28 ноября 1974 года Джон Леннон вышел на сцену вместе с Элтоном Джоном в Мэдисон-Сквер-Гарден. Это выступление обросло легендами: говорили, что Леннон согласился спеть только проиграв пари, и что за кулисами произошло его воссоединение с Йоко Оно после так называемых «Потерянных выходных».
Одна из этих историй правдива, другая – нет.
К сожалению, обе эти версии затмила трагедия. Красота этого вечера, веселье и даже романтическое воссоединение были омрачены ужасным убийством Леннона чуть более чем через шесть лет. Град пуль убийцы сделал это импровизированное выступление – о котором не объявлялось до самого последнего момента – последним концертом бывшей звезды «Битлз».
Всё началось с пари. Элтон Джон пел и играл на пианино в песнях "Surprise Surprise (Sweet Bird of Paradox)" и "Whatever Gets You Thru the Night" для альбома Леннона 1974 года Walls and Bridges. До этого момента Леннон был единственным экс-битлом, у которого не было сольного хита №1. Джон предположил, что "Whatever Gets You Thru the Night" прервет эту серию. Элтон был настолько уверен в успехе, что предложил пари.
«Он спел гармонию, и у него чертовски хорошо получилось», – рассказывал Леннон Дэвиду Шеффу в 1980 году. – «Я пообещал, что если "Whatever Gets You Thru the Night" станет №1, чего я не ожидал, то выступлю с ним в Мэдисон-Сквер-Гарден. И вот однажды Элтон позвонил и сказал: "Помнишь, ты обещал…"».
В ноябре "Whatever Gets You Thru the Night" обошла "You Ain't Seen Nothing Yet" группы Bachman-Turner Overdrive и возглавила чарты Billboard.
Последнее полноценное выступление Леннона состоялось в 1972 году на концерте One to One, также проходившем в Мэдисон-Сквер-Гарден. Чтобы справиться с волнением перед выступлением, он заглянул на более ранний концерт Элтона Джона в Бостоне. «Пока он переодевался, я думал: "Слава Богу, это не я"», – вспоминал Леннон в разговоре с Шеффом. – «Я пережил свой страх сцены в Бостоне, так что к моменту выхода на сцену в Мэдисон-Сквер-Гарден я хорошо проводил время. Когда я вышел, все кричали и визжали. Это было как битломания. Я подумал: "Что это такое?", потому что не слышал этого со времен «Битлз»».
С черной гитарой Fender Telecaster в руках Леннон исполнил три песни, начав с нового хита, затем "Lucy in the Sky with Diamonds", которую Элтон Джон недавно перепел с Ленноном на вокале и гитаре (сингл вышел всего за 10 дней до этого шоу), и неожиданно исполнил старую песню «Битлз».
Послушайте, как Джон Леннон и Элтон Джон исполняют "I Saw Her Standing There"
«Он предложил "I Saw Her Standing There", – рассказывал Леннон Шеффу, – и я подумал: "Отлично", потому что я никогда не пел оригинал этой песни. Пол [Маккартни] пел, а я подпевал». На сцене Леннон представил старый хит шутливым замечанием: «Мы ломали голову, чем бы закончить, чтобы я мог наконец смыться отсюда, — пошутил Леннон. — И решили сыграть песню моего старого приятеля… или как его там… Пола. Это битловская штучка, которую я, кстати, никогда не пел. Ну, мы её почти помним».
Позже Леннон признался, что его партнер по сцене был в слезах. «Я просто вышел и спел несколько песен, но самым эмоциональным моментом было то, что мы с Элтоном были вместе», – рассказывал Леннон Питу Хэмиллу в 1975 году. – «Элтон работал в офисе [первого издателя «Битлз»] Дика Джеймса, когда мы отправляли туда свои демо-записи, и у нас с Элтоном давние музыкальные отношения, о которых люди не знают. У него эта битловская тема тянется издалека... Это много значило для меня и чертовски много значило для Элтона».
