Найти в Дзене

Димитрий Кленский: Отказ местным гражданам РФ и РБ в праве голоса - это тоталитаризм!

Отказ местным гражданам РФ и РБ в праве голоса, это признание их коллективной вины и даже ответственности, а это – тоталитаризм! Те в Эстонии, кто решился на лишение избирательного права граждан РФ и РБ, обвиняют будущих «лишенцев» не только в ответственности, им приписывают даже вину за осуждаемые Таллином действия на Украине руководств государств, гражданами которых являются. То есть, им инкриминируют, как коллективную вину, так и коллективную ответственность. Но как оценивает эти понятия международное право? Коллективная вина. «Коллективную вину», как метод устрашения и подчинения населения применяли тоталитарные режимы XX века. А потому уже только намерение Таллина лишить избирательного права части неграждан ЭР даёт повод говорить о признаках тоталитарности управления Эстонским государством. Однозначное понимание «коллективной вины» даёт информация из обзора «Новости ООН» от 27 октября 2023 года «Спецдокладчик по России: россияне не могут быть «коллективно виноваты» в происходящем»
Димитрий Кленский
Димитрий Кленский

Отказ местным гражданам РФ и РБ в праве

голоса, это признание их коллективной вины и

даже ответственности, а это – тоталитаризм!

Те в Эстонии, кто решился на лишение избирательного права

граждан РФ и РБ, обвиняют будущих «лишенцев» не только в

ответственности, им приписывают даже вину за осуждаемые

Таллином действия на Украине руководств государств,

гражданами которых являются.

То есть, им инкриминируют, как коллективную вину, так и

коллективную ответственность. Но как оценивает эти понятия

международное право?

Коллективная вина.

«Коллективную вину», как метод устрашения и подчинения

населения применяли тоталитарные режимы XX века. А потому

уже только намерение Таллина лишить избирательного права части

неграждан ЭР даёт повод говорить о признаках тоталитарности

управления Эстонским государством.

Однозначное понимание «коллективной вины» даёт информация из

обзора «Новости ООН» от 27 октября 2023 года «Спецдокладчик по

России: россияне не могут быть «коллективно виноваты» в

происходящем» (ссылка). В

новости приводится заключение специального докладчика по

вопросу о положении в области прав человека в России Марианны

Кацаровой: «В международном праве нет такого понятия, как

коллективная вина. Нации не виноваты. Отдельные лица виновны в

нарушениях прав человека, государственные чиновники могут

быть виновны в приказах о насилии или совершении преступлений,

а также в нарушениях прав человека. Но нации, люди не могут

быть ни в чём коллективно виноваты». Она же, изучавшая данную

тему с мая 2023 года, включая отношение россиян к СВО России на

Украине (специальной военной операции), добавила, что то же

самое касается и русского языка: «Языки ни в чём не виноваты, так

же, как и деятели культуры, которые на них пишут или говорят»
Вообще, удивляет, что инициаторы ущемления избирательного

права в Эстонии, частенько игнорирующие мнения юристов и

учёных-правоведов, не удосуживаются заглянуть даже в

Википедию. Хотя достаточно сделать интернет-запрос поисковику

на словосочетание «коллективная ответственность» или

«коллективная вина» и узнаешь много полезного и разумного.

Я сделал это и вот результат. Известный немецкий психиатр

и философ Карл Ясперс, считал, что «среди разных видов

виновности (уголовная или юридическая, политическая, моральная

и метафизическая (ответственность за «всякую несправедливость в

мире, особенно за преступления, совершаемые в нашем

присутствии и с нашего ведома») только политическая виновность

может быть коллективной: это – ответственность за те действия

государственных деятелей, в которых опосредованно участвуют все

граждане...».

Слушательница лекций Ясперса философ Ханна Арендт даёт этому

выводу более однозначную оценку: «Вину невозможно

распространить на коллектив; более того, это позволяет избавить

себя от реального разговора о вине. Где виновны все, невиновен

никто». И далее по Википедии: «Представление о коллективной

вине ведёт к абсурдным преувеличениям о том или ином

сообществе, как во всём «плохом», что мешает понять, как именно

массовые преступления стали из аномалии нормой. По Арендт,

с юридической и моральной точки зрения имеет смысл только

личная вина (это позволяет вынести приговор или моральное

суждение)».

Осуждённое интернирование.

Если говорить о безопасности государства серьёзно, то

альтернативой эстонской политической возне вокруг отказа в

избирательном праве может быть нечто ещё более радикальное.

Вспомним, как после нападения Японии в 1941 году на

американскую военно-морскую базу Пёрл Харбор, заставившее

США вступить во Вторую мировую войну, не прошло и трёх

месяцев, как Президент Франклин Рузвельт подписал

Чрезвычайный указ № 9066, разрешивший насильственно

переместить в концентрационные лагеря (официально

называвшиеся «военными центрами перемещения») любых лиц

японского происхождения. Это – почти 120 тысяч человек (более

половины из них имели гражданство США), проживавших на всём

Тихоокеанском побережье, в большей части штата Орегон и

Вашингтона. Это – данные Википедии.

