Напомним, 26 октября 2024 года в Грузии прошли парламентские выборы, на которых победила правящая партия «Грузинская мечта», частью идеологии которой считается евроскептицизм — т.е. сомнения в курсе на интеграцию с Европой под различными предлогами.
Сомнения — это ещё далеко не отказ. Впрочем, сторонникам евроинтеграции эта простая мысль невдомёк, поэтому после победы «Грузинской мечты» на выборах в стране тут же попытались раскачать «евромайдан». Не получилось.
С другой стороны, «Грузинскую мечту» считают пророссийской. Но даже такой заангажированный ресурс, как Википедия, сомневается в этом: вот, вроде, Грузия не стала поставлять оружие Украине, запретила въезд в страну российским оппозиционерам и всяческим иноагентам и отказалась вводить санкции против России, прикрываясь тем, что это «нанесёт огромный вред стране и населению». Но в то же время, ещё со времён распада СССР Москва и Тбилиси не имели сколько-нибудь длительного партнёрства по причине того, что РФ не разделяет прозападный курс, взятый Грузией. Более того:
«Грузинское руководство открыто осуждает российское вторжение, поддерживает территориальную целостность Украины и активно голосует в резолюциях ООН за Украину. Грузия также соблюдала международные ограничения по поставкам в Россию товаров двойного назначения, а её банки прекратили работать с большинством российских», — говорится в Википедии.
И всё же «Грузинская мечта» не слишком привлекательна для Европы, ещё и парламент Грузии в начале октября имел неосторожность принять закон против пропаганды «священной коровы» Запада — ЛГБТ-сообщества (движение признано экстремистским и запрещено в РФ). И вслед за этим «защитники европейских ценностей» вышли на протесты, которые так же, как и прочие, с треском провалились.
Не удивительно, что после неудачи очередного «майдана» Европейский парламент издал резолюцию, призывающую не признавать результаты выборов, провести повторное голосование в течение года «в улучшенных условиях выборов» «под пристальным международным наблюдением» и ввести санкции против грузинских политиков. Ну, чтобы было как положено: до выборов допустят только кандидатов, одобренных Западом, а если вдруг какой случайный несогласованный промелькнёт, так незамедлительно объявится очередная им «изнасилованная горничная» и выбьет его из предвыборной гонки.
Действующий президент Грузии (по совместительству гражданка Франции и главный движитель еврооппозиции) Саломе Зурабишвили подлила масла в огонь и заявила, что результаты выборов не признаёт, а парламент — нелегитимный и другого президента выбрать не сможет по этой же причине. Значит, её мандат истечёт не 16 декабря, по закону, а тогда, когда в стране появится легитимный парламент. В переводе на человеческий язык: когда победит евромайдан.
Параллельно с резолюцией ЕП, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что власти решили до 2028 года не рассматривать возможность переговоров о вступлении в ЕС и отказываются от грантов для правительства.
Не дослушав премьера и не вникая в объяснения этого решения, по сути, вырвав фразу из контекста, проевропейская оппозиция (во главе с президенткой Грузии Саломе Зурабишвили) тут же инициировала новую попытку майдана.
И снова «не взлетело».
Дело было так: в 19:00 у парламента Грузии началась акция протеста, произошли стычки с силовиками, в ходе которых трое полицейских пострадали.
МВД призвало митингующих действовать в рамках закона, но стычки продолжились. Полицией был применён перцовый спрей.
Около 02:00 на самом «горячем» участке полицию сменил спецназ и применил водомёты. Под утро водные процедуры возымели действие, акция завершилась, 43 человека были задержаны за неподчинение законным требованиям полиции и мелкое хулиганство.
Но красивая картинка для евроСМИ уже была получена.
Так в чём же фокус?
По словам депутата от правящей партии «Грузинская мечта» Нино Цилосани, озвученное премьером решение — это, во-первых, ответ на нежелание самого Евросоюза вступать в переговоры об интеграции Грузии в ЕС, так как процесс открытия переговоров искусственно задерживается Европой и используется как инструмент давления; во-вторых, оппозиция неправильно анализирует ситуацию и неправильно направляет агрессию; а в-третьих, ровно то же самое было и с вопросом о предоставлении Грузии статуса кандидата на вступление в ЕС.
«На этом фоне я не видела, чтобы кто-то приходил к представительству ЕС и требовал начала переговоров. Я не видела протеста или возмущения этих людей, когда несправедливо и незаслуженно Грузии не предоставили статус кандидата» — сказала Нино Цилосани.
Правящая партия попросту обижена на ЕС за то, что те приняли Грузию в кандидаты на вступление только в декабре 2023 года, аж через год после того, как аналогичный статус получили Молдова и Украина.
«Грузинская мечта» заявляет, что вовсе не против евроинтеграции, просто хочет сделать это по-грузински красиво, с максимальным уровнем готовности страны согласно всем заявленным критериям. Она и сейчас лучше всех выполняет шаги по евроинтеграции. И отказ инициировать вопрос о переговорах означает лишь то, что гордая Грузия не станет клянчить внимания и одобрения, а подождёт, пока Евросоюз сам не примет решение о начале этих переговоров.
«Грузия намерена вступать в Евросоюз не попрошайничеством, стоя на одной ноге, а с достоинством, исправной демократической системой и сильной экономикой», — пояснил Ираклий Кобахидзе.
По его словам, Грузия продолжит выполнять обязательства, предусмотренные соглашением об ассоциации с Евросоюзом. И к концу 2028 года будет должным образом готова с экономической точки зрения к открытию переговоров для вступления в Евросоюз в 2030 году.
Таким образом, правящая партия изо всех сил пытается усидеть на двух стульях — как в своё время и Янукович.
Прочие параллели также уместны: оппозиции (а вернее, её хозяевам) не нужна страна, старательно соблюдающая правила и медленно идущая на сближение с Европой в режиме «шаг вперёд и два назад». Им нужна полностью подконтрольная очередная прокси с марионеточным правительством, не когда-нибудь, а здесь и сейчас, чтобы напрямую продвигать свои хищнические интересы. И — периодический «майдан» ради «майдана», чтобы покорное стадо держать в тонусе. И скорее даже поджечь на Кавказ, тем самым нанеся болезненный укол России.
Что же касается сближения с Россией, от идеи которого в Грузии тоже многие не в восторге, не только проевропейская оппозиция, но логика событий такова, что никуда Грузии от России не деться, если она хочется сохранить свою независимость, свои территории и свой народ.
Показательный пример Украины — перед глазами.
С уважением Алиса Волошина