По какой-то странной причине принято считать, что чудо-оружия, способного перевернуть ход войны, не существует. Что все это выдумки и мифы, что никакой «вундерваффе» не существует, и никаких устройств, способных полностью опрокинуть соотношение сил противостоящих государств невозможно создать в принципе.
Однако в реальности это не так — ибо в еще в середине прошлого века в СССР было успешно создано реальное «сверхоружие», вполне себе определившее итоги 2 Мировой войны.
Да еще, вдобавок ко всему, оно было разработано одним-единственным изобретателем!
Как думаете, о чем идет речь?
Полагаете, о великолепных ППШ — простых, надежных, пятикилограммовых автоматах со скорострельностью от 800 до 1000 выстрелов в минуту, выпущенных тиражом в 6 млн. экземпляров? Или об автоматах Судаева — чуть более легких и простых, со скорострельностью 600-700 выстрелов в минуту, выпущенных тиражом в 2 млн. штук?
Может быть, это пулемет Дегтярева со скорострельностью 500-600 выстрелов в минуту и изготовленный в количестве почти 800 тысяч штук? Или пулемет Горюнова со скорострельностью 600-700 выстрелов в минуту? Пулемет «Максим» со скорострельностью 600 выстрелов в минуту?
Или, может быть, это истребитель И-16, за каждый свой вылет высаживающий во врага две с половиной тысячи пуль? Истребитель Як-3, способный дать залп в 420 выстрелов? Ла-7 с «весом залпа» в 390 выстрелов? Может быть, это танк Т-34, с его мощной пушкой с боекомплектом в 100 снарядов и двумя пулеметами Дегтярева с 3 тысячами патронов? Или великолепный Т-60 с боекомплектом в 750 снарядов и 950 патронов?
Может статься, это винтовка Мосина, которая вот уже больше века остается надежным и эффективным вполне современным мощным оружием, пусть и со скорострельностью 10 выстрелов в минуту?
Внимательный читатель наверняка уже заметил одну общую особенность всего перечисленного вооружения. Само по себе все оно совершенно бесполезно. Эффективность всех видов оружия определяется только и исключительно их способностью успешно использовать соответствующие патроны!
Нет патронов — и ты безоружен, будь у тебя хоть старенький «Узи», хоть навороченный «Абакан».
Разве только «мосинка» с ее трехгранным штыком способна пригодится в «беспатронном» столкновении.
Давайте возьмем в руки калькулятор. За годы Великой Отечественной Войны промышленность СССР только пистолетов-пулеметов выпустила 6.5 млн. штук. Просто для их снаряжения при минимальном боекомплекте в 150 патронов (2 диска ППШ) требуется сходу истратить почти миллиард патронов! И это — даже без учета расхода боеприпасов в ходе боевых действий! А плюс к тому: патроны винтовочные, которыми кормятся пулеметы, патроны для пулеметов крупного калибра, патроны для автоматических пушек. Патроны для всего, стреляющего по врагу в автоматическом режиме!
Легко заметить: даже в мирное время, чтобы просто набить магазины и сдать оружие на склад — даже в этой ситуации армии требуются миллиарды патронов. А уж в военное время — потребности в оных и вовсе не сосчитать!
А знаете ли вы, что по оценке западных разведок максимальные возможности весьма отсталой по мировым стандартам промышленности СССР позволяли производить патроны в пределах всего лишь 60 млн. штук в год?
То есть, планируя войну, вермахт предполагал, что вскоре после начала боевых действий, после израсходования накопленных складских запасов, Красная Армия превратится в армию «беспатронников», которой придется ходить в «психические атаки» и отбиваться от пулеметного огня исключительно штыками.
Насколько реальной была подобная оценка?
В принципе — вполне правдоподобной. Ведь ни для кого не секрет, что индустриальная база СССР заметно уступала европейской. При этом нагрузка на нее в ходе войны возрастет многократно, и хватит ли оборудования и рабочих рук для производства патронов — большой вопрос.
Насколько данные прогнозы совпали с реальностью?
В ходе Великой Отечественной Войны советская промышленность изготовила за 4 года...
...барабанная дробь...
21 миллиард патронов! Из которых Красная Армия смогла израсходовать только 17 миллиардов.
Советская промышленность производила на двадцать процентов больше выстрелов, чем мог потребить фронт!
В отличие от той же Западной Европы, в которой к концу войны не хватало ни патронов, ни «стволов», и потому «фольксштурм» отправлялся в окопы с одними лишь фаустпатронами в руках.
Приведу голые официальные цифры:
В нацисткой Европе за 6 лет, с 1940 по 1944 г. было произведено 14,8 млрд. патронов.
В США за 5 лет с 1.07. 1940 г. по 1.08.1945 г. — 8 млрд 280 млн патронов.
В Великобритании за 5 лет, с 1939 по 1944 г. — 2 млрд.
Итого: за время Второй Мировой Войны СССР, США, Европа и Англия произвели 46 миллиардов патронов.
