Один за всех и все за одного)
Ноябрь выдался сложным. Движемся сразу вдоль нескольких дедлайнов. Самый приятный это, конечно, книжный марафон нескучных биографий:
В 1760 году маркиз де ла Пайетри отправился на острова, решив попытать счастья на Сан-Доминго. Он прожил там двадцать лет и всего через два года после приезда его экономка, чернокожая рабыня Сессета Дюма родила ему сына Александра-Тома. Ещё через десять лет она умерла, а когда Александру исполнилось 18, отец решил вернуться в Париж и взял сына с собой (по обычаю французские плантаторы-дворяне, возвращаясь во Францию, сыновей смешанной крови брали с собой, дочерей оставляли на островах). Немного потусив в Париже, сын записался в королевскую гвардию простым солдатом. Не случись революции, карьеры его бы, вероятно, тоже не случилось.
"Как и большинство молодых мулатов благородного происхождения, а их в те времена во Франции было немало, Дюма решительно стал на сторону революции. Ведь только она позволяла ему надеяться на уравнение в правах." Через несколько лет он стал генералом.
А потом оказался в итальянском походе с Наполеоном. Это были генералы совершенно разного склада. Дюма был храбрецом, атлетом, рубакой, но с добрым сердцем (был либерален с гражданским населением, приказал изрубить на дрова гильотину, в общем революционных репрессий не устраивал). Наполеон же, по словам Моруа, был деспотом и дарил почестями лишь тех, кто перед ним раболепствовал. Моруа сравнивает Дюма и Наполеона с Ахиллом и Агамемноном. И сравнение неслучайно. То время достойно как древнегреческого эпоса, так и древнегреческой трагедии. Наполеон задумал "прогнать англичан из Египта, а если удастся, то и из Индии" (ох уж эти маленькие победоносные войны) в качестве маркетинговой кампании правления Директории. И Дюма было поручено командование кавалерией в Египетском походе. "Эта грандиозная и бессмысленная авантюра была нужна только одному человеку, который хотел таким образом поднять свой престиж. Оказавшись в Египте полновластным и бесконтрольным хозяином, Бонапарт «вел себя там как султан»." При этом "Солдатам не платят денег, их не кормят, и ты можешь себе представить, какой это порождает ропот..." писал Дюма Клеберу. Напряжение между Наполеоном и армейским руководством нарастало. В палатке Дюма генералы роптали: "Пристало ли старым солдатам нации, патриотам 1792 года, служить интересам одного человека?"
Кто-то, конечно, донес.
С тех пор Бонапарт стал называть Дюма не иначе как «этот черномазый». Но не расстрелял. Интересно, почему. Вообще забавно представить, как коротышка Наполеон отчитывает гиганта Дюма. Хотя Дюма вряд ли позабавился. На этом его военная карьера в общем-то закончилась.
Дюма - Бонапарту: "Гражданин генерал, как леопард не может сменить шкуры, так и честный человек не может изменить своей совести."
Наполеон отпустил Дюма домой, но тот попал в Неаполе в плен, где его пытались отравить и только его богатырское сложение, вероятно, спасло его. После обмена на австрийского генерала изувеченным, полупарализованным он всё-таки вернулся домой.
"Тюрьма превратила атлета в калеку."
24 июля 1802 года Мари-Луиза Дюма родила сына Александра Дюма. Позже (в 1831 году) в акты гражданского состояния внесли поправку: к фамилии Дюма прибавили «Дави де ля Пайетри».
Умер генерал Дюма в своей постели после верховой прогулки в 1806 году.
"— Неужели генерал, — воскликнул он, — который в тридцать пять лет командовал тремя армиями, должен в сорок умирать в постели, как трус? О Боже, Боже, чем я прогневил Тебя, что Ты обрек меня таким молодым покинуть жену и детей?"
Да, он пропустил Аустерлиц. Но зато и Бородино, и Ватерлоо тоже. Леопард не сменил своей шкуры и, вероятно, все к лучшему в этом лучшем из миров.
Вот таким был отец Александра Дюма. Лучшим героем, которого только писатель мог себе вообразить.
Впрочем, семья бунтаря осталась без наследства и в опале.
Хотя военная карьера для Дюма номер два при Наполеоне была закрыта, ребенком он научился танцевать, фехтовать, а немного позже и стрелять. В колледже Дюма много дерзил и мало учился.
Маленький Дюма потом рассказывал, что видел, как через их городок проезжал русский император в сопровождении казаков. А во время Ста дней Наполеон проезжал через Вилле-Котре дважды, в сторону Ватерлоо и обратно. Возможно, небывалое время и небывалая история отца определили его интерес к небывалым, героическим историям навсегда. "Сын генерала Дюма, как и все его поколение, слышал слишком много волнующих рассказов, чтобы довольствоваться анализом чувств. Ему нужны были действия, пусть даже бессмысленные, но действия."
Начав работать клерком в нотариальной конторе, он постепенно дрейфовал в сторону своего призвания. Выучившись у приезжего офицера немецкому и итальянскому, он открыл для себя мир иноязычной литературы. А однажды он увидел постановку заезжей труппы актеров "Гамлета" в переложении Дюси. Так он узнал и полюбил Шекспира. Дюма открыл для себя в Шекспире самого себя, ибо был он ближе к людям эпохи Возрождения, чем к буржуа времен Реставрации.
Они с друзьями устроили театральный кружок и писали пьесы. Но потом все повзрослели и разъехались. И сам Дюма отправился завоёвывать Париж.
Наверное, я не буду пересказывать вам всю книгу, но могу заверить, что это потрясающий портрет очень бурной эпохи в истории Франции (а были ли другие?) и очень необычных людей. Мы видим, как постепенно, в трёх поколениях, Дюма офранцуживаются, но не в том смысле, что теряют свой пыл, просто пыл направляют на другое. Александр Дюма-сын, как это часто бывает с детьми, хочет быть противоположностью отцу во всем. Но в этом тоже чувствуется вызов, так свойственный их роду. Задиристый, смелый, тщеславный д'Артаньян на своей жёлтой кляче неизменно стоял у меня перед глазами, пока я читала эту книгу.
Могу рекомендовать у Моруа биографии всех писателей. Он создал настоящий пантеон представителей своего цеха.
В качестве тематического коктейля мы пьем сегодня Кир. Его впервые собрали в Дижоне в 1904 из местного специалитета черносмородинового ликера крем де Кассис и бургундского же белого. Его забавное название белый Кассис (белая черная смородина) и навело меня на мысль о том, что этот французский коктейль идеально подходит семейству Дюма. Степень разведения черного в белом можно выбрать любую. Раньше делали 1:2, но это приторно. Я сделала сегодня 1:6 и получилось, на мой взгляд, идеально)