Царь "всея отдачи", один из самых желанных мотоциклов в юношестве наших отцов или старших братьев, легенда деревенских покатушек и незаменимый помощник по хозяйству... Какой же он сейчас, в реалиях 2024 года? Чем сегодня живёт всем нам знакомый аппарат - мотоцикл Иж Планета 5?
Всем привет!) Будучи владельцем Иж Планеты, и потратив на восстановление этого мотоцикла несколько лет жизни, хочу поговорить с вами о его нынешней актуальности или же наоборот о том, насколько такая техника сегодня никому и даром не нужна...
Все фотографии в статье - мои и на них мой мотоцикл. Ниоткуда не воровал, а лишь порылся в архиве, который накопился за много лет. Если посчитаете нужным и поставите лайк, буду очень рад и благодарен.
Моё знакомство с этим мотоциклом началось в школьные годы. Наше поколение, а я 1997 года производства, пожалуй, последним застало те времена, когда советский мотоцикл было купить и отремонтировать на коленке в поле - сильно дешевле и доступнее, чем кататься на китайском мотоцикле, а уж про японский я и говорить не буду)
Не буду говорить сейчас за город, особенно крупный, там всё иначе, но вот могу смело сказать, что в сельской местности, в 2013 году планета всё ещё была мотоциклом, на котором ездили... Тогда не было такого разнообразия, китайские мопеды и мотоциклы ещё не поглотили рынок, а "японец" был всего один в нашем поселении, насколько я помню.
Если не изменяет память, это был мотоцикл Suzuki Bandit 400 (Бандит по-простому) Конечно, мы на него смотрели с огнём в глазах и мечтали купить такой же, но иметь планету или другой "совкоцикл" - тогда тоже было весьма почётно) Особенно приезжать на нём в школу (тогда это ещё было осуществимо) и это прямо был пик "крутости").
Запчасти покупали на рынке у мужичков или выменивали у друг друга в зависимости от того, что кому нужно. Никаких маркетплейсов тогда не было или они были, но мы о них ещё не знали) С запчастями и ремонтов проблем не было совсем, оригинальных деталей - вагон и маленькая тележка.
Помню случай, когда я, будучи совсем далёким от техники, особенно от проводки, просил знакомого сделать эту самую проводку в обмен на бак от пятой модели Юпитера) Или как продавал Юпитер в близком к целому состоянии всего за 2 тысячи рублей. Вот такое было время совсем недавно...
В реалиях же нынешнего года, а даже, если посмотреть на 5 лет назад, а уж тем более на 5 лет и больше вперёд - этот мотоцикл и все другие старые мотоциклы, особенно советского производства и производства других стран, которые уже даже не существуют на карте, всё больше и больше становятся лишь музейными экспонатами...
Если так подумать, то "японцы", например, тех же годов, в которые выпускались планеты, всё ещё успешно колесят по миру. Взять тот же мой Kawasaki ZZR 600, которые начали выпускать с 1990 года. Тоже старичок, но ещё более чем актуален в транспортном потоке. Вот такой вот парадокс на первый взгляд, но про некоторую техническую отсталость советских мотоциклов, думаю, объяснять не стоит)
В любом случае мотоциклы Иж Планета, Ява, Минск и другие - мы любим не за выдающиеся технические характеристики, которые всё-таки иногда весьма неплохие, а за их уникальную атмосферу, как "телепортатор" в детство и юность, если так угодно) Да, сейчас сложно найти хорошие запчасти и они дорогие, на подобной технике с каждым годом всё меньше комфорта на дороге, так как становится больше транспорта и он более быстрый, но Иж Планета 5 никуда не денется) Как бы мне не писали иногда: "что это всё хлам и зачем ты столько денег и времени тратишь эту рухлядь" - я буду продолжать, ведь вижу потенциал...
Уже в эти годы наши советские мотоциклы начинают трансформироваться совсем в другой актив. Ещё вчера запчасти в дедовом гараже были хламом, который бабушка сокрушалась сдать на металлолом, чтобы очистить место под компоты, а уже сегодня сервисы объявлений удивляют нас предложениями по типу - "Оригинальный глушитель Иж Планета 5, стоимость 20 000 рублей". Конечно, в нынешних реалиях и в реалиях наших детей, а уж тем более внуков - Ижи полноценным транспортом являться не будут, но поверьте мне, настанет время, когда посмотреть на Иж Планету 5, например, будет стоить денег)
Да, они часто ломаются, да уступают в характеристиках тогда, а уж сейчас тем более, но маховик истории остановить невозможно и, как некоторые говорят на Ижи - "эта рухлядь" - тоже является точкой прошлого на этом маховике) Удивительно, как быстро идёт время... Выше рассказывал о том, как мы в 2012 году смотрели на японский мотоцикл, раскрыв рты, а уже в 2024 сам часто лицезрею картину, где люди восхищаются, интересуются в первую очередь Ижами, Явами и так далее.
Периодически бываю на открытиях мотосезона в городе Краснодар и, несмотря на огромное количество всяких разных мотоциклов, "публику" собирают именно наши старички) На моей планете нет документов, к сожалению, а так бы тоже с удовольствием съездил на ней на такое мероприятие, собрал бы одобрительные взгляды, подарил эмоции кому-то)
В общем, если резюмировать, то Иж Планета 5, как и другие подобные мотоциклы, в реалиях 2024 года всё больше начинает походить на музейный экспонат, нежели чем на транспортное средство, которое ожидаешь встретить на дороге. Она становится менее доступна к покупке (просто зайдите посмотрите цены), притягивает взгляды в городах, да уже даже и в сёлах иногда её неожиданно встретить, поэтому удивляешься. В общем, время, не самая большая география распространения этих мотоциклов, их "ломучесть"(извините, если неправ) - в совокупности ведут к тому, что уже скоро увидеть их можно будет "только за музейным стеклом"...
Под "музейным стеклом" я подразумеваю в том числе нас - таких энтузиастов, которые сохранили эти мотоциклы в своё время. Если уж не восстановили (а не каждому оно надо или есть возможность), то хотя бы не сдали в металлолом...
Всем большое спасибо за прочтение) Надеюсь, мои мысли вам были хоть немного, но интересны. Даже если и нет, то может посмотрели фотокарточки с удовольствием) Буду очень благодарен за вашу поддержку в виде лайка и комментария. До новых встреч)