12 декабря 1942 года немецкие войска из района Котельниковского (сейчас Котельниково) перешли в наступление с целью деблокирования 6 армии Вермахта. Быстро прорвав оборону 51 армии Сталинградского фронта армейская группа "Гот" стала продвигаться к Сталинграду. 19 декабря немецкие дивизии вышли к реке Мышкова, где вступили в бой с частями 2 гвардейской армии. В этом сражении в рядах 98 стрелковой дивизии командиром миномётного расчёта участвовал сержант Юрий Бондарев. Через 20 лет после войны писатель Юрий Васильевич Бондарев напишет об этих боях роман "Горячий снег", по которому вначале 70-ых снимут одноимённый фильм. Собственно, о попытке немцев деблокировать армию Палюса широкой общественности известно благодаря данному фильму и сводится, в основном, к боям на Мышкове.
Части Гота вышли к этой речке на восьмой день наступления, хотя от Котельниково до неё около 70-и километров по прямой и это расстояние вполне можно преодолеть дня за два. Так кто и как задержал немцев на несколько дней в открытой степи где-то между Котельниково и Мышковой?
Примерно в 50-и километрах от Котельниково в степи находится хутор Верхне-Кумский. Именно здесь произошло ожёсточённое сражение между наступавшей группировкой Гота и первыми преградившими ей дорогу на Сталинград частями Красной армии. Хутор и его окрестности почти на 6 дней стали местом «горячего снега», прежде чем снег стал «горячим» у реки Мышковы. Ну, а теперь обо всём по порядку.
19 ноября войска Красной армии начали наступательную операцию «Уран». 23 ноября части Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе Калача-на-Дону, тем самым замкнув кольцо окружения вокруг части сил 4 танковой армии и 6 армии Паулюса. Командующий 6А сразу же попросил у Гитлера разрешение на прорыв, но разрешение на прорыв получено не было, так как Гитлер и ОКВ посчитали, что армия должна быть деблокирована ударом извне.
Немцам ценой больших усилий удалось остановить наступление Красной армии на рубеже реки Чир и в районе Котельниково. 21 ноября, ещё до того, как вокруг 6А сомкнулось кольцо окружения, приказом ОКХ была создана группа армий «Дон» под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна. Помимо затыкания бреши, образовавшейся в результате наступления советских войск, второй задачей этой группы армий стало пробитие коридора к армии Паулюса. ГА «Дон» состояла из двух армейских групп – «Холлидт» и «Гот», названных по фамилиям их командующих – генерал-полковника Карла Холлидта и генерал-полковника Германа Гота.
Для комплектования ГА «Дон» перебрасывались дивизии с Кавказа, из-под Воронежа, из Польши, Германии и Франции.
Операция по деблокированию получила название «Зимняя гроза» (Wintergewitter) в рамках которой Манштейн планировал нанести два деблокирующих удара. Приказ о её проведении был отдан командованием ГА Дон» 1 декабря. Главный удар по плану наступления наносила группа Гота из района Котельниково 57 танковым корпусом 4 танковой армии вдоль железной дороги Тихорецкая-Сталинград. В состав корпуса входили 5 и 8 кавалерийские дивизии румын, а так же 6 и 23 танковые дивизии.
Второй удар должна была наносить группа Холлидта с рубежа реки Чир 48 танковым корпусом. 11 танковая дивизия и 7 авиаполевая дивизия должны был взять высоты к западу от реки Дон и прорваться к переправе у Калача (нынешний Калач-на-Дону). 336 пехотная дивизия должна была наступать к югу от реки Дон, тем самым обеспечивая левый фланг 57ТК на направлении главного удара. В свою очередь 6 армия Паулюса по сигналу «Удар грома» (Donnerschlag) должна была ударить изнутри «котла» навстречу 4 танковой армии и в направлении Калача.
Самой мощной и боеспособной дивизией ГА «Дон» была 6 танковая генерал-лейтенанта Эрхарда Рауса, насчитывающая 159 танков и 40 САУ, как раз прибывшая из Франции. Части этой ТД прибывали в Котельниково начиная с 27 ноября. В этот же день к Котельниково подошла 81 кавалерийская дивизия 4 кавалерийского корпуса и только что прибывшим подразделениям 6ТД пришлось с ходу вступить в бой с советскими кавалеристами. Взять сходу Котельниково 81 кавдивизия не смогла и перешла к обороне. Следующее наступление 81КД при поддержке 85 танковой бригады началось 3 декабря. После взятия хутора Похлебина наступающие повернули на юг с целью зайти к Котельниково с тыла, но были остановлены противником. На следующий день танки 6ТД при поддержке пехоты 114 мотопехотного полка контратаковали части 81КД. К двум часам дня кавалерийская дивизия и 85ТБр были полностью окружены. Бой шёл до наступления темноты, после чего советские бойцы стали мелкими группами прорываться из «котла».
