Многие родители замечают, что не все дети проявляют типичное для своего возраста любопытство и активность в общении. Некоторые предпочитают больше молчать и наблюдать за происходящим как бы издалека. В целом это нормально, когда ребенку необходимо некоторое время чтобы привыкнуть к новой обстановке или новому человеку в своем окружении. Проходит период адаптации, и ребенок открывается новому опыту и начинает свободно общаться с окружающими.
Но в некоторых случаях так не происходит. Например, ребенок может уже полгода – год ходить в детский сад, но так и не сказать там ни слова, при этом дома будет болтать без умолку. Или ребенок может активно разговаривать со сверстниками, но стоит к нему обратиться взрослому человеку, воспитателю или педагогу, ребенок тут же замолкает и не может вымолвить ни слова.
Если ребенок молчит в уже знакомой ситуации больше четырех недель и такое поведение повторяется в разных ситуациях, стоит обратить на это внимание, так как это может быть не просто природная застенчивость, а проявление элективного мутизма.
Элективный мутизм или избирательная немота – это одна из форм тревожных расстройств у детей. Чаще всего встречается у девочек и проявляется в возрасте 2-5 лет, но иногда его можно заметить только с началом школьного обучения. Это состояние, при котором ребенок не в состоянии говорить в определенных ситуациях. Ребенок не просто не хочет говорить, он физически и психологически не может это сделать.
Элективный мутизм невозможно перерасти и, если не заняться его коррекцией в детском возрасте он продолжит развиваться и у взрослых будет проявляться как фобические, тревожные, тревожно-фобические или тревожно-депрессивные расстройства.
Гораздо легче, элективный мутизм поддается коррекции в детском возрасте. Особенно в первые 6 месяцев после возникновения первых симптомов или ситуаций, в которых ребенок «замолчал».
Поэтому, когда полное молчание ребенка в определенных ситуациях списывается на стеснительность и замкнутость, упускается драгоценное время для эффективной коррекционной работы.
Причины возникновения
Однозначной причины возникновения элективного мутизма нет. К основным факторам, вызывающим это состояние относятся:
· Генетическая предрасположенность. Дети наследуют тип нервной системы от родителей. Это значит, что такая черта, как склонность к тревожности может передаваться от одного поколения к другому и в каждом последующем поколении проявляться более выражено. Поэтому, если один из родителей или оба склонны к тревожности, шанс появления социальной тревожности в виде элективного мутизма у ребенка выше.
· Особенности семейного воспитания. Чрезмерно строгие, контролирующие или, наоборот, чрезмерно попустительские методы воспитания могут способствовать развитию у ребенка страха перед ситуациями, требующими публичного общения. Нехватка эмоциональной поддержки и открытой коммуникации в семье может привести к тому, что ребенок будет испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств в присутствии посторонних лиц. Поэтому ребенок находит самый простой способ – не говорить вообще.
· Наличие «семейной тайны». Когда в семье существуют темы или события, о которых не принято говорить, это может усилить чувство изоляции и тревожности у ребенка. Ребенок начнет избегать общения на определенные темы или в определенных социальных контекстах, опасаясь сказать что-то не то. Наличие «семейной тайны» способствует развитию избегающих моделей поведения, что усиливает элективный мутизм.
· Нарушения неврологического характера. Некоторые неврологические заболевания затрагивают области мозга, которые участвуют в обработке речи и слуха, когнитивных процессов и т.д. Ребенок с подобными нарушениями может испытывать трудности в понимании и структурировании информации, что приводит к стрессу в ситуациях, требующих быстрой и адаптивной коммуникации. Это усугубляет избегающее поведение, поскольку ребенок старается минимизировать ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно или некомпетентно.
· Пережитый стресс. Психика детей очень восприимчива к внешним обстоятельствам, а восприятие отличается высокой чувствительностью и склонностью к усиленному переживанию событий. Стресс, или сильную эмоциональную реакцию, у ребенка могут вызвать не только очевидные психотравмирующие обстоятельства такие как смерть близких, авария, переезд, развод родителей, насилие, но и менее очевидные такие как страшный фильм, грустная сказка или даже напряженная атмосфера в семье. Эти, на первый взгляд, незначительные события могут привести к глубоким эмоциональным переживаниям у ребенка, который еще не обладает достаточными механизмами для их обработки.
Диагностика - мутизм или просто молчун?
Достоверно отделить элективный мутизм от других состояний может только врач, в данном случае это врач невролог, психиатр, психотерапевт (психолог с медицинским образованием). Диагностика у любого другого специалиста – логопеда, дефектолога или психолога без медицинского образования будет недостоверной. Важно исключить все физиологические причины, которые могут вызывать элективный мутизм, такие как нарушения слуха, расстройства центральной нервной системы или другие медицинские состояния, которые могут мешать нормальному развитию речи и коммуникации. После исключения физиологических причин, внимание должно быть сфокусировано на психологических и социальных аспектах, которые могут способствовать развитию элективного мутизма. В этом могут помочь такие специалисты как семейный психолог, детский психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог.
Что делать?
Первым шагом к помощи ребенку является создание поддерживающей и безопасной среды. Важно, чтобы ребенок почувствовал, что его не принуждают говорить, но при этом он ощущает желание окружающих его понять и поддержать. Развитие доверительных отношений помогает ребенку снять стресс и постепенно открыться.
Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия, показала свою эффективность в работе с детьми, страдающими элективного мутизмом. Она помогает детям побороть страхи и развить навыки для преодоления тревожных состояний, мешающих эффективной коммуникации. Часто используется игровая терапия, где через игру ребенок учится выражать свои чувства и мысли в безопасной обстановке.
Поддержка родителей - ключевой фактор в преодолении элективного мутизма. Рекомендуется поощрять любые формы невербального общения, такие как рисунок или музыка, которые могут стать первым шагом к более открытому самовыражению. Важно избегать чрезмерного давления на ребенка, основываясь на понимании его внутренних переживаний. Вместо этого полезнее будет хвалить ребенка за мельчайшие успехи и проявление инициативы в коммуникации, что будет способствовать повышению его самооценки. Хвалить ребенка важно деликатно, так как дети с элективным мутизмом чувствительны к давлению, даже если оно проявляется в виде похвалы. В некоторых случаях можно заменить словесную похвалу на другие виды поощрения - наклейки или жетоны. Например, поздоровался сегодня утром с воспитательницей, молодец, держи наклейку. Собрал 5-10 наклеек, получил приз. Важно чтобы наклейки ребенок получал именно за акты коммуникации, а итоговая награда была важна и желанна для ребенка.
Сотрудничество с педагогами в образовательном учреждении, которое посещает ребенок играет важную роль. Педагогов, работающих с ребенком, обязательно нужно информировать о его состоянии, чтобы они могли создать благоприятные условия для общения. Педагогам можно рекомендовать использовать техники постепенного вовлечения, где ребенок поощряется даже за небольшие шаги на пути к вербальному общению.
Элективный мутизм может быть серьёзным препятствием на пути социализации и развития ребёнка. Однако с правильным подходом и поддержкой, многие дети преодолевают эти трудности и учатся успешно взаимодействовать с миром. Ключевым аспектом является создание комфортной, поддерживающей и принимающей среды, способствующей снятию тревожности и развитию уверенности в себе. Своевременная и качественная диагностика, сотрудничество родителей, педагогов и специалистов позволяет сформировать комплексный подход, обеспечивающий успешную адаптацию ребёнка в социуме.