Там же написано: «В 1944 году Верховный суд США подтвердил

конституционность интернирования, аргументировав это тем, что

ограничение гражданских прав расовой группы допустимо, если

того «требует общественная необходимость...». Но «... в то же

время было признано неконституционным содержание под стражей

«лояльных граждан»...

«В январе 1945 года законы о выселении были отменены... В 1970-х

годах по указанию президента Картера началось расследование,

чтобы определить, было ли решение поместить американцев

японского происхождения в концентрационные лагеря

оправданным? В 1983 году в отчёте соответствующей Комиссии

было признано, что обнаружено мало доказательств нелояльности

пострадавших японцев и сделан вывод о том, что заключение в

концентрационные лагеря было результатом расизма. В 1988 году

президент Рейган подписал Закон, в котором от имени

правительства США приносились извинения за интернирование,

вызванное «расовыми предрассудками, военной истерией и

ошибками политического руководства». Закон санкционировал

выплату 20.000 долларов США каждому бывшему заключенному,

который был ещё жив.

Нечувствительность к дурному.

Один этот пример показывает, что понятие «коллективной вины» и

«коллективной ответственности» подверглись переоценке. Но это –

редкий случай, так как укоренение этих понятий обусловлено

давней историей и нравственным несовершенством человечества.

Исследователь мемориальной культуры Николай Эппле пишет

в статье для Интернет-

издания Meduza: «Представление о коллективной вине вполне

органично для человеческого сознания, особенно примитивного.

С древних времён здесь существуют две линии. Во-первых, вина

нескольких членов общины могла быть представлена, как вина всей

общины. Хрестоматийная иллюстрация – библейская легенда

об уничтожении Содома и Гоморры [Быт. 19]. Во-вторых, вина

предков могла примитивным сознанием распространяться

на потомков. Иллюстрация – цитата из Десяти заповедей, ещё

одного важнейшего текста из Библии: «Ибо Я Господь, Бог твой,

Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего

и четвёртого рода ненавидящих Меня» [Втор. 5, 9]. Оба механизма

задействованы в самом живучем в истории мифе о коллективной

вине – обвинении еврейского народа в убийстве Христа».

Примечательно, что и ярый противник германского нацизма и

Гитлера немецкий писатель Томас Манн – считал немецкий народ

виновным и в ответе за содействие нацистскому режиму. Он писал

в статье «Конец (1945 г.)«Но я

сомневаюсь в уместности сострадания при той мере ослеплённости,

нечувствительности к дурному, какую показал своей «верой» этот

народ»... «Нечувствительность к дурному», к явно и

недвусмысленно мерзкому, проявленная широкими массами

народа, была непростительна и непростительной остаётся. За

великое опьянение, ради которого этот всегда жадный до

опьянения народ пил ядовитую национал-социалистическую

сивуху, подносимую ему фиглярами и лжецами, за это опьянение, в

каком он за годы обманчивого благоденствия натворил столько

мерзостей, надо расплачиваться. Нельзя требовать от поруганных

народов Европы, от мира, чтобы они проводили чёткую

разделительную черту между нацизмом и немецким народом; если

существует Германия, как историческое образование, как

коллективная личность, то существует и это — ответственность,

совершенно независимо от всегда скользкого понятия «вины».

Коллективная ответственность.

А вот одолевший Гитлера Иосиф Сталин напишет в газете

«Правда» 23 февраля 1942 года: «Было бы смешно отождествлять

клику Гитлера с германским народом, с германским государством.

Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ

германский, а государство германское остаётся». Примечательно,

что второе предложение — парафраз Екклесиаста: 1, 4, то есть,

также указывает на глубокие исторические корни оценки явления.

Но, если с коллективной виной всё ясно, то с трактовкой

коллективной ответственности не так всё просто.

Тот же Николай Эппле (см. выше ссылку на портал Meduza) пишет:

«События, которые российские власти под угрозой уголовного

наказания требуют называть «военной спецоперацией

РФ в Украине», остро поставили вопрос об ответственности

граждан за преступления, творимые государством от их имени.

Многие, с одной стороны, испытывают чувство стыда за свою

страну, с другой – жалуются на несправедливость санкций... Кто-то

и вовсе утверждает что поддерживать любые действия собственной

страны – подлинно ответственная гражданская позиция.

К началу XX века принцип коллективной ответственности,

присущей родоплеменному строю, в наше время сохранился

в разного рода закрытых учреждениях – тюрьмах, школах-

интернатах, воинских частях, где за проступок одного наказывали

всех.

Также коллективную ответственность практиковали тоталитарные

режимы: во время оккупации нацистами Польши убийство

немецкого солдата каралось расстрелом нескольких сотен поляков-

заложников. В СССР отдельные случаи сотрудничества

с нацистами становились основанием для депортации целых

народов...».

