Современные автомобили семейства ВАЗ (Granta, Priora, Largus, x-rey, Vesta, Kalina и Niva) имеют схожее расположение всех датчиков.
Датчики:
- датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
- датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
- датчик детонации (ДД).
- датчик положения коленчатого вала (ДПКВ).
- датчик положения распределительного вала (датчик фаз).
- датчик абсолютного давления (ДАД) и датчик температуры воздуха (ДТВ).
- датчик кислорода или лямбда-зонд (ДК).
- датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).
- датчик скорости автомобиля (ДС).
- датчик аварийного давления масла (ДАДМ).
- регулятор холостого хода (РХХ).
- датчик неровной дороги (ДНД).
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Назначение:
ДМРВ определяет количество воздуха, которое поступает в цилиндры двигателя, обеспечивая тем самым сбалансированную работу силового агрегата. Этот датчик часто работает вместе с датчиком температуры воздуха и датчиком атмосферного давления, которые помогают корректировать его показания.
Симптомы неисправности:
- Нестабильные обороты двигателя на холостом ходу (плавают);
- Увеличенный расход топлива;
- Проблемы с запуском двигателя «на холодную»;
- Мотор глохнет при переходе на пониженные или повышенные передачи;
- Частые перегревы двигателя.
Способы проверки датчика:
1. Метод отключения датчика.
Отсоедините разъем ДМРВ и попробуйте запустить двигатель. В этом случае контроллер перейдет в аварийный режим работы, а состав топливно-воздушной смеси будет регулироваться по положению дроссельной заслонки, которое передает датчик положения дросселя (ДПДЗ). Обороты двигателя должны стабилизироваться около 1500 об/мин. Попробуйте поездить на автомобиле: если заметите улучшение динамики, это указывает на возможную неисправность ДМРВ.
Для ЭБУ Я7.2, М7.9.7. обороты при отключении фишки не поднимаются!
2. Альтернативная прошивка.
Если стандартная прошивка блока управления двигателем была изменена на альтернативную, то невозможно предсказать, какие настройки заложены для аварийного режима в первом варианте.
Попробуйте подложить под упор дроссельной заслонки пластину толщиной 1 мм – обороты двигателя увеличатся. Затем отсоедините разъем датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Если двигатель продолжает работать, скорее всего проблема связана с новой прошивкой, а именно с настройками регулятора холостого хода (РХХ) в аварийном режиме без участия ДМРВ.
3. Проверка ДМРВ мультиметром.
Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения до 20 вольт.
🟡Желтый провод (расположенный ближе всех к лобовому стеклу) отвечает за передачу сигнала от датчика массового расхода воздуха (ДМРВ);
🔵Серо-белый провод служит для подачи питающего напряжения на датчики;
🟢Зеленый провод обеспечивает заземление датчиков;
🟣Розово-черный провод подключается к главному реле.
Обратите внимание, что цвета проводов могут различаться, однако порядок расположения контактов всегда остается одинаковым.
Замерьте напряжение между жёлтым и зелёным проводами при включённом зажигании (не заводя двигатель).
- 1,01–1,02 В — датчик полностью исправен;
- 1,02–1,03 В — допустимые значения;
- 1,03–1,04 В — датчик ещё работает, но вскоре потребуется его замена;
- 1,04–1,05 В — рекомендуется заменить ДМРВ.