Хотя советский кинопрокат существовал вроде бы по коммерческим законам, здесь не были популярны сиквелы или продолжения. Но иногда их выпускали, причем далеко не всегда из желания заработать на полюбившихся героях.
Мы уже привыкли к тому, что почти любой успешный фильм получает продолжение. И тем более удивительно смотреть на советский кинематограф, где этот закон почти не действовал. Прокатчики не убедили создателей выпустить вторую часть "Человека-амфибии", "Джентльменов удачи". "Пиратов ХХ века" или "Бриллиантовой руки", хотя это могло многократно окупиться из-за всенародного обожания фильмов. И все же сиквелы в советском кино были. Разберемся, по каким причинам и в каком случае в Госкино всё-таки решались на продолжение.
Одни из первых советских сиквелов - картина "Большая жизнь. 2 серия". Первая часть стала лидером проката 1940 года и собрала в кинотеатрах почти 20 млн зрителей. Снятый по сценарию Павла Нилина фильм рассказывает о жизни небольшого шахтёрского посёлка в Донецкой области. Участие в этой картине Бориса Андреева, Петра Олейникова, Марка Бернеса и Николая Крючкова гарантировало огромный зрительский успех. Именно поэтому сразу после войны Леонид Луков решил снять продолжение первой части фильма. Однако здесь его ожидала настоящего катастрофа.
Продолжение было заказано властями исключительно по идеологическим причинам, оно должно было показать, как быстро после войны под руководством коммунистической партии и лично товарища Сталина происходит восстановление народного хозяйства. Однако Луков решил просто порадовать истосковавшихся за долгие годы войны по любимым героям зрителей светлой лентой "из жизни", а не унылой агиткой. Фильм подвергся суровой критике ещё до выхода на экраны, в отношении него появилось даже специальное "Постановление ЦК ВКП(б) о фильме "Большая жизнь". В нем говорилось, что всякого рода личные переживания героев и бытовые сцены в ленте вышли на первый план и показаны примитивно, а вот размах и значение восстановительных работах в Донецком бассейне создателями не учитывалось. Склонность к изображению ресторанов, пьянок и любовных от похождений, по мнению авторов постановления, затмила изображение решающей роли коммунистической партии в деле восстановления народного хозяйства. В итоге этот сиквел вышел на экраны только в 1958 году - через 13 лет после схемок, а ещё спустя 4 года режиссёр Луков создал новую режиссёрскую версию, откуда были не только изъяты всё фрагменты с портретами или упоминаниями Сталина, но и сокращены две исполненные Марком Бернесом песни.
В 1956 году на экраны вышла кинокомедия молодого режиссера Эльдара Рязанова "Карнав "Солдат Иван Бровкин". Хотя создатели фильма "Максим Перепелица" и обвинили режиссёра в плагиате (якобы он украл сюжетную линию с деревенским парнем, отправляющимся в армию) Лукинский не особо обратил на это внимание. И через три года на экране вышел сиквел этой картины под названием "Иван Бровкин на целине" в рамках государственной кампания по привлечению молодёжи к освоение целинных и залежных земель. Так понравившийся зрителям парень Ваня Бровкин теперь превратился в агитатора. Правда за эти три года исполнитель главной роли угали критики - это было очень слабым зрелищем для своего времени. Но кто бы мог представить, что Рязанов создаст еще более нелепую "Карнавальную ночь - 2", оказавшуюся еще и последним его фильмом в карьере. Этот пошлый телекапустник выдержал один эфир на Первом канале и навсегда исчезк.
Годом раньше "Карнавальной ночи" по экранам успешно прошла комедия Ивана Лукинского "Солдат Иван Бровкин". Хотя создатели фильма "Максим Перепелица" и обвинили режиссёра в плагиате (якобы он украл сюжетную линию с деревенским парнем, отправляющимся в армию) Лукинский не особо обратил на это внимание. И через три года на экране вышел сиквел этой картины под названием "Иван Бровкин на целине" в рамках государственной кампания по привлечению молодёжи к освоению целинных и залежных земель. Так понравившийся зрителям парень Ваня Бровкин теперь превратился в целинника. Правда за эти три года исполнитель главной роли Леонид Харитонов несколько поправился и уже мало походил на того худощавого паренька с широко распахнутыми наивными глазами. Фильм имел гораздо меньшую популярность, чем первая часть, так как воспринимался зрителями чем-то вроде киноплаката.
