Достоевского традиционно считают «петербургским» писателем, но первые 15 лет своей жизни он провёл в Москве, в одном из самых странных районов, носившем название Божедомка, именно там сейчас музей в его честь.
На Божедомке и были подсмотрены прототипы многих персонажей Достоевского - униженных и оскорблённых, доведённых до крайней степени нищеты и отчаяния, больных во всех смыслах. Сейчас это район станции метро «Достоевская».
Жил при больнице для бедных
Все мы родом из детства, у Достоевского оно было строгим, аскетичным, набожным, с видом на бесконечные человеческие страдания.
Мрачная аура Божедомки формировалась с XI века. Там находились убогие (божьи) дома, куда свозили всех неопознанных покойников, в основном самоубийц, пьяниц и нищих. Для них обустраивали общие могилы - «божедомья» (гноище, ямники). Родственники пропавших приезжали в Божедомку на поиски, в итоге там разрослась околопохоронная индустрия - с трактирами, балаганами и гадалками.
В 1806 году на Божедомке построили первую в Москве бесплатную больницу для бедных, названную в честь императрицы Марии Фёдоровны. Всё лечение в Мариинской больнице финансировалось из личной казны императрицы. В общем район был очень специфический. Про такой читать страшно, не то, что там родиться.
Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, работал в Мариинской больнице врачом, и ему была выделена служебная квартира на первом этаже в одном из больничных флигелей. Мать писателя Мария Фёдоровна (урождённая Нечаева) была из купеческого рода. В семье Достоевских было семь детей.
Сейчас во флигеле, где жили Достоевские, масштабный музей. На первом этаже - мемориальная квартира с личными вещами, на втором - тематические залы, связанные с биографией и творчеством писателя, на третьем - интереснейшая инсталляция художника, скульптора Михаила Шемякина «Сновидения Достоевского».
Детская комната, деревянные игрушки
Младший брат Достоевского Андрей был мемуаристом, благодаря чему, сохранился точный план квартиры и были воссозданы интерьеры. Буквой «Г» на схеме обозначена «детская комната», где на кованых сундуках спал маленький Федя и его старший брат Михаил.
В «Детской» не было окон, только скудный свет сальных свечей с мерзким запахом. При таком освещении Достоевский в пять лет прочёл свою первую книгу - «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхого и Нового завета в пользу юношества Иоанном Гибнером».
В жёлтой Зале (буква «Д» на плане) рядом с обеденным столом - деревянные игрушки из Сергеева-Посада, куда семейство каждый год ездило на Троицу, посещая все церковные службы в Троице-Сергиевой Лавре. Эти путешествия длились по 5-6 дней и в своих мемуарах Андрей Достоевский называет их «важными происшествиями и эпохами в жизни».
Активное участие в воспитании детей принимала няня - Алёна Фроловна. В дневниках она упоминается как женщина 45 лет, ясного и весёлого характера, которая рассказывала славные сказки - про «Жар-птицу», «Алёшу Поповича» и «Синюю бороду». На Пасху Достоевские смотрели балаганы с паяцами, клоунами, силачами и Петрушками, а летними вечерами любили гулять в Марьиной роще.
Семья Достоевских была бедной, но образованию детей уделяла очень большое внимание. Дома отец преподавал детям латынь, приходящие учителя - математику, французский язык и русскую словесность. Музыки в домашнем воспитании тоже хватало - маменька Мария Фёдоровна хорошо пела и играла на 7-струнной гитаре. Телесные наказания в семье не практиковались. Самым страшным было недовольство отца - когда он, насупив брови, молча выходил из комнаты. В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в Пансион Чермака - одно из лучших частных заведений в Москве.
Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но так как окна квартиры выходили в больничный двор, а разговоры домочадцев и соседей часто крутились вокруг «скорбных листков» (историй болезни), Фёдор Михайлович слышал и видел многое - не для детских глаз и ушей.
Грязные зеркала, иконы и стол писателя
При посещении мемориальной квартиры Достоевских у меня было ощущение пустоты - слишком мало мебели и подлинных вещей, особенно тех, что связаны с его детством. Каждый предмет казался сокровищем.
Квартиру не назовёшь просторной, Достоевские ютились. Например, синяя комната вынужденно разделена перегородкой, не доходящей до потолка - на Гостиную и Спальню.
