Художнику Элмиру де Хори в жизни пришлось несладко. В юности, еще до войны, ему пришлось отсидеть в тюрьме, в родной Венгрии, за призывы к изменению политического строя. Затем, во время войны, он чудом уцелел в концлагере. Имущества никакого у него не было – все конфисковали.
Будучи «гол – как сокол», после войны он отправился во Францию. Там произошло событие, во многом определившее его жизнь – некая богатая англичанка приобрела один из его рисунков, посчитав, что перед ней работа самого Пикассо. Де Хори никогда не строил особых иллюзий насчет своего таланта и понял, что на фальсификациях он сможет заработать куда больше, чем на своих собственных работах. Так что, в скором времени во многих европейских и, особенно, американских музеях стало прибывать картин таких мастеров, как Модильяни, Шагал и Матисс. Помогал Элмиру его товарищ, однако, когда творец узнал, что тот бессовестно его обманывает у него за спиной, Элмир разорвал с ним все отношения и перебрался в Америку.
В Америке было много денег, еще больше владельцев выставок, желающих заполучить «что-нибудь эдакое», и совсем немного специалистов высокого уровня, которые могли отличить подделку от оригинала. К чести де Хори стоит сказать, что какое-то время он пытался выехать на собственном имени, но понял, что его работы американцам не интересны. Поэтому Элмир сосредоточился на том, что у него получалось лучше всего – подделках. Он создавал тысячи работ, но при этом не забывал и о собственном образовании: досконально знал стиль художников, работы которых собирался копировать, изучал мельчайшие нюансы.
Однако долго этот праздник не мог продлиться. В 1955-м году один из обманутых Элмиром покупателей выяснил, что работы, за которые он выложил кругленькую сумму – фальшивые. За дело взялась полиция, а де Хори пришлось срочно бежать в Мексику. Проблемы и не думали от не отставать. Его в Мексике обвинили в совершении преступления, которого он не совершал, а чтобы закрыть дело, потребовали деньги. Нанятый Элмиром адвокат, как оказалось, не сильно отличался от бандитов – требовал колоссальный гонорар. С ним де Хори рассчитался одной из своих картин.
Когда Элмир вернулся домой, в Штаты, ему пришлось жить в бедности. У него началась депрессия, качество работ падало. Старые покупатели, узнавая о том, что в их коллекциях – подделки, обращались в полицию. В начале 1960-х годов Элмир с помощью своего компаньона обосновался в Испании, но и там до него пыталась добраться полиция. Из Испании пришлось срочно перебраться на другой конец света – в Австралию. Но если там от де Хори отстали полицейские, то теперь взялись журналисты, писатели, а также режиссеры. В 1969-м году Клиффорд Ирвинг написал книгу «Фальшивка!», из которой о де Хори впервые узнала широкая общественность. Книга была обильно сдобрена вымыслами самого Ирвинга, но, по какой-то причине, судиться с писакой Элмир не стал.
А в 1974-м году де Хори стал по-настоящему известным. Еще бы – о нем снял фильм сам Орсон Уэллс, один из самых прославленных режиссеров в истории Голливуда. Фильм «Ф как фальшивка» до сих пор остается классикой документального кино и входит в число обязательных к просмотру всех людей, которые собираются связать свою жизнь с документалистикой. Примечательно, что сам де Хори до последнего отстаивал свою невиновность, причем весьма странным аргументом. Ведь ни одна из его работ не была подписана именем того или иного художника, а следовательно – не является фальшивкой, поскольку просто копировать картины закон не запрещает. Тогда пришлось бы привлечь к ответственности 99% студентов-художников.
В 1976-м году испанские власти решили, что Элмира можно экстрадировать во Францию. Когда он узнал об этом, то решил уйти из жизни. А его работы до сих пор продолжают расти в цене.
А в нашем телеграмм-канале конкурс на 10 000 рублей: https://t.me/historyofkriminal/554