Несложно заметить, что «индустриально недоразвитый» СССР ухитрился изготовить почти столько же патронов, сколько весь «технически и индустриально высокоразвитый передовой цивилизованный мир»!
Как же такое могло произойти?
А история сия началась в 1932 году, когда двадцатилетний мальчишка именем Лев и по фамилии Кошкин поступил в МВТУ им. Баумана, где очень скоро стал серьезным раздражителем, считая себя самым умным, а всех остальных — закостеневшими в заблуждениях стариками. Молодой и горячий, он даже смог пробиться на прием к наркому вооружений Дмитрию Устинову, выгрузив на него целый пакет своих идей — который «старые пердуны» из руководства высмеивают и отказываются обсуждать в виду их неожиданности и непривычности.
Логика студента Кошкина, между тем, оказалась достаточно проста и понятна. Главная проблема любого производства заключается в его прерывистости. То есть: станок выпрессовывает заготовку за доли секунды — однако потом его берет рабочий, несколько минут несет его к другому станку, устанавливает, за пару секунд обрезает излишки — а потом опять несколько минут несет к другому станку...
В общем — если выкинуть человека из процесса производства, то производительность оборудования можно увеличить сразу в сотни раз! Достаточно собрать линию, в которой заготовка станет сама перемещаться в процессе обработки — без участия медлительных в силу органической физиологии, работников.
Оптимальным для реализации такого проекта было бы производство патронов. Их нужно много, очень много — и они все одинаковые. А значит — производство гарантированно не требует переналадки под изделия с другими параметрами. Процесс производства Кошкин уже разбил на 200 отдельных простейших операций, доступных даже простой и тупой железке. Осталось только объединить 200 станков в единый механизм.
Устинов собрал совещание специалистов, которые вынесли единодушное решение: «Полнейший роторный бред! Серьезному обсуждению не подлежит!». А Лев Кошкин — натуральный вредитель, намеренный разбазарить народные денежки. Расстрелять его надо как можно быстрее, желательно без суда и следствия!
Аргументация матерых технарей тоже была понятна. Они объяснили, что рабочие носят от станка к станку не по одному изделию, а целыми тазиками. При этом станки не простаивают, а работают, наполняя сменный тазик заготовками.
При этом отдельно стоящие станки проще обслуживать, настраивать и можно в любой момент использовать для иных целей.
Кошкин парировал, что хождение даже с тазиками — это всё равно ручной труд; что производительность отдельных станков — разная, и часть из них неизбежно будет простаивать; что для производства однотипной продукции станки с возможностями перенастроек скорее вредны, чем полезны. И что подобная технология работы — нерациональна.
Но но разве можно сравнивать убеждения студента-недоучки с мнением матерой профессуры?
Однако Дмитрий Устинов, который, прежде чем стать наркомом, успел принять участие в Гражданской войне — отлично знал, что такое «патронный голод». И потому он решает рискнуть. В знаменитом 1937 году, взяв ответственность на себя, Устинов отправляет новоиспеченного выпускника Бауманки вместо расстрела — на Ульяновский машиностроительный завод им. Володарского, причем вместе с соответствующим финансированием (которое в случае неудачи легко записали бы в «растраты государственных средств»).
Благодаря этому полностью волюнтаристскому, отчаянно храброму решению в конце 1938 года в Ульяновске начала работать первая в истории человечества роторная линия. Потребляя с одной стороны порох, свинец и рулонную сталь, а с другой — она непрерывно высыпала в приемник по 200 готовых патронов для пистолетов «ТТ» в минуту!
Вы можете сказать, что ППШ нямает таких патронов аж в пять раз больше!
Однако ППШ не способен стрелять непрерывно. А роторная линия делает свою работу постоянно и неослабно, не уставая и не перегреваясь. 200 «выстрелов» в минуту, 12 тысяч в час, четверть миллиона в сутки, 100 миллионов в год...
Всего одна роторная линия по факту заменила целую производственную отрасль!
И мало того! При этом она занимала в шесть раз меньше места, нежели обычный станочный цех и обслуживалась всего несколькими наладчиками.
Запуск роторной линии вызвал у производственников настоящий шок! В хорошем смысле этого слова. Дмитрий Устинов даже собрал специальное новое совещание, дабы «ведущие специалисты» поняли, какие они лошары. А на Ульяновском заводе «кошкинцы» торопливо запустили линию по производству винтовочных патронов; а в 1940-ом — еще и по производству патронов для крупнокалиберных пулеметов.
Роторные линии Льва Кошкина стали монтировать и на других патронных заводах — на Подольском, на Луганском, в результате чего в середине 1941 года, к началу войны, в СССР сложилась уникальная ситуация: потребности Красной Армии в патронах оказались покрыты на 280%!!!
Нашим войскам не хватало снарядов, продовольствия, топлива, формы, оружия, самолетов и бомб — много чего не хватало. Но вот патронов... Патроны каждый боец мог получать без ограничений! Сколько нужно — столько и было. И еще немного про запас.
