Найти в Дзене
Авиация мира

Як-58, самолет из 90х весьма необычной компоновки. Игрушка или попытка найти новый путь в "Cвятые девяностые"?

В 90-е годы, когда одномоментно решением тогдашних руководителей нашего государства все самолетостроительные КБ и заводы остались без финансирования и заказов от государства, практически все коллективы попробовали себя в разработке самолётов частной и деловой авиации. В этом же направлении пошло и прославленное ОКБ имени А.С. Яковлева. В то время были начаты работы по весьма необычному в плане аэродинамики и компоновки шестиместному самолету Як-58. Уже тогда машина была спроектирована крайне необычно для конструкторской школы ОКБ Яковлева. Двухбалочный низкоплан с П-образным оперением, толкающим винтом и даже зачатками ПГО, которые правда не прижились и впоследствии были демонтированы на построенных экземплярах. Як-58 явно выделялся среди одноклассников своими формами и дизайном. Главным конструктором проекта стал Дмитрий Калистратович Драч. На самолете была применена модификация основного отечественного двигателя М-14ПТ, доработанного для применения трехлопастного толкающего воздуш

В 90-е годы, когда одномоментно решением тогдашних руководителей нашего государства все самолетостроительные КБ и заводы остались без финансирования и заказов от государства, практически все коллективы попробовали себя в разработке самолётов частной и деловой авиации. В этом же направлении пошло и прославленное ОКБ имени А.С. Яковлева. В то время были начаты работы по весьма необычному в плане аэродинамики и компоновки шестиместному самолету Як-58. Уже тогда машина была спроектирована крайне необычно для конструкторской школы ОКБ Яковлева. Двухбалочный низкоплан с П-образным оперением, толкающим винтом и даже зачатками ПГО, которые правда не прижились и впоследствии были демонтированы на построенных экземплярах. Як-58 явно выделялся среди одноклассников своими формами и дизайном.

Сохранившийся экземпляр Як-58 на хранении.
Сохранившийся экземпляр Як-58 на хранении.

Як-58 на одном из авиасалонов МАКС. Фото из сети интернет.
Як-58 на одном из авиасалонов МАКС. Фото из сети интернет.

Главным конструктором проекта стал Дмитрий Калистратович Драч. На самолете была применена модификация основного отечественного двигателя М-14ПТ, доработанного для применения трехлопастного толкающего воздушного винта немецкого производства. Сборка самолета в Москве на Ленинградском проспекте завершилась в 1993 году, но из за финансовых трудностей, подъем самолета постоянно переносился. Впервые самолет поднялся в небо в 1994 году в Жуковском и начал прохождение летных испытаний. Испытания шли сложно, машина преподносила сюрпризы, которые были обусловлены отсутствием опыта создания самолетов подобных схем. Параллельно шли переговоры о производстве серийных Як-58 и тут выяснилось, что производить эти самолеты готов только Тбилисский Авиационный Завод, на территории независимой Грузии, у которого завершилось производство Су-25, а своих разработок попросту не было. В Тбилиси создали представительство ОКБ Яковлева и начали готовить оснастку и персонал к производству новых Як-58.

Мы представим вашем вниманию часть первых материалов по Як-58, которые передавались потенциальным заказчикам самолета.

-3
-4
-5
-6

-7
-8
-9
-10
-11

В мае 1994 года самолет 01003 был направлен в Берлин, на очередной авиационно-космический салон ILA. Решение было явно преждевременным, самолет еще не прошел даже заводских испытаний и делал только свои первые полеты, однако возможность получения хоть каких то контрактов перевесила и самолет в составе делегации ОКБ прибыл в Берлин. Но 27 мая 1994 года произошла катастрофа Як-58 в тренировочном полете на самолете Як-58 перед демонстрацией его на Международном авиасалоне ILA-94 в а/п Шенефельд (Берлин). Далее фрагмент теста с сайта Tespilots.ru
"В процессе захода на посадку при выполнении спаренного 3-4 разворота на высоте 50 м произошло сваливание самолета. Установлено, что маневр выполнялся на скорости 110-115 км/час (при минимально допустимой 140 км/час) с креном до 50 градусов и перегрузкой 1,3 ед. Среди версий причин катастрофы рассматривалось внезапное попадание самолета в условия возможного сдвига ветра, однако, не осталось без внимания и следующее.
Еще на стадии исследования моделей этого самолета с необычной компоновкой (двухбалочный фюзеляж, толкающий воздушный винт сзади) была выявлена возможность возникновения раннего срыва из-за его развития в районе балок, идущих к хвостовому оперению. Эти особенности компоновки рассматривались на Методическом совете отрасли при даче заключения к первому вылету самолета, когда была отмечена необходимость их детального изучения в процессе испытаний. К сожалению, это не было выполнено, опытный экземпляр Як-58 № 01003 был допущен к демонстрационным полетам до завершения этапа заводских испытаний, и сваливание самолета для летчика оказалось неожиданным". В катастрофе погиб летчик-испытатель ОКБ Яковлева А.Вяткин.

Катастрофа сильно осложнила ситуацию с новым Яком, но коллектив не опустил руки и продолжил работу над самолетом, в Тбилиси уже шла сборка самолетов и в скором времени завод смог собрать 4 планера Як-58.

Як-58 (справа) в цехе Тбилисисского завода. Фото из сети Интернет.
Як-58 (справа) в цехе Тбилисисского завода. Фото из сети Интернет.

Много проблем на Як-58 принес перегрев силовой установки, видимо все же ускоренная доработка серийного М-14П, проведенная специалистами Воронежского завода, производившего эти двигатели, оказалась не совсем удачной. Однако испытания шли и казалось, что эта машина вот вот всеже начнет появляться на наших аэродромах. ОКБ тоже не сидело сложа руки и продолжало переговоры с различными зарубежными компаниями. Так например было создано совместное предприятие Hyundai-Yak, которое должно было развернуть производство Яков в Южной Корее и одним из самолетов как раз должен был стать именно Як-58. Затем было создано совместное Российско-Казахское предприятие, которое так же должно было реализовать производство этих машин.

Но в это время самолет еще раз показал свой норов, в Тбилиси произошла вторая катастрофа с Як-58. Информации по ней практически нет, но по отрывочным данным, это опять был демонстрационный полет, который выполняли летчики авиазавода. В результате производство Як-58 так и не было налажено, хотя еще в середине 2000х годов рассматривалась его модификация с дизельным двигателем RED A.003. Самолеты Як-58 демонстрировались и нормально летали на авиационных салонах МАКС, демонстрировались за рубежом. Однако репутация самолета была подорвана и ему так и не удалось стать массовым.