Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Солёные уши "Прикамья": странная жанровая скульптура Перми

Почему у пермяка солёные уши? Сейчас стало модным "украшать" города жанровой скульптурой. Где-то это становится интересным решением, где-то вызывает споры и даже полное неприятие со стороны жителей. Но практически всегда это привлекает туристов, что в конечном итоге способствует росту экономики города. В Перми на Комсомольском проспекте, прямо рядом с выходом из гостиницы "Прикамье" в 2006 году была установлена необычная скульптурная композиция. Она даже была признана самым странным памятником России. Называют её "Пермяк - солёные уши". Наверное, сейчас это самое популярное место для селфи в городе. Мы тоже подошли, обошлись без селфи, но скульптурную группу сфотографировали, благо пятница, народа вокруг было не очень много. В выходные поймать момент так, чтобы никто не влез в кадр было бы затруднительно. Композиция состоит из двух частей: фотографа и рамки с огромными ушами на пьедестале. Примечательно, что рядом с пьедесталом всегда лежат несколько камней или кусков плитки, чтобы де

Почему у пермяка солёные уши?

Сейчас стало модным "украшать" города жанровой скульптурой. Где-то это становится интересным решением, где-то вызывает споры и даже полное неприятие со стороны жителей. Но практически всегда это привлекает туристов, что в конечном итоге способствует росту экономики города. В Перми на Комсомольском проспекте, прямо рядом с выходом из гостиницы "Прикамье" в 2006 году была установлена необычная скульптурная композиция. Она даже была признана самым странным памятником России. Называют её "Пермяк - солёные уши". Наверное, сейчас это самое популярное место для селфи в городе. Мы тоже подошли, обошлись без селфи, но скульптурную группу сфотографировали, благо пятница, народа вокруг было не очень много. В выходные поймать момент так, чтобы никто не влез в кадр было бы затруднительно.

Композиция состоит из двух частей: фотографа и рамки с огромными ушами на пьедестале. Примечательно, что рядом с пьедесталом всегда лежат несколько камней или кусков плитки, чтобы дети могли дотянуться. Так что памятник кажется очень весёлым, если не знать историю "солёных ушей". А история, как известно, довольно печальная. Все, кто её подзабыл, могут ознакомиться с ней здесь же, "не отходя от кассы". На стендах, расположенных рядом с памятником, рассказывается о тяжёлом труде жителей Пермского края. Хочется верить, что в этом и состояла задумка данного шаржа - через вот такой креатив привлечь внимание к истории края.

Соль издавна была очень важным продуктом, это ведь не просто приправа, но жизненно важный элемент. В Пермском крае соль добывали издревле. В 18-19 веках это был очень трудоёмкий процесс. Узнать о нём подробнее можно в музее "Сользавод" в Соликамске или же в Историческом музее в Москве (где представлен комплекс соледобычи, правда из Вологды). Для добычи соли сначала бурили скважины, из которых поднимался солевой раствор. Рассолом заполняли специальные деревянные лари, он отстаивался, а затем разливался в противни, доводился до кипения и выпаривался. Не менее суток, под постоянным наблюдением, на медленном огне варился рассол. Наконец, вся вода испарялась, а соль оставалась на дне. Ещё влажную соль лопатами выгребали, подсушивали и пересыпали в соляные амбары, где она хранилась до весны. При чём же здесь весна? А именно в конце апреля - начале мая на реках начиналось половодье. И по "большой воде" баржи могли подойти максимально близко к стоявшим на берегу амбарам. И тут надо было быстро доставить огромный объём соли (добытой за весь год) на корабли. В работу "впрягались" практически все местные жители, это была возможность дополнительного заработка для крестьян и не только. Тяжеленные мешки с солью взваливали на плечи и несли по деревянным настилам на баржи. Этим тяжёлым трудом занимались не только мужчины, но и женщины, и подросшие дети. На стендах рядом со скульптурной композицией у гостиницы "Прикамье" представлены копии старых фотографий, где видно, как именно переносили мешки. Они опирались на специальное деревянное приспособление за спиной и сильно возвышались над головой человека, наваливаясь на шею. Кроме того, на стенде приведён вес мешков. Для женщин готовились облегчённые мешки до 4 пудов (а это около 65 кг), мужчины же таскали до 6 пудов (под 100 кг). То есть люди зачастую перетаскивали тяжести больше собственного веса. Соль из мешков просыпалась через ткань и попадала носильщику на уши и шею. Солёный пот разъедал кожу, она воспалялась, шелушилась. Так по распухшим покрасневшим ушам и определяли пермяков, работавших на соляном промысле. Только в начале 20 века тяжелейший труд носильщика стал заменяться использованием вагонеток. Сейчас, конечно, никто так мешки с солью не носит, но поговорка осталась. Ещё немножко о солеварении мы узнали в краеведческом музее Перми (доме Мешкова), где в экспозиции мы увидели деревянные солеподъёмные трубы. Но для более подробного знакомства с этим промыслом мы запланировали на будущий год поездку в Соликамск.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Фото сделано мной в Перми.