Во всех комнатах висят иконы, так и было при жизни Достоевских. Каждое воскресенье семья ходила в домовую церковь святых апостолов Петра и Павла при больнице, купол которой был виден с крыльца их дома. Кстати, в ней же в 1821 году был крещён писатель. Впоследствии Достоевский, снимая квартиры, всегда искал вариант с видом на церковь.
Ещё интересная деталь мемориальной квартиры - грязные зеркала, с них специально не стирают пыль.
При входе в квартиру - красивый чугунный пол. Это типология, подлинными являются только две крайние плиты.
Особого внимания заслуживает стол писателя. Это оригинал, но привезённый в этот дом уже после смерти Достоевского. За ним он писал «Преступление и наказание» в 1865-1866 годах. Стол - гордость музея.
«Бой из-за подписчиков» и красный топор
Покинув первый этаж музея, мы сразу попадаем во «взрослую жизнь писателя» с историями про Омский острог, где он 4 года жил в кандалах,и про его падучую болезнь. А ещё про страшную антипатию к Тургеневу (почти ненависть!), восхищение Пушкиным и большое уважение к Некрасову.
Экспозиция рассказывает про его влюблённости, страсть к рулетке и путешествия по Европе, которую Достоевский называл «страной святых чудес» и куда стремился в мечтах с самого детства. А побывав, разочаровался и написал: «В Европе всё хорошо, но нет России и русских, даже в Сибири было лучше».
Одна из комнат полностью посвящена роману «Преступление и наказание», который стенографировала любимая женщина Достоевского - Неточка (Анна Григорьевна Сниткина), ставшая его второй женой. Через её руки прошли также «Игрок», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Дневник писателя» со знаменитой Пушкинской речью и «Братья Карамазовы» (их Достоевский посвятил ей). Листайте карусель, там есть портрет Неточки.
А как вам такое? 😄 Эта карикатура «Бой из-за подписчиков» Николая Иевлева была опубликована в сатирическом журнале «Заноза» в 1863 году. В то время братья Достоевские - Михаил и Фёдор (те, которые в детстве спали в одной комнате на сундуках) издавали журнал «Время» и действительно бились за аудиторию с конкурирующими изданиями. На тот момент журнал Некрасова «Современник» лидировал - у него было 7,5 тысяч подписчиков, а у детища Достоевских всего 4,5 тысячи.
Сновидения Достоевского. Версия Шемякина
Трёхэтажный Музей Достоевского рассчитан на то, чтобы в него возвращались. Есть несколько тематических экскурсий, при музее работает кружок почитателей, устраиваются спектакли по мотивам произведений и проводятся временные выставки. Мы были там часа три, не меньше. Инсталляция Михаила Шемякина «Сновидения Достоевского» на третьем этаже стала финальным аккордом.
Было ощущение, что мы где-то в мирах Достоевского, по которым нас ведёт гениальный Шемякин, разрешая подглядывать за героями в окна.
На нас смотрели Алёна Ивановна, Сонечка Мармеладова, Свидригайлов, Порфирий Петрович и остальные. Раскольников беззвучно восклицал своё фирменное: «Тварь ли я дрожащая или право имею?», а вокруг кружил чёрно-белый Санкт-Петербург с отсылками к современности.
Послесловие
Удивительно, но Достоевский не любил Санкт-Петербург, называя его самым угрюмым, отвлеченным и умышленным городом в мире. Напротив - к Москве писатель относился нежно и трогательно, это же город его детства. Возможно, поэтому всех своих героев он поселил в городе на Неве, подальше от своего московского дома, которым так дорожил и в котором сейчас находится музей.
Где искать?
Музейный центр «Московский дом Достоевского»: Москва, ул. Достоевского, 2. Ближайшая станция метро - «Достоевская». Понедельник - выходной. Входной билет 550 рублей с человека. Экскурсии оплачиваются дополнительно. Видео.
Всем мира и путешествий! ♥ Ваш Душевный шагомер (Таня). Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное.
- Напоминаю, у меня появился телеграм-канал, где я ещё ближе. А ещё есть отличный и удобный навигатор, где найдётся множество идей для поездок как по России, так и за её пределами.