Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Разработчику авиационного оружия Б. Г. Шпитальному сильно не везло с крупнокалиберными пушками, которые постоянно проваливали испытания

Борис Гавриилович Шпитальный – автор самой известной авиационной пушки ШВАК и такого же известного пулемета ШКАС, которые за время войны были произведены в огромных количествах. Но вот с разработками более мощных орудий конструктору постоянно не везло – все они постоянно проигрывали разработкам конкурентов. Основой данной публикации является очерк известного советского аса Ф. И. Шинкаренко, который в 1942 году в фронтовых условиях испытывал новое детище Шпитального – авиационную пушку Ш-37, и в этом очерке ни словом не обмолвился о недостатках этого орудия, которое не позволило ему пойти дальше малой серии, а потом вообще было заменено в производстве и на фронтах более надежной пушкой Нудельмана и Суранова - НС-37.

Истребитель ЛаГГ-3 с моторпушкой Ш-37 на фронтовых испытаниях
Истребитель ЛаГГ-3 с моторпушкой Ш-37 на фронтовых испытаниях

КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА

Хочу представить своим читателям интересный материал об авиационной пушке Б. Г. Шпитального, которая в большую серию так и не пошла, хотя была очень перспективной. Это была пушка Ш-37, разработанная еще в 1938 году для установки на штурмовик Н. Н. Поликарпова ВИТ-2. Впоследствии это орудие дорабатывалось, но основные усилия конструктора тогда были сосредоточены на 20-мм пушке ШВАК, которая в годы войны была самой массовой – всего было изготовлено более 100 тысяч экземпляров.

А вот с другими типами авиационных пушек Шпитальному крупно не везло. Он разработал еще пушку Ш-20, но с техническим заданием не справился, и она была заменена в серийном производстве на скорострельную пушку Березина Б-20.

Борис Гавриилович Шпитальный (1902-1972 гг.)
Борис Гавриилович Шпитальный (1902-1972 гг.)

Точно также Борис Гавриилович Шпитальный не сумел довести до ума и крупнокалиберную пушку Ш-37, в результате чего после выпуска 136 экземпляров она была заменена осенью 1942-го более надежным орудием НС-37 Нудельмана и Суранова.

Позже, в 1943 году, на базе Ш-37 Шпитальным была создана 45-мм пушка Ш-45, но она также не прошла испытаний, и вместо нее в серию пошла НС-45 все тех же Нудельмана и Суранова.

Вверху - 37-мм авиапушка ШФК-37 (Шпитального фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм) в музее, внизу - 37-мм авиапушка ШФК-37 с вертикальным магазином на 40 выстрелов
Вверху - 37-мм авиапушка ШФК-37 (Шпитального фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм) в музее, внизу - 37-мм авиапушка ШФК-37 с вертикальным магазином на 40 выстрелов

Но Борис Гаврилович не угомонился, и в конце войны разработал еще более мощную пушку – Н-57 (57-мм). После войны ей начали вооружаться реактивные истребители МиГ-9, и снова фиаско – это орудие тоже оказалось ненадежным, и после выпуска малой серии его производство было прекращено.

Вот так не везло Борису Гавриловичу, хотя дебют его с пулеметом ШКАС и пушкой ШВАК был поистине феерическим – оба этих типа вооружения были произведены более чем 100-тысячными «тиражами» каждый и были самыми массовыми в своих категориях. А вот остальные разработки гениального конструктора ему почему-то не давались. Возможно, ему удалось бы справиться со всеми этими проблемами, но просто не хватало времени, и его постоянно обходили конкуренты.

Конкурент 37-мм пушки Шпитального - пушка НС-37 (Нудельмана-Суранова 37-мм)
Конкурент 37-мм пушки Шпитального - пушка НС-37 (Нудельмана-Суранова 37-мм)

В конце концов Шпитальный бросил это дело с созданием нового оружия и ушел в профессуру, занявшись общими техническими темами.

И вот, перед вами очерк, в основу которого положены воспоминания советского летчика-аса Федора Ивановича Шинкаренко, которому в 1942 году было поручено испытание пушки Шпитального Ш-37. Ясно, что многие детали, о которых рассказал прославленный тогда уже Герой Советского Союза в этом очерке, не совсем согласуются с известными данными, но дело тут не в том, что по окончании испытаний пушка Ш-37 все же вызывала сомнения у руководства ВВС. А дело в том, что у самого Ф. И. Шинкаренко эта пушка вызвала сомнения еще раньше руководства, но он эти сомнения мастерски скрыл в своих воспоминаниях, которые решил опубликовать в 1975 году в журнале «Авиация и космонавтика».

