисунок нанесен на ткань.
Те люди, которые отправились осматривать музей после мастер-класса, оставили свои сумки сохнуть, а нам с подругой их аккуратно свернули в трубочку, проложив бумагой, и завязали веревочкой, поскольку мы уже собирались уходить. Дома я еще прогладила рисунок утюгом, чтобы дополнительно закрепить краску.
Мы загадали желание на тканевом дереве, которое было на самом первом фото из музея, и отправились в путь: впереди по плану было еще несколько достопримечательностей и, конечно, магазин платков! Я продолжу рассказ во второй части, поскольку, похоже, появилось ограничение на количество фотографий в статье - не могу добавить больше. Хорошо хоть про музей до конца успела рассказать!
Вопрос: следующие посты делать короче и не показывать какие-то моменты, или же разбивать на части? Я вообще не любитель вот этого "а хотите узнать, что было дальше, - смотрите вторую часть", но тут, придется выбирать, какое зло меньше.