Выбор песен был предметом спора, так как Элтон настаивал на том, чтобы Леннон исполнил свой гимн 1971 года "Imagine". Леннон отказался, сказав Шеффу, что «не хотел быть похожим на Дина Мартина, исполняющего свои классические хиты. Я хотел повеселиться и поиграть рок-н-ролл, и не хотел петь больше трех песен, потому что это было шоу Элтона». Их живое исполнение "I Saw Her Standing There" позже появилось на стороне «Б» сингла Элтона Джона "Philadelphia Freedom" в феврале 1975 года.
К тому времени Йоко Оно и Джон Леннон снова были вместе – их расставание, начавшееся летом 1973 года, закончилось. На самом деле этот концерт стал лишь первым шагом к примирению после долгого периода разлуки. Этот период, который Леннон часто называл своими «Потерянными выходными», был отмечен шумными похождениями холостяка. Но Леннон также переживал творческий подъем.
Помимо успеха "Whatever Gets You Thru the Night", за эти 16 месяцев он попал в Топ-10 с "#9 Dream" и в Топ-20 с ремейком "Stand By Me"; сыграл важную роль в создании двух других хитов №1 ( "Fame" Дэвида Боуи и новой версии "Lucy" Элтона Джона); отдал песни Ринго Старру (хит Топ-10 "Goodnight Vienna"), Джонни Винтеру ("Rock and Roll People") и Киту Муну ("Move Over Ms. L"); и спродюсировал альбом Гарри Нильссона 1974 года Pussy Cats.
Однако большая часть этого была скрыта за пеленой пьяных дебошей. «Внезапно я оказался один, – рассказывал Леннон Хэмиллу. – Я просыпался пьяным в странных местах или читал о себе в газетах, делая невероятные вещи – половину из которых я сделал, а половину – нет, но вы знаете, как это бывает».
Послушайте, как Джон Леннон и Элтон Джон исполняют "Lucy in the Sky"
Впоследствии Леннон утверждал, что не знал, что его жена была в зале в тот исторический вечер в Мэдисон-Сквер-Гарден. Но на самом деле Леннон организовал билеты, а Оно, в свою очередь, прислала орхидеи, которые Леннон и Элтон Джон надели на сцену. То, что произошло после шоу, несомненно, было реальностью. «Она была за кулисами после концерта, и был момент, когда мы увидели друг друга, и, как в кино, знаете, время остановилось, – вспоминал Леннон. – И наступила тишина. Все затихло, и мы просто смотрели друг на друга».
Однако после концерта Леннон и Мэй Панг – ассистентка, с которой у Леннона были отношения, пока он жил и работал в Лос-Анджелесе – вместе отправились на вечеринку в нью-йоркский отель. Ходили даже слухи, что пара планирует купить дом в одном из районов города, прежде чем Леннон вернется к Оно. Тем временем Леннон, как сообщается, ухаживал за Йоко, как будто они были неженатыми, водил ее на выставку работ Мэна Рэя и в кино.
Годы спустя Оно призналась, что именно Маккартни сыграл решающую роль в спасении этого брака. Она говорит, что Пол и его жена Линда навестили ее в начале 1974 года, и тема примирения с Джоном была поднята. Затем Маккартни отправился в Лос-Анджелес, посоветовав Леннону вернуться в Нью-Йорк и поработать над своими отношениями. Возможно, Маккартни подумал, что только Оно может спасти его старого друга. Конечно, попытка совместной работы под воздействием наркотиков – к сожалению, последняя для Леннона и Маккартни – ни к чему не привела.
После выхода сборника старых песен Леннона Rock 'n' Roll в феврале 1975 года он снялся в трех песнях для телевидения в честь музыкального издателя «Битлз» сэра Лью Грейда, которые вышли в эфир тем летом. Осенью Оно родила сына Шона – в день рождения Леннона-старшего. Последовала пятилетняя пауза в карьере, Леннон сосредоточился на отцовстве, затем последовало недолгое возвращение, прежде чем он был трагически застрелен безумным фанатом на улицах своего города.
Джон Леннон покинул сцену после выступления с Элтоном Джоном, не подозревая, что это был его последний концерт. В интервью Дэвиду Шеффу он вспоминал свои слова, сказанные тогда журналистам: «Было весело, но я бы не хотел зарабатывать этим на жизнь». Фраза, казавшаяся шутливой, приобрела трагический оттенок после смерти музыканта.