Обложка журнала «Авиация и космонавтика», 1975 г, №7 и две страницы с текстом очерка
Обложка журнала «Авиация и космонавтика», 1975 г, №7 и две страницы с текстом очерка

И, как результат – у несведущих читателей этого очерка, который озаглавлен «Испытано на фронте», может легко сложиться впечатление о пушке Ш-37 как об одном из типов нашего супер-оружия, которое позволило нашим летчикам громить врага еще более успешно, чем до этого.

Ну, а как оказалось на самом деле – я написал выше. И не будем сильно сердиться на летчика-героя, который скрыл правду, а просто прочтем его чисто приключенческий очерк, как вообще проходили испытания авиационных пушек в те годы. И чтение это само по себе довольно интересное.

Заголовок очерка
Заголовок очерка

Журнал «Авиация и космонавтика», 1975 г, №7

ИСПЫТАНО НА ФРОНТЕ

Автор: Генерал-полковник авиации Ф. ШИНКАРЕНКО, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР.

Герой Советского Союза заслуженный военный летчик СССР генерал-полковник авиации Федор Иванович Шинкаренко в годы Великой Отечественной войны командовал полком и дивизией.

В предлагаемом читателям отрывке из рукописи книги, над которой сейчас работает Ф. И. Шинкаренко, рассказывается об испытании в 1942 году фронтовыми летчиками новой 37-мм авиационной пушки конструкции Б. Г. Шпитального.

Лейтенант Н. В. Тихонов (слева) и подполковник Ф. И. Шинкаренко (справа) из 42 ИАП у носа ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой Шпитального, июль 1942 года
Лейтенант Н. В. Тихонов (слева) и подполковник Ф. И. Шинкаренко (справа) из 42 ИАП у носа ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой Шпитального, июль 1942 года

B начале 1942 года нашему боевому 42-му истребительному авиационному полку была поставлена несколько неожиданная задача: освоить и испытать во фронтовой обстановке новую авиационную 37-миллиметровую пушку, созданную конструкторским бюро, возглавляемым Б. Г. Шпитальным.

На аэродром прибыл представитель конструкторского бюро инженер Бортновский. Нам, естественно, хотелось побольше узнать о новинке оружейников, и мы засыпали его вопросами: где будет смонтирована пушка? как гасится откат после выстрела? какова скорострельность? сколько снарядов входит в боевой комплект?

Иллюстрация из очерка
Иллюстрация из очерка

На наши вопросы Константин Антонович отвечал обстоятельно, только последний его, как будто, смутил:

- В боекомплект входят фугасные, фугасно-осколочные и бронебойные снаряды, - сказал он. - Всего... двадцать штук...

- Мало! - раздались голоса.

- Предполагал, что вы так скажете, - заметил Бортновский. - Действительно, не слишком много. Но ведь это смотря как их расходовать... Впрочем, для начала надо вам самим увидеть пушку. Завтра поедем в КБ.

Ударный самолет ВИТ-1 с двумя пушками Шпитального ШФК-37
Ударный самолет ВИТ-1 с двумя пушками Шпитального ШФК-37

Конструкторское бюро Шпитального находилось на одной из тихих городских улиц. Нас поразила чистота в цехах и лабораториях. Такую чистоту мы видели только в хирургических отделениях госпиталей. И люди, которые стояли за длинными рядами кульманов или работали с приборами, были похожи на медиков в белых халатах.

Неожиданно откуда-то донеслись приглушенные выстрелы.

- В подземном тире стреляют, - пояснил Бортновский. - Я покажу вам его. А сейчас пойдем к Шпитальному. Он вас ждет.

Главный конструктор встретил нас приветливо и сразу же заговорил о своей 37-мм пушке. К работе над ее созданием конструкторское бюро приступило еще до войны, после того как была принята на вооружение синхронная 20-мм пушка. В отличие от своей предшественницы новая пушка не была синхронной, то есть не предназначалась для ведения огня через винт самолета. Первоначально ее предполагалось установить на штурмовиках для стрельбы по наземным целям. Но практика боевых действий показала, что сильное артиллерийское вооружение нужно и истребителям для борьбы с бомбардировщиками противника.