Неужели этот перечень пополнит и последняя (на этом фоне –

гуманная) инициатива Эстонии о лишении избирательных прав

части населения?

Едины ли всегда народ и власть?

Интересны и размышления в публикации Интернет-портала

некоммерческого государственного учреждения ФРГ «Немецкая

волна» («Deutsche Welle») российского политолога, постоянного

участника германо-российского форума «Петербургский диалог»

Ивана Преображенского): «Путать народ с властью и

ставить знак равенства между понятиями государства и власти –

типично советская ошибка... Всем понятно, что народ, избрав

власть, делегировал ей значительную часть своих политических

полномочий – но не более того. Это, в частности, не означает, что

власть становится выразителем всех мыслей, желаний и чаяний

народа...».

Упомянутая выше Ханна Арендт считает, что человек может быть

ответственным за деяния, которых не совершал, и такая

ответственность может, в отличие от вины, распространяться

на общность людей. По Арендт, о коллективной ответственности

можно говорить в случае принадлежности к политической

общности, предполагающей опосредованное, часто пассивное

соучастие в совершаемом от имени его членов преступлении. Это

играет важнейшую роль для осмысления тоталитаризма

и преодоления его последствий. (Очевидно, что это утверждение

нельзя переносить на граждан РФ и РБ, живущих в Эстонии, они-то

как раз серьёзно оторваны от государства, гражданами которого

являются).

Отсюда следует что «коллективное покаяние» – проблематичное

мероприятие, так как держится на категории коллективной вины,

распространяет индивидуальную вину на общность, что обычно

чревато ее размыванием и манипуляциями. Вот почему та же Ханна

Арендт считает адекватной реализацией политической

ответственности принесение извинений главой государства

за преступления, совершавшиеся от имени этого государства,

и выплата компенсаций жертвам.

Наиболее продвинутой смотрится позиция американской

исследовательницы Айрис Мэрион Янг. В той же статье в

Интернете написано, что её «интересует, как именно отдельный

человек может быть ответственен за поступки других.

Коллективная ответственность, по Арендт, существует просто

в силу членства в политическом сообществе — для Янг этого

недостаточно. Для Янг важно, что именно человек совершил или

не совершил в качестве члена сообщества».

Вместо единения – раскол.

Вывод: в наше время в цивилизованных странах и к коллективной

ответственности в целом не прибегают (если, конечно,

исключить завуалированную форму нескончаемых санкций Запада

против России и некоторых других стран), ибо это чревато

возложением ответственности людей, на непричастных за те или

иные поступки и дела властей.

Короче, всё говорит о том, что в нашем случае нет возможности

подозревать граждан РФ и РБ в их нелояльности к Эстонии или их

ответственности за деяния руководителей государств, членами

которых они являются. Кстати, сделанному ими выбору в пользу

российского гражданства они, прежде всего, обязаны

проводившейся в самой Эстонии в течение последних 32 лет

дискриминационной политике предоставления гражданства

неэстонцам.

Вот почему стыдно за эстонский политикум, масс-медиа и наше

гражданское общество, представители которых включились в

очередную низкопробную русофобскую возню (или помалкивают:

моя хата с краю), не только ещё более раскалывающее общество, но

и усиливающее взаимное недоверие по этническому признаку и

пока ещё скрытую вражду друг к другу.

Особенно стыдно за почётного председателя Социал-

демократической партии Эстонии Марью Лауристин, которая

одобрила идею подписания деклараций лояльности Эстонии

гражданами РФ и РБ, то есть в очередной раз показавшая истинную

цену своих взглядов на демократию и гуманизм.

Образно говоря можно считать и подлостью, вовлечение в эту

политику населения, как через масс-медиа, так и госполитикой

антирусскости и антироссийскости. Только что преданные

гласности порталом err.ee результаты исследования общественного

мнения по вопросу лишения граждан РФ и РБ избирательного

права на местных выборах, которые провела фирма Norstat по

заказу Института исследований общества (Ühiskonnauuringute

Instituut), показали, что эту затею одобряют 63% граждан ЭР,

причём среди эстонцев этот показатель составил 71%, в то время,

как у представителей других национальностей он равнялся 12%.

Это ли не констатация раскола общества, в то время, как вся

эстонская пропаганда трубила и трубит о стремлении к

консолидации общества?! Попутно замечу, что такое гнусное

вовлечение жителей страны в неприглядные, а может и преступные

деяния общегосударственного масштаба позволяет усомниться в

точке зрения о невиновности народа/населения или непризнания

его вины и ответственности за исторические ошибки?

*

Увы, вместо взросления Эстонского государства, которое и без того

молодое и потому недостаточно опытное, с опаской наблюдаешь за

тем, как Эстония умопомрачительно впадает, мягко говоря, в

детскость, всё азартнее радикализируя решение «русского вопроса»

не в сторону примирения с эстонцами, а скрытой, пока – «мягкой»

конфронтации и раскола общества.

Димитрий Кленский,

Таллин, 18 ноября 2024