Найти в Дзене
Отражение прошлого

"Невесты горных духов" и "Мужья сонных женщин" - сериальные сны сибирских народов

Сибирские аборигены, ведущие традиционный образ жизни, создавали свою «сонную» реальность, где наряду с настоящими мужьями и женами обитают «супруги» из мира духов. Каждый сон — не просто ночное видение, а эпизод из жизни в другой реальности. Как человек попадал в этот мир и какую роль играли сны в жизни людей? Одна из самых необычных особенностей сновидений некоторых сибирских народов — это взаимодействие с миром духов, причем не единожды, а на постоянной основе. Сны имеют продолжение, сюжет развивается, и каждое сновидение является новой серией «сонного» повествования. Это связано с представлением, что душа человека способна во время сна посещать другие миры. Мир духов и мир людей вроде бы относятся к разным реальностям, но иногда они могут соприкасаться и даже взаимодействовать. То, что смерть и сон — похожие состояния, было подмечено с неандертальских времен (трупоположение в виде спящего с каменной подушкой под головой). Эта ассоциация возникла из-за схожести спящего и мертвого: н
Оглавление
Нанайская семья
Нанайская семья

Сибирские аборигены, ведущие традиционный образ жизни, создавали свою «сонную» реальность, где наряду с настоящими мужьями и женами обитают «супруги» из мира духов. Каждый сон — не просто ночное видение, а эпизод из жизни в другой реальности. Как человек попадал в этот мир и какую роль играли сны в жизни людей?

Одна из самых необычных особенностей сновидений некоторых сибирских народов — это взаимодействие с миром духов, причем не единожды, а на постоянной основе. Сны имеют продолжение, сюжет развивается, и каждое сновидение является новой серией «сонного» повествования.

Это связано с представлением, что душа человека способна во время сна посещать другие миры. Мир духов и мир людей вроде бы относятся к разным реальностям, но иногда они могут соприкасаться и даже взаимодействовать.

Мир духов и мир снов — единое пространство

То, что смерть и сон — похожие состояния, было подмечено с