Оксана составляла список необходимых покупок и пыталась понять, на какие пункты его можно сократить из-за нехватки денег.
- Мы с трудом дотягиваем до твоей зарплаты, - устало говорила она мужу. - Даше нужно купить спортивный костюм в школу, а у Киры заканчиваются памперсы.
- Я деньги не рисую, - не отрывался от телефона недовольный Петр. - Если ты не умеешь вести семейный бюджет, какие ко мне претензии?
- Возможно, тебе стоит поискать вторую работу или попросить у руководства повышение, - предлагала она. - Мы и раньше с жиру не бесились, но тогда работали вдвоем, и была одна дочка. Сейчас двое детей и я в декрете не могу приносить особенной пользы.
- Ну, понятно, ты не можешь приносить пользу, а я обязан пахать и с ног падать, - возмущался Петр. – Значит, обойдётся Дашка без нового костюма пока что, а Кире вместо памперсов используй пеленки. Моя мама много отдавала ткани, придумай что-нибудь!
Ещё полтора года назад муж и свекровь кружили вокруг Оксаны и уговаривали родить второго ребёнка. Теперь она слышала только недовольство и вечные претензии в ответ на просьбы о помощи или необходимость в деньгах.
- Один ребёнок в семье вырастет эгоистом, и вообще, Даше нужен братик, а Пете – наследник, - высказывалась тогда Галина Петровна.
- Наследник престола, титула или фамильного замка? - не понимала Оксана. - Сейчас время тяжёлое, нам хотя бы одного ребёнка нормально на ноги поставить и всё необходимое дать.
- Ничего страшного, люди детей заводят и в более сложных условиях, - ворчала свекровь. - У вас есть своя квартира, работа и Даша подрастает, поэтому тоже сможет помогать с малышом.
- Но мне придётся выпасть из рабочего графика и меньше времени уделять старшей дочери, - сокрушалась Оксана.
- Я всегда на подхвате и готова помогать в случае необходимости, - уверяла её Галина. - Петр обрадуется рождению сына, и горы для семьи свернёт, он у меня такой.
- Странно, а я подобных порывов не замечаю, - сомневалась Оксана.
- Потому что мужчине нужна мотивация и появление малыша может спасти ситуацию, - рассказывала женщина.
Петр тоже всё чаще заводил разговоры о втором ребёнке. Он считал семью не полной, мечтал о сыне и обещал жене золотые горы. На самом деле Оксана тоже хотела бы второго малыша, только не была уверена в возможностях супруга и поэтому сомневалась.
- Это вам с мужем самим решать надо, - сказала тогда Оксане мать. - Ты уж прости меня, но твой Петр не особенно приспособлен к трудовым подвигам.
Именно это Оксану и смущало, поэтому она пыталась отбиваться от подобных разговоров и давления со стороны мужа и свекрови.
- Ты ещё раз хорошо подумай, потому что Петр хочет ещё одного ребенка, и ты не единственная в мире женщина, способная исполнить его мечту, - не успокаивалась Галина.
Оксана почти год сомневалась, не могла принять решение, а потом поддалась на уговоры и решилась на второй декретный отпуск. Беременность наступила быстро, но протекала с проблемами, и ей часто приходилось брать больничный лист. Руководство было недовольно, и Оксана опасалась, что это негативно скажется на отношении к ней на работе. Но всё же женщина пыталась думать о хорошем, и надеялась, что скоро наступит светлая полоса в жизни. Правда, было неприятно, что свекровь как-то забыла о своих обещаниях помогать в случае необходимости.
- Ну, что я стану под ногами у вас путаться? - ворчала Галина. - Вот появится ребёнок, тогда и поговорим, а пока что сами справляйтесь.
- Продукты я куплю и Дашу заберу из школы, но ты хотя бы еду приготовь, - ворчал Петр.
Оксана и так пыталась по минимуму нагружать других своими проблемами, поэтому, несмотря на самочувствие, становилась у плиты и занималась домашними делами. Но даже минимальные попытки и рвение помогать со стороны Петра пропали после новости о рождении второй дочери.