На всем протяжении фронта от Ледовитого океана и до Черного моря — пулеметы, винтовки, карабины и автоматы могли истреблять фрага свинцовым ливнем безо всяких ограничений! В отличие от Первой Мировой, когда эмиссары Российской империи все в мыле носились по планете закупая где только можно за любые деньги хоть какие-то патроны для русской армии — красноармейцы просто срывали пломбы со складов, забитых боеприпасами под самую крышу, и отгружали в войска столько патронов, сколько те могли унести.
Как вспоминал полковник Егоров, начальник службы вооружения Ленинградского фронта:
«Патронов к стрелковому оружию хватало... Общую заявку на боеприпасы для этого вооружения мы подали только в августе 1942 г.»
То есть, созданных в предвоенные месяцы запасов хватило ведущим активные боевые действия войскам больше, чем на целый год!
Это стало невероятно важным фактором для устойчивости Красной Армии, поскольку почти все патронные заводы СССР (кроме Ульяновского) к концу 1941 года прекратили свою работу по причине эвакуации. № 17 — поехал из Подольска в Барнаул; № 46 — из Кунцево в Новую Лялю; № 38 — из Тулы в Юрюзань; № 60 — из Луганска во Фрунзе; № 188 — из Климовска в Новосибирск.
Однако, не смотря на это — «патронного голода» не наступило. Советские бойцы могли использовать свое оружие без каких-либо ограничений.
Начиная с 1942 года — роторные линии заработали на всех вышеупомянутых предприятиях, отгружая фронту патроны вагонами и целыми эшелонами.
К началу контрнаступления под Сталинградом войска трех фронтов, участвовавших в сражении, получили по 8 боекомплектов патронов.
При проведении операции по освобождению Ленинграда войска фронта смогли израсходовать только 24% от заготовленного объема патронов.
На Курской дуге нашими войсками было израсходовано, в числе прочих номенклатур боеприпасов, полмиллиарда винтовочных патронов.
Никаких ограничений!
И пусть даже расход патронов у ППШ был как не в себя -- роторные линии всё равно производили их больше, чем выстреливала пехота!
Трудно себе представить, как сложился бы ход Великой Отечественной Войны, если бы не уникальное изобретение Льва Кошкина, постоянно и непрерывно обеспечивавшее фронт миллиардами и миллиардами патронов — при минимальном расходе трудовых ресурсов и станочного парка.
И попробуйте сказать, что роторные линии не стали тем самым «вундерваффе», которое обеспечило нашу победу!
Ибо боец без боекомплекта, при любой своей отваге и мастерстве — это уже не боец.
Лев Николаевич Кошкин за свои фантастические достижения получил в 1943 году Сталинскую премию 2-ой степени, которую отдал на покупку танка для Красной армии.
А в мае 1944 г. Народный комиссариат оборонной промышленности предлагает Кошкину возглавить ЦКБ №3 — с 1966 года переименованное в Конструкторское бюро автоматических линий им. Л.Н. Кошкина.
Этим КБ он руководил еще 42 года.
Лев Николаевич Кошкин стал лауреатом №1 «Золотой медали имени Шухова» — за выдающийся вклад в развитие науки и техники.
А кроме того, он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью Героя Социалистического Труда; получил помимо Сталинской Ленинскую премию, Государственную премию СССР и премию имени Мосина.
И вместо послесловия.
Знаете ли вы, как отличить обычное государство от сверхдержавы?
Правильно! Все сверхдержавы имеют собственные роторные линии для производства патронов! Иначе как обеспечить себя боеприпасами в случае серьезной опасности?
На нашей планете таковых линий всего 5. В Ульяновске, Туле, Новосибирске и Барнауле.
Еще одну советские специалисты смонтировали в США — в те времена, когда наши отношения, трудно поверить, были дружескими.
На этом — все. Остальные страны, как бы они не хвастались своей индустрией — собирают патроны вручную. По чуть-чуть. Но большую часть (до 80%) — покупают российские. Даже блок НАТО перестал затариваться патронами в России только в 2021 году!
Возвращаясь к Великой Отечественной -- мы привыкли видеть на фотографиях и в хронике советских бойцов, сжимающих в руках простые и надежные скорострельные автоматы, которыми они выкашивают нацистскую пехоту. Отважные люди, отличное оружие.
Шесть миллионов бойцов на фронте, по два диска патронов у каждого, да еще запас в вещмешке, да еще подвозят постоянно по мере потребности. От патронов зависела их жизнь, патронов много не бывает. Расход в десятки миллионов каждый день!
И тем не менее -- никто из советских пехотинцев не жаловался на нехватку боеприпасов.
Разве это не чудо?
Если вам хочется почитать что-нибудь интересное — советую обратить внимание на романы одного из лучших современных авторов, которые удобно скачать по данной ссылке как в звуковом, так и текстовом формате. Читайте, слушайте, узнавайте для себя что-то новое и переживайте за героев приключений. Наслаждайтесь неожиданными сюжетами. Не пожалеете!