ЛаГГ-3 Ш-37, лето 1942 года
ЛаГГ-3 Ш-37, лето 1942 года

- Одного-двух снарядов из пушки вполне достаточно, чтобы сбить бомбардировщик, - говорил Борис Гаврилович. - Ручаюсь, что пушка вам понравится и вы высоко оцените ее боевые качества. Фактически она готова к запуску в серийное производство. Остались незначительные доработки...

Политработники во главе с комиссаром Лысенко, партийная организация полка стремились в эти дни довести до сознания каждого летчика, техника, младшего авиаспециалиста, что от того, насколько они хорошо освоят оружие, зависит успех испытаний, широкое применение нового оружия в авиационных частях.

Представители КБ, работавшие в полку, объясняли авиаторам устройство и предназначение частей и деталей пушки, рассказывали, как замысел конструкторов воплощался в чертежах, а потом - в металле. Такое сотрудничество с творцами оружия заставило нас по-иному смотреть на пушку, острее почувствовать свою причастность к ее созданию.

Моторпушка МПШ-37 (Мотор-Пушка Шпитального калибра 37 мм) в развале цилиндров двигателя М-105. Пушка перевернута магазином вниз, магазин горизонтальный на 21 патрон
Моторпушка МПШ-37 (Мотор-Пушка Шпитального калибра 37 мм) в развале цилиндров двигателя М-105. Пушка перевернута магазином вниз, магазин горизонтальный на 21 патрон

Пушка нам нравилась. Ее снаряды в щепки разносили деревянные макеты, установленные на полигоне. После тренировок в тире мы перешли к стрельбе с воздуха по наземным целям.

Стрельбы показали, что летчики не умеют экономно расходовать ограниченный запас снарядов. Я сам, помню, увлекся и одной длинной очередью выпустил все снаряды. Бывало, летчики, вернувшись со стрельб, начинали ругать оружейников: мол, плохо отрегулировали пушку, произошла задержка. А никакой задержки не было. Просто кончились нерасчетливо израсходованные снаряды. В полку стал популярным лозунг: «Стрелять из пушки расчетливо и метко». Проводились огневые конференции, обмен опытом.

В ходе испытаний выяснилось, что пушку следует крепить несколько иначе. Необходимо увеличить откат, усилить картер. В эти дни мы по-настоящему поняли важность нашей работы. Раньше думалось: главное испытать пушку в бою с вражескими самолетами, разработать тактические приемы, которые бы позволяли эффективно ее использовать. До воздушных боев еще не дошло, а мы уже многое сделали, чтобы новое оружие было надежным.

ЛаГГ-3 с пушками Ш-37
ЛаГГ-3 с пушками Ш-37

Вскоре к нам прибыли представители штаба ВВС, чтобы проверить готовность полка к вылету на фронт. Они придирчиво проверяли технику пилотирования, огневую выучку, знание летным и техническим составом авиационной техники. Мне довелось первому выполнять боевые стрельбы по наземным целям. Очень важно было показать пример подчиненным, подбодрить их.

...С высоты 800 метров хорошо видна цель: выложенное на снегу из широких еловых лап подобие танка. Атакую с пикирования под углом в тридцать градусов. Рядом с целью появляются темные пятна воронок. Имеются ли прямые по падания - не знаю: их не разглядишь. Только не увлекаться, не забывать, что снарядов немного! Боекомплект расстрелял за три захода. Отметчики доложили, что из двадцати двенадцать снарядов легли точно в цель. Оценка - «отлично».

Успешно отстрелялись и остальные наши летчики.

Ранней весной 1942 года полк прибыл на Брянский фронт. Первое испытание пушки в бою прошло вне предусмотренной программы. В один из дней, когда мы еще только готовились начать боевую работу, над аэродромом появилось несколько фашистских бомбардировщиков.

Штурмовик Ил-2 с парой пушек ШФК-37
Штурмовик Ил-2 с парой пушек ШФК-37

Два звена «лаггов» в воздушном бою огнем из пушек сбили три самолета противника. Летчики, участвовавшие в этом бою, восторженно отзывались о пушке, снаряды которой оставляли большие пробоины в плоскостях и фюзеляжах вражеских бомбардировщиков.

Однако, несмотря на проведенные тренировки, некоторые летчики в первой же атаке израсходовали все снаряды. Выяснилось также, что при ведении огня из пушки длинными очередями «лагг» теряет скорость. Мы подобное явление и раньше замечали, когда тренировались в стрельбе по наземным целям, но в бою эта особенность проявилась слишком отчетливо.