- Вообще-то я рассчитывал на сына, а вторая девочка нам ни к чему, - расстроился он тогда.
- Ты предлагаешь мне поменять ребёнка? - не понимала Оксана. - И вообще, за пол малыша отвечает мужской ген, так что ко мне претензий быть не должно.
Помощи со стороны Петра и его матушки не было никакой. Оба расстроились рождением девочки, а не мальчика. Первое время Оксана надеялась, что мужу и бабушке просто нужно больше времени для принятия ситуации, но потом тщетность ожиданий стала очевидна.
- Ты с самого начала должна была понимать, что Петр в этой жизни больше всего любит себя, потом идёт его мать и только после этого – все остальные, - напоминала Оксане мать.
- Может, всё сложилось бы иначе, если бы у нас действительно родился сын, - сомневалась женщина.
- Такие истории ты можешь рассказывать остальным, только себе не ври, - просила её родительница.
В итоге мать была единственным человеком, помогающим Оксане. Она сидела с внуками, покупала из своей небольшой пенсии подарки и нужные вещи для девочек. Пару раз женщина подбрасывала дочери в карман куртки небольшие суммы на необходимые расходы, понимая, что просто так Оксана не возьмёт у матери деньги.
- Так дальше нельзя, у нас просто финансовая дыра, - отчитывала она мужа. - Уговаривая меня на рождение второго ребёнка, вы с матерью обещали помощь и участие, а в итоге я сама пытаюсь решать все проблемы.
- На тот момент речь шла о рождении сына, а девчонка у нас уже одна была в доме, - недовольно высказывался Петр. - И вообще, я делаю всё, что в моих силах, а выше головы прыгать не готов.
Оксане пришлось самой прыгать выше головы, поскольку денег не хватало на самые необходимые вещи для детей, о себе она в принципе забыла. Оксана искала подработку в удалённом формате и просиживала за работой ночами, уложив детей спать. Она уставала, больших денег таким образом заработать было невозможно, но даже покупку памперсов или смесей за свои деньги женщина считала большой победой.
- Я тут подумал, пока разница между детьми не сильно большая и ты находишься в декретном отпуске, нам стоит предпринять ещё одну попытку родить мальчика, - заявил как-то Петр, лёжа на диване.
- Ты не можешь нормально обеспечить двоих детей, но считаешь возможным говорить о рождении третьего? - не могла прийти в себя от негодования Оксана.
- Ты не понимаешь, я хочу сына, - дальше философствовал Петр. - Просто для каждого мужчины наличие наследника является очень важным.
- У тебя подрастает две наследницы, для начала обеспечь их всем необходимым, потом будет видно, - пыталась не злиться Оксана.
- Мы с мамой считаем, что наш брак может спасти только рождение сына, - неожиданно выдал Петр.
- Значит, это вы с мамой так считаете? - поняла направление ветра Оксана. - А мы с девочками считаем, что нам нужен нормальный глава семьи, а не лежащий на диване тюлень.
Петр обиделся на такие слова и явно побежал жаловаться матери. Оксана первый раз за долгое время почувствовала, насколько сильно устала от всего и больше не готова сражаться с ветряными мельницами. Она просто собрала свои и детские вещи, осознав необходимость изменить жизнь, хотя бы ради будущего девочек.
- А я всё ждала, когда ты решишься на этот шаг, - помогала Оксане затаскивать вещи в квартиру мать.
- Думаешь, давно нужно было это сделать, и не нужно было соглашаться на второго ребенка? - старалась не плакать Оксана. - А то Петр тут речь о третьем завёл, сына хочет.
- Если бы не решилась тогда, сейчас бы у нас не было Киры, - раздевала внучек после приезда бабушка. - А теперь у нас отряд из четырех девчонок и мы со всем справимся.
Оксана только грустно улыбалась, но она была согласна с матерью, теперь у них было больше шансов справиться с проблемами. Балласт в виде нерадивого мужа и его матушки она решила сбросить, подав на развод и не получив никакого сопротивления с той стороны.