Потери 81 кавдивизии в этих боях составили около 1900 человек убитыми, раненными и пропавшими без вести. Погибли в том числе комдив полковник Баумштейн и начальник штаба подполковник Терёхин. Было потеряно 14 76-мм пушек, 4 «сорокапятки» и 4 107-мм миномёта. Но и с 6 танковой дивизии под Котельниково наши бойцы сняли первую «стружку» - немцы потеряли 5 танков безвозвратно и 12 подбитыми.
Переброска противником войск в район Тормосина, Нижне-Чирской и Котельниково не осталась незамеченной и из этого был сделан хоть и логичный, но, к сожалению, неверный вывод. Командующий Юго-Западным фронтом Николай Ватутин посчитал, что деблокирующий удар ГА «Дон» будет наносить по кратчайшему расстоянию с рубежа на реке Чир, так как с позиций на Чире до фронта окружённой армии Паулюса было около 40 км по прямой. При этом предполагалось, что котельниковская группировка противника, от которой до позиций 6А было более 100 км, нанесёт вспомогательный удар.
Предположение Ватутина привело к тому, что Ставка ВГК отдала приказ о создании в составе Сталинградского фронта 5 ударной армии. Задачей этой армии было совместно с 5 танковой армией нанести удар по нижнечирской и тормосинской группировкам противника.
Вследствие атак советских войск на немецкую оборону на реке Чир 48ТК обороняясь, исчерпал свои силы и Манштейну пришлось отказаться от нанесения двух деблокирующих ударов.
Из-за того, что дивизии предназначенные для деблокирующего удара прибывали с задержкой, например, 23ТД шедшая с Кавказа своим ходом, задерживалась из-за оттепели, группа Гота перешла в наступление только 12 декабря. Главный удар на внешнем фронте окружения 6А пришёлся по позициям 302 стрелковой дивизии 51 армии. Ослабленная предыдущими боями дивизия продержалась недолго и была просто рассеяна. Остатки дивизии мелкими группами выходили к станции Жутово и совхозу Терновый. Немцы не ожидали такого быстрого прорыва внешнего фронта окружения и в журнале боевых действий даже появилась удивлённая запись: «где русские?».
К вечеру 23ТД вышла в район севернее Небыкова, а подразделения 6ТД вышли к левому притоку Дона – реке Аксай-Есауловский и захватили целым деревянный мост. После того, как на противоположный (правый) берег переправился один батальон на мост въехал танк командира 11 танкового полка Вальтера фон Хунерсдорфа и провалился в реку вместе с рухнувшим мостом. Пока шло восстановление переправы, переправившийся батальон продвинулся вперёд к хутору Верхне-Кумскому. 23ТД продолжая наступать от Небыкова так же вышла к реке и захватила плацдарм у Круглякова. Таким образом, к исходу 13 декабря на правом берегу реки Аксай-Есауловский немцами было создано два плацдарма.
После прорыва внешнего кольца окружения в позициях 51А образовалась обширная брешь, которую нужно было закрыть. На выявившееся направление главного удара немцев советским командованием уже 12 декабря было принято решение перебросить механизированные корпуса и отдельные танковые части с частями усиления. Нанесение контрудара по флангам частей Гота командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник Андрей Ерёменко наметил на 14 декабря. Удар должен был наноситься двумя группами по сходящимся направлениям. В первую группу входили 4 мехкорпус, 235 огнемётная танковая бригада, 234 танковый полк и 87СД. Навстречу ей должен был наносить удар 13 мехкорпус.
После форсирования немцами реки Аксай-Есауловский и образования плацдармов единственным естественным препятствием, где ещё можно было их остановить, была находящаяся примерно в 15 километрах от Верхне-Кумского река Мышкова. От этой реки до тылов Сталинградского фронта было около 20 километров. На рубеже Мышковы должна была занять оборону 2 гвардейская армия генерал-лейтенанта Родиона Малиновского. Первоначально командование планировало использовать 2ГА для участия в операции «Кольцо», то есть для разгрома окружённых в Сталинграде немцев. Эта армия, имевшая численность 90564 человека, перебрасывалась в район Сталинграда из Тамбова. Эшелоны с частями армии стали прибывать северо-западнее Сталинграда начиная с 10 декабря и после разгрузки направлялись для сосредоточения в район Песковатки и Вертячего. С началом немецкого наступления обстановка изменилась и 2 гвардейская получила приказ занимать оборону на Мышкове. Но ни 13-го, ни 14-го декабря дивизий 2ГА на реке ещё не было, они ещё были в пути. Части, которые должны были контратаковать немцев в районе Верхне-Кумского, получили приказ задержать немецкое наступление до тех пор, пока за их спинами не займут оборону главные силы армии Малиновского.