Сокрушительный успех комедий Леонида Гайдая подталкивал к съёмкам сиквелов. И они у него были. В частности, сразу в трех его картинах участвует герой по имени Шурик, из фильма в фильм переходит и знаменитая троица - Трус, Балбес и Бывалый. Впрочем, это очень странные сиквелы, в которых много непонятного. К примеру, до сих пор не ясно, тот же самый это Шурик или разный, хотя роль и играл один актёр Александр Демьяненко. Если в "Операции "Ы" он поступает в политехнический институт, то в "Кавказской пленнице" ездит по горам и собирает тосты в рамках этнографической экспедиции, а в следующем фильме про Ивана Васильевича и вовсе конструирует машину времени. При этом хорошая девочка Лида меняет имя на Зину, да троица из "Операции "Ы" также явно другая в "Кавказской пленнице", поскольку сдавший в милицию всех троих в прошлом фильме Шурик никого в новом не узнает. Это самое вольное обращение с сиквелами из тех, что можно наблюдать в советском кино.
Коммерчески успешными сиквелами можно назвать три фильма Эдмонда Кеосаяна о приключениях неуловимых мстителей. Такая же судьба и у ныне прочно забытых картин про советского разведчика Крылова/Крамера, которого играл актёр БДТ Михаил Волков. Первые два фильма ("Путь в "Сатурн", "Конец "Сатурна") в совокупности в кинотеатрах посмотрело свыше 85 млн зрителей, Да и третья лента заняла шестое место в прокате за 1972-й год, собрав более 35 млн зрителей.
В 1960-е годы сняты сразу несколько детективных фильмов, впоследствии послуживших основой для продолжений или, выражаясь сегодняшней терминологией, целых франшиз. Это и лента того же Ивана Лукинского "Деревенский детектив" про участкового милиционера Анискина, роль которого исполнил Михаил Жаров (впоследствии картина получила одно кинопродолжение и два телевизионных), и фильм "Два билета на дневной сеанс" Герберта Раппопорта, в котором впервые появился сотрудник ОБХСС Алешин в исполнении Александра Збруева, а также лента "Хозяин тайги" с ещё одним участковым милиционером, сыгранным Валерием Золотухиным.
Если в случае с сиквелами про Серёжкина всё было ясно, и сценарии по книгам Бориса Можаева воплощал вначале режиссёр Владимир Назаров ("Хозяин тайги", "Предварительное расследование", а затем Андрей Разумовский ("Пропажа свидетеля"), то с инспектором ОБХСС Алёшиным всё оказалось не так просто. Продолжением фильма "Два билета на дневной сеанс" стала картина "Круг", снятая в 1972 году и имевшая гораздо меньший прокатный успех. Однако ещё через несколько лет в 1977 году на экраны вышел новый детектив Герберта Раппопорта "Меня это не касается", где опять действовал инспектор ОБХСС в исполнении Збруева, теперь уже разоблачавший махинации на ткацкой фабрике. Только в этом фильме у него было другое имя - Сергей Петрович Шубников. Так сиквел это или нет?
Немало странностей и в другой трилогии о приключениях полковника Зорина (Всеволод Санаев). Первый фильм о краже картины "Святой Лука" снимался в цвете, и действие в нем происходило явно в Москве. Второй почему-то сделали черно-белым, а Зорина перевели служить в какой-то провинциальный городок с одним "Центральным вокзалом", где он ловил похитителей бриллианта "Черный принц". Наконец, "Версию полковника Зорина" опять сняли в цвете. И хотя город здесь не называется, съемки проходили во Львове, и знающие люди легко опознают хорошо запоминающиеся улицы. Тем более, что в том же 1978 году именно по нему гарцевали на своих лошадях советские мушкетеры, также оказавшиеся в прочных цепях франшизы, где каждый следующий фильм был хуже предыдущего (пока все не закончилось полным кошмаром под названием "Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини").
Впрочем, снятые уже в новое время сиквелы лучше не вспоминать вообще. Ведь выпускали не только относительно безобидную "Иронию судьбы 2", но и "Человека с бульвара Капуцинок", за которого Аллу Сурикову еще спросят на высшем суде. Подводя итоги, можно отметить, что в советском кино решение о снятии сиквела принималось далеко не по финансовым причинам. На первый план выходила прежде всего нравственно-содержательная часть (как в ленте Юлия Райзмана "Твой современник", ставшей сиквелом "Коммуниста"). Желание коммерчески поэксплуатировать старый успех никогда не было определяющим, и снятые именно по этой причине фильмы вроде "Старого знакомого" проваливались в прокате.