Я к вам, дорогие читатели, с новыми чудесами изобразительного искусства.
Встретила в сети удивительную картину, которую вы видите выше - и очень заинтересовалась сюжетом.
Картина, как ни странно, принадлежит кисти Рафаэля Санти (1483-1520 гг.) (центральная часть). Она была написана Рафаэлем около 1500 года, когда он был совсем молодым, в соавторстве с другим художником, имя которого не известно. Ее название - Чудо с повешенными.
В центре композиции два повешенных человека - один - постарше, с бородой, другой - помоложе, без бороды.
Между ними стоит человек в монашеских одеждах и держит их за ноги. Впечатление, что просит сделать фоточку на память.
И больше, собственно, ничего не происходит. Две пары зрителей стоят по бокам композиции, видно, что чем-то заинтересованы, но без лишних эмоций. Впечатление, что это просто массовка для заполнения пространства картины.
Сюжет странный, не сильно распространенный, но встречающийся у западноевропейских художников.
Вот, например, явно эту же самую ситуацию написал учитель Рафаэля Пьетро Перуджино (1446-1524 гг.) в 1470 году
Только у Перуджино святой в ярких красных одеждах и шляпе вообще обнимается с висельниками, что смотрится как еще большая жесть. При этом висельники еще и кокетливо смотрят в объектив на зрителя. По возможности делая приветливые лица.
Мужчину в розовом плаще, который всплескивает руками, глядя на это безобразие, как раз можно понять. Его эмоции весьма уместны.
В том же 1470 году схожий сюжет мы видим еще у одного итальянского художника - Дзаноби Макиавелли (1418–1479 гг.) Здесь висельник один, а святой висит рядом, тоже в обнимку. Но уже просто паря в воздухе. Массовка смотрит не вмешиваясь:
В общем, что я выяснила.
Здесь изображены два разных святых.
У Рафаэля и Макиавелли - Николай Толентинский (1246-1305 гг.) У Перуджино - Святой Иероним (342-420 гг.). Но вообще, святые в таком сюжете попадаются разные. Всего аналогичных изображений в Италии известно 14, есть ли они в других странах - данных я не нашла.
Почти все такие картины - обетные - они были заказаны в благодарность за спасение от виселицы. Ну и соответственно, на них изображали того святого, которому молился спасенный.
Однако, скажем так, изначально, этот сюжет был рассказан в жизнеописании Николая Толентинского.
Пару слов скажу сперва о нем.
У его родителей не было детей, и они молились о ребенке Николаю Чудотворцу, совершив паломничество в Бари. Когда у них после этого родился сын - его назвали в честь святого. В 18 лет он стал монахом-августинцем, а позже был рукоположен в священники. Николай был строгим вегетарианцем, вел очень аскетический образ жизни, но, одновременно, много помогал больным и бедным. Последние 30 лет он жил в городке Толентино (Италия), отсюда - его название.
Он был очень скромным и добрым человеком, и еще при жизни ему приписывали разные чудеса. А в 1446 году он был канонизирован. Уже по факту почитания.
Вот его условное изображение, созданное неизвестным художником в конце 18 века:
Ну а теперь чудесная история, которую связывают с его именем.
Два брата, Мизоло и Ванни, путешествовали. И однажды их обвинили в убийстве. Братьев схватили, и под пытками они признали свою вину, хотя никого не убивали. Их приговорили к повешению. А они начали молиться святому Николаю Толентинскому.
Однако, несмотря на это, Ванни был повешен. Через 4 дня рядом хотели повесить Мизоло, которого для этого привели к месту казни - и вдруг обнаружилось, что Ванни жив. Это так всех потрясло, что они перерезали веревку, на которой висел Ванни и отпустили братьев. Потому что это было сочтено за помощь святого невинно осужденным.
Однако есть и другие свидетельства чудесной помощи Николая Толентинского людям, которые попали в такую ситуацию. Один из случаев произошел в 1505 году в Болонье.
Схватили двух воров - старого и молодого - и повесили. А когда через некоторое время пришли снимать их для погребения, выяснилось, что молодой человек - жив. Хотя веревка его и покалечила. Он рассказал, что молился Николаю Толентинскому и тот держал его все время за ступни. Парень, пока висел, поклялся стать монахом, если выживет. И когда его сняли, он принял монашеский обет. Но надолго его не хватило. Пробыв монахом 4 года, он покинул монастырь и снова стал воровать. В итоге его опять поймали и уже окончательно повесили - святой в этот раз ему не помог.
Такие истории, видимо, редко, но случались.
В общем, с одной стороны, сюжет, в разных интерпретациях, связывали именно с Николаем Толентинским, и он есть в его житийном повествовании, а с другой стороны - его писали и с другими святыми тоже, в житиях которых такого сюжета нет, но им молились о такой же помощи.
Перед нами оба варианта.
Вот такая интересная история необычных изображений.
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!