Найти в Дзене

Две Мадонны Джованни Беллини

Один из величайших гениев эпохи Возрождения, Джованни Беллини (1430/33 –1516), происходил из семьи художников. Именно он разработал стиль, роскошный по колориту и благородный по настроению, который принято отождествлять с венецианским искусством эпохи Возрождения. Этот стиль был продолжен в творчестве его знаменитых учеников, таких художников, как Джорджоне (1473/78–1510) и Тициан (1485/90–1576). Религиозное панно, показанное выше, является достаточно ранней (ок. 1470 г.) работой и имеет почти иератическую композицию. Фигуры размещены в центре и обращены лицом вперед, а аккуратно одетый ребенок стоит на парапете. Однако, несмотря на строгую композицию, сами фигуры не являются застывшими, и это одна из самых эффектных и поэтичных композиций Беллини. Богородица бережно держит Ребенка. Её головной убор ниспадает плавной, непрерывной линией, голова слегка наклонена, а Христос держит маму за руку, как обычный ребёнок. Фигуры чётко смоделированы, даже скульптурны, что свидетельствует о вли

Один из величайших гениев эпохи Возрождения, Джованни Беллини (1430/33 –1516), происходил из семьи художников.

Именно он разработал стиль, роскошный по колориту и благородный по настроению, который принято отождествлять с венецианским искусством эпохи Возрождения.

Этот стиль был продолжен в творчестве его знаменитых учеников, таких художников, как Джорджоне (1473/78–1510) и Тициан (1485/90–1576).

Мадонна с Младенцем, ок. 1470 г.
Мадонна с Младенцем, ок. 1470 г.

Религиозное панно, показанное выше, является достаточно ранней (ок. 1470 г.) работой и имеет почти иератическую композицию.

Фигуры размещены в центре и обращены лицом вперед, а аккуратно одетый ребенок стоит на парапете.

Однако, несмотря на строгую композицию, сами фигуры не являются застывшими, и это одна из самых эффектных и поэтичных композиций Беллини.

Богородица бережно держит Ребенка.

Её головной убор ниспадает плавной, непрерывной линией, голова слегка наклонена, а Христос держит маму за руку, как обычный ребёнок.

Фигуры чётко смоделированы, даже скульптурны, что свидетельствует о влиянии шурина Беллини, великого падуанского художника Андреа Мантеньи (1431–1506) (см. рис. внизу).

Андреа Мантенья, Христос как Страдающий Искупитель
Андреа Мантенья, Христос как Страдающий Искупитель

Влияние Мантеньи, а также фламандской живописи, ощущается и в потрясающе прорисованном пейзаже на заднем плане и в декоративной композиции из гирлянде за головой Богородицы.

Мадонна с Младенцем на второй картине была написана, возможно, два десятилетия спустя после первой, и хотя её составные элементы — мать и ребенок на фоне отдаленного пейзажа — те же самые, эффект другой.

Формы крупнее и проще, а свет более интенсивный и сфокусированный.

Для создания эффекта особой интимности, усиленного взглядом Богородицы, обращенным к зрителю, был использован красный балдахин.

Несмотря на то, что силуэт Мадонны выровнен по вертикальной оси картины, положение как Младенца, так и балдахина привносят в картину довольно смелую асимметрию.

Пейзаж, состоящий из бесплодных деревьев, недавно вспаханных полей, зелёных холмов, нескольких домов и разрушенной башни на фоне гор, используется для поддержания баланса композиции.

Осенний пейзаж также нужен, чтобы подчеркнуть неподвижное, пронзительное настроение картины, на которой беззащитная фигура маленького Христа трогательно поддерживается его матерью.

Обе картины можно увидеть в Метрополитен-музее.