Командование поставило перед нами задачу: сопровождать скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2. Бортновский возмущался:

- А как же испытания? Вы должны проверить эффективность пушки в борьбе с «юнкерсами» и «хейнкелями». Вряд ли у вас будет такая возможность при сопровождении Пе-2.

Штурмовик Ил-2 ШФК-37
Штурмовик Ил-2 ШФК-37

Мы совершили несколько вылетов и лишь при одном из них сбили воздушный разведчик. Пленный летчик показал, что фашистскому командованию известно о появлении на Брянском фронте советских истребителей с необычайно мощным вооружением и ему было приказано обнаружить аэродром, где базируются самолеты с новыми пушками. Показания пленного передали в Москву. Был получен приказ: немедленно вернуться на подмосковный аэродром. Шпитальный потом говорил нам:

- Это я добился такого приказа, Вас могли разбомбить. Тогда всю испытательскую работу пришлось бы начинать сначала.

Под Москвой мы пробыли около месяца, настойчиво занимаясь боевой подготовкой, отрабатывая ведение огня из пушек короткими очередями по наземным целям и по конусу.

В мае 1942 года полк направили на Западный фронт, включив его в состав 202-й авиационной дивизии, которой командовал полковник Б. Янсен. Были созданы смешанные группы. Во время вылетов «яки» связывали боем вражеские истребители, а мы на «лаггах» атаковали бомбардировщики.

В апреле 1942 года была выпущена серия из 22 истребителей Як-7, вооруженных 37-мм пушкой Ш-37. Як-7-37 проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 ИАП 240 ИАД
В апреле 1942 года была выпущена серия из 22 истребителей Як-7, вооруженных 37-мм пушкой Ш-37. Як-7-37 проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 ИАП 240 ИАД

Почти после каждого боевого вылета летчики докладывали о сбитых гитлеровских машинах. Кроме устного доклада, летчик обязан был представить в штаб краткий письменный отчет о проведенном бое, указав, под каким ракурсом и с какой дистанции был открыт огонь, сколько снарядов истрачено, были ли отказы пушки и по каким причинам. Анализ отчетов позволил определить наиболее выгодные ракурсы атаки, средний расход снарядов на поражение одной цели, с какого расстояния наиболее целесообразно открывать огонь, выявить характерные причины отказов оружия.

Быстро увеличивали личный счет сбитых фашистских самолетов мои боевые друзья майоры - Е. Судробин и Г. Соборнов, капитан М. Горбанев, лейтенант А. Легчаков и старший лейтенант Н. Тихонов. Командир эскадрильи Михаил Горбанев первым в полку сбил двумя снарядами Хе-111, открыв огонь с 400 м. Дистанция в 300-400 м была вдвое больше той, с которой открывали огонь из пулеметов. Это давало нам значительное преимущество в борьбе с бомбардировщиками.

Представитель КБ обобщал наши выводы, замечания, предложения. Он же ведал доставкой снарядов и запасных частей к пушкам, которые производились в то время в ограниченном количестве. Несколько раз мы с комиссаром ездили в Москву, где докладывали о ходе испытаний.

В середине лета юго-западнее Сухиничей группа из десяти «лаггов» и шести «яков» вылетела на поддержку нашей наступавшей танковой группы. Летчики углубились на несколько десятков километров за линию фронта, чтобы перехватить вражеские самолеты на подходе к полю боя.

Вынырнув из облаков, они увидели восемнадцать Ю-87 и Ю-88 и с ходу устремились в атаку. Пушки не подвели: два «юнкерса» рухнули на землю. Когда разворачивались для повторной атаки, заметили большую группу вражеских истребителей, с которыми вступили в бой.

За время пребывания на Западном фронте летчики полка сбили около пятидесяти вражеских самолетов. К концу августа испытания пушки Шпитального были полностью завершены.

КОНЕЦ ОЧЕРКА.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

ШВАК – первая в мире авиационная пушка, которая могла развалить в воздухе любой вражеский самолет и пробить броню любого танка

Лучшую в мире авиационную пушку НС-37 создал не Нудельман, а его расстрелянный начальник Таубин, но об этом даже сегодня мало кто говорит

Технологию боевых авиационных ракет НУРС англичане в 1941-м выпросили у Сталина, а немцы ее просто украли

Самые известные управляемые и неуправляемые боевые ракеты Третьего Рейха