Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 25 лет фильму "Русский бунт"

Предыдущие публикации цикла "Пропущенные юбилеи", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! В силу многих причин этот цикл - весьма нечастый гость на "РУССКОМЪ РЕЗОНЕРЕ", однако же к четвертьвековому юбилею экранизации "Капитанской дочки" я готовился. Дело в том, что искренне считаю наш сегодняшний предмет едва ли не последним достойным киновоплощением отечественной классики - после пёстрого современного видеоряда из сами-знаете-чего. Александр Прошкин - да, режиссёр хоть и неровный, но крепкий, и если из внушительного списка его работ смело можно выделить "Михайлу Ломоносова", "Холодное лето пятьдесят третьего" и "Доктора Живаго" (моё личное мнение, знаю, что рискую оказаться в полнейшем одиночестве, но мне и правда понравилось!), значит, Прошкин безусловно достоин оказаться в сильно поредевшем (хоть порою и ставшим уже в силу многих обстоятельств несколько

Предыдущие публикации цикла "Пропущенные юбилеи", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

В силу многих причин этот цикл - весьма нечастый гость на "РУССКОМЪ РЕЗОНЕРЕ", однако же к четвертьвековому юбилею экранизации "Капитанской дочки" я готовился. Дело в том, что искренне считаю наш сегодняшний предмет едва ли не последним достойным киновоплощением отечественной классики - после пёстрого современного видеоряда из сами-знаете-чего. Александр Прошкин - да, режиссёр хоть и неровный, но крепкий, и если из внушительного списка его работ смело можно выделить "Михайлу Ломоносова", "Холодное лето пятьдесят третьего" и "Доктора Живаго" (моё личное мнение, знаю, что рискую оказаться в полнейшем одиночестве, но мне и правда понравилось!), значит, Прошкин безусловно достоин оказаться в сильно поредевшем (хоть порою и ставшим уже в силу многих обстоятельств несколько сомнительным) перечне "мастеров" от российского кино.

Сегодня "Русский бунт" отчего-то вообще не вспоминают, и, право же, такая амнезия вызывает только недоумение. Почему? На дурацкий, модный нынче вопрос "что с ним не так?" и ответить-то вроде как и нечего. Да - всё так! Перечисляя все огрехи нынешнего постановочного исторического кино, любой из них можно смело вычёркивать применительно к "Русскому бунту" жирным красным маркером. "Ряженые" (это когда все наряжены в свежепошитые, прямо с иголочки кафтаны/костюмы/мундиры) - нет. Скверные парики и бороды (катастрофическая проблема российского постижерного цеха) - нет. Отвратительная актерская игра, неудачный кастинг - снова нет. Очевидная дешевизна декораций и натуры (припоминаются современные белые парковые скамейки в сериале то ли про Елизавету, то ли про Екатерину) - отнюдь. Дурные диалоги - вот уж точно нет (да и откуда бы?) Тогда - что же?..

Сейчас для каждого из них настанет тот самый "момент истины"
Сейчас для каждого из них настанет тот самый "момент истины"

Предположение первое. Устарел - что ли? Всё же четверть века. Молодёжи - уже неинтересно, она вон только давеча "подсела" на "Онегина", да на Мастера с Маргаритой, а скоро уже и водевильный "для увеселения почтеннейший публикум" Пушкин нагрянет... "О, сколько нам открытий чудных..." - вот уж правда. 2000 год - архаика, не прокатит. Да и у многих из нас, положа руку на сердце", девяностые оставили впечатление мало того, что "малокартинья" (истинная правда), так ещё и пугающей дешевизны снимавшегося тогда, что правда лишь наполовину. Девяностые подарили нам - пусть малобюджетные, но - "Особенности охоты/рыбалки", культовую и остроумнейшую "Маму, не горюй", "Брата" (не люблю вовсе, но не признать статуса не смогу), незамеченный никем, но от того никак не перестающий быть уникальнейшим визуальным экспериментом "День полнолуния" Шахназарова, пасторально-идиллическую "Барышню-крестьянку", "Ворошиловского стрелка", наконец... "Русский бунт" - их духовное и культурное навершие. Или - ежели угодно - отправная точка (нулевой год - всё же) в загадочное и непонятное "завтра", в котором понятия "Пушкин", "скрепность", "Родина" и "патриотизм" сегодня - не пустые звуки, скорее - штандарты. И что?.. Как человек, нарочно для публикации пересмотревший картину, могу заверить - не постарела ни на год! Как новенькая! Даже пыль отряхивать не нужно, иди - и смотри!

Последние минуты жизни Белогорской крепости под командованием капитана Миронова. И, кажется, судя по лицу Швабрина, - он это понимает...
Последние минуты жизни Белогорской крепости под командованием капитана Миронова. И, кажется, судя по лицу Швабрина, - он это понимает...

Предположение второе. Машков - Пугачев, Маковецкий - Швабрин. Сегодня оба этих актера могут вызвать у некоторых... определенного свойства изжогу. Поясню. Маковецкому в 2000 году - 42. Для пушкинского персонажа, скажем откровенно, - многовато. "Мискаст" - как это принято сейчас трактовать. Как же опытнейший Прошкин рискнул с ним? И это при его-то скрупулезности и педантизме, с которыми он, отчаявшись найти в России "те самые чистые русские дворянские лица", стал снимать в ролях Гринева и Маши юных польских актеров? (И, кстати, угадал с этим!)

Ах, что за лицо!..
Ах, что за лицо!..

Спешу развеять сомнения скептиков по поводу мискаста Маковецкого. Здесь он не просто хорош, а необычайно хорош и точен, более того - отточен. Я бы даже выразился иначе: если вы хотите хотите детальнее изучить такое печальное в отечественной истории явление как анатомия предательства - посмотрите "Русский бунт", Маковецкий препарировал своего героя тщательно и постранично - как в атласе анатомии. В страшной сцене казни офицеров Белогорской крепости просто и достоинством умирают капитан Миронов (во впечатляющем исполнении харизматичнейшего Юрия Беляева) и верный Иван Игнатьевич (как всегда выверенный Юрий Кузнецов), убивают Василису Егоровну, печальная участь ждёт Елизавету Харлову, пошедшую ради ребёнка буквально на всё, Петруша Гринёв шагнул уже под виселицу...

-5

... Швабрин выбрал жизнь. Но именно избранная в минуту липкого страха "средняя линия" и определяет его дальнейшую судьбу - судьбу живого мертвеца. Он отныне чужой здесь, но чужой и среди бунтовщиков. Сцена с диким, животным каким-то танцем Пугачева и то, с какими пустыми глазами и отсутствующим лицом будущего висельника пытается перенять его танец Швабрин выстроена столь умно и тонко, что невольно вспоминается "Пляска смерти" Сен-Санса, сюжет которой, как известно, выстроен на перформансе кладбищенских скелетов под скрипку самой Смерти. Только Пугачев-Машков пляшет одно - "эхх, поживём, погуляем ещё, чего там!..", Маковецкий же послушно стучит каблуками в отчаянии и ужасе, плохо скрываемыми за столь же скверно сработанной маской безразличия и подобострастия - "как скажешь, государь, ты же видишь - я твой, весь твой..." Великолепная работа!

Нет-нет, сударь, ничего у вас не выйдет. Вам уже предлагался эшафот чести, но вы его отвергли. Подождите немного, скоро уже будет плаха позора!
Нет-нет, сударь, ничего у вас не выйдет. Вам уже предлагался эшафот чести, но вы его отвергли. Подождите немного, скоро уже будет плаха позора!

Владимир Машков, без сомнения, в "Русском бунте" - на пике своей актёрской формы. Можно по-разному относиться к Машкову-теперешнему, но тогдашний Пугачёв - это точно его! Пугачёв здесь - это стихия, это сильный, ловкий и опаснейший зверь, доверяться которому или пытаться его приручить - занятие пустое и заранее обречённое на страшный исход, Пугачёв рождён в крови, там где он - везде кровь, в крови и умрёт, его макабрическая природа даже в неожиданных милостях, которыми он иной раз удивляет своих "подданных", с самым простым секретом - он или сыт, упившись кровью, или попросту ему на данную минуту прискучило зрелище смерти, надобно отдохнуть...

 Show Must Go On
Show Must Go On

Отчего-то мне кажется - доведись автору "Капитанской дочки" увидеть "Русский бунт", он точно был бы доволен тем, как Прошкин и Машков сработали его Пугачева, это - настоящее, возможно, даже через край. Но - ежели призадуматься - какие могут быть вообще "края" у живой, природной силы? У тайфуна, уничтожающего за пять минут мирное пятимиллионное побережье? У землетрясения, стирающего с лица земли целый город? У вулкана, извергающего потоки огненной лавы и покрывающего плодоносящие ещё недавно нивы одеялами пепла? Пугачёв в "Русском бунте" - из той же породы, или даже прямейшее воплощение фразы из Иоанна Богослова: "Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель".

Обратите внимание - какие разные манеры держаться и взгляды у каждого из троих!
Обратите внимание - какие разные манеры держаться и взгляды у каждого из троих!
  • "... Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу. Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена" (А.С.Пушкин)

Удивительно просто написанный, но в то же время ёмкий и наводящий на многие мысли финал. В поэзии Пушкин был - Бог, но и проза под его пером была совершенна и тождественна старшей своей сестрице. Можно лишь в самом дальнем отдалении представить - каков мог бы быть так и ненаписанный Пушкиным семейный роман из русской жизни!.. Мы же на сегодня завершаем наш "пропущенный юбилей" - с самой искренней надеждой, что скромный авторский труд будет столь же скромно вознаграждён - если хоть с десяток читателей решится на просмотр "Русского бунта" и присоединится к негромкому голосу вашего Резонера. Ave!

-9

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