Найти в Дзене

Владимир Владимирович Набоков

«Я самый одинокий и самый заносчивый из всех писателей, вылупившихся за границей» - Владимир Набоков. 22 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения русско-американского писателя Владимира Владимировича Набокова - разностороннего автора книг, литературоведа и переводчика. Экстраординарная личность, один из противоречивых, но в то же время талантливых писателей XX века, он родился в петербургской обеспеченной семье в 1899 году. Мать была дочерью миллионера, а отец - политическим деятелем. Мальчик получал домашнее образование, свободно владел тремя языками и научился читать на английском языке раньше, чем познакомился с русской азбукой. В одиннадцать лет поступил в Тенишевское училище, либеральное и престижное учебное заведение того времени, которое, по его мнению, стало “дополнительным” образованием, но никак не основным. Собственно, воспоминания тех лет не были приятными, поскольку мальчик, выросший в интеллигентной семье и щепетильный к дворянскому этикету, достаточно часто подвергался
«Я самый одинокий и самый заносчивый из всех писателей, вылупившихся за границей» - Владимир Набоков.

22 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения русско-американского писателя Владимира Владимировича Набокова - разностороннего автора книг, литературоведа и переводчика. Экстраординарная личность, один из противоречивых, но в то же время талантливых писателей XX века, он родился в петербургской обеспеченной семье в 1899 году. Мать была дочерью миллионера, а отец - политическим деятелем. Мальчик получал домашнее образование, свободно владел тремя языками и научился читать на английском языке раньше, чем познакомился с русской азбукой. В одиннадцать лет поступил в Тенишевское училище, либеральное и престижное учебное заведение того времени, которое, по его мнению, стало “дополнительным” образованием, но никак не основным. Собственно, воспоминания тех лет не были приятными, поскольку мальчик, выросший в интеллигентной семье и щепетильный к дворянскому этикету, достаточно часто подвергался осуждению со стороны одноклассников и учителей из-за этого.

В молодом возрасте, помимо литературы, Набоков увлёкся коллекционированием бабочек, а в будущем стал изучать энтомологию и выпускать научные статьи, даже открыл двадцать новых видов этих насекомых. Бабочки стали его страстью, источником вдохновения и литературной визиткой. Все титульные листы своих изданий, которые он дарил жене, Набоков обязательно “подписывал” придуманным им крылатым существом.

1 из 2
1 из 2

Первый выпущенный на русском языке сборник стихов “Стихи” (1916) был раскритикован Зинаидой Гиппиус, и, хоть Набоков сам после заявлял, что работы были плохими, пророчество поэтессы о безуспешности стараний юного писателя не сбылось, ведь своими произведениями он завоевал всемирную известность.

Революционные события в 1917 году заставили семейство Набоковых переехать в Крым, где Владимир познакомился с Максимилианом Волошиным, художником и поэтом. Беседы с ним повлияли на творчество писателя, его стихи стали более тяжелыми, осмысленными и многосложными. Спустя два года Набокову пришлось эмигрировать из России в Лондон, где он поступил в Кембриджский университет. Однако задержался он там ненадолго - после смерти отца переехал в Берлин, став единственным кормильцем семьи, поэтому постоянно искал подработки, преподавал английский и французский языки, составлял газеты для шахматных партий, а также занялся переводом книги Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”. После расставания со своей невестой Светланой он случайным образом встретился на балу со своей будущей женой Верой Слоним, которая помогла ему выбраться из апатии. Спустя 9 лет после женитьбы родился единственный наследник Дмитрий.

Владимир Набоков и Вера Слоним
Владимир Набоков и Вера Слоним

Первым и наиболее автобиографичным романом писателя стала “Машенька”, выпущенная под псевдонимом Владимир Сирин. Эта книга и стала отправной точкой творчества Набокова, покорившего большую аудиторию читателей эмигрантов. Следом на свет появляются “Король, дама, валет” и “Защита Лужина”. Последнее - глубоко волнующее произведение о бегстве от реальности в шахматную игру. В 1933 году издается “Камера Обскура” - так сказать, предшественник “Лолиты”, наиболее известной читателям: впервые тема нездоровой привязанности к юной девушке раскрывается именно в “Камере”. В момент его написания Владимир уже полностью раскрылся и проявил себя как прозаик с уникальным и неповторимым литературным стилем. И вновь, опасаясь репрессий, Набоков с семьей переезжает из страны в страну, продолжая писать произведения, такие как “Дар” и “Приглашение на казнь” - ответ на приход к власти нацистов.

Владимир Набоков в Америке
Владимир Набоков в Америке

В середине ХХ века издается нашумевший роман “Лолита”, вызвавший скандал по обе стороны океана и одновременно принесший писателю огромную славу из-за сюжета, раскрывающего запретную привязанность взрослого мужчины к ребенку. Книга является “любимицей” автора, на ее написание ушло несколько лет, было потрачено много сил, в какой-то момент рукописи чуть не были уничтожены самим Набоковым, однако жена Вера уговорила его сохранить записи. Книга была запрещена во многих странах, в СССР издана лишь в 1989 году, а в ней упоминается реальный случай похищения девушки. Благодаря успеху “Лолиты” классик входил в число номинантов на Нобелевскую премию, но награды не были ему присуждены, поскольку член Шведской академии Андерс Эстерлинг был категорически против, потому что "автор аморального и успешного романа “Лолита” ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию".

Спустя время известный писатель переезжает в Швейцарию, где он наслаждается свободой в полной мере, посвящает время игре в шахматы и ловле бабочек, занимается переводом на английский язык “Слова о полку Игореве”, “Евгения Онегина” А.С. Пушкина и “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтова .

Поэт в окрестностях Монтрё за ловлей бабочек
Поэт в окрестностях Монтрё за ловлей бабочек

В конце июня 1977 году Набоков попал в больницу, 2 июля ушёл из жизни, а последними его словами стали:

“..некоторые бабочки, наверное, уже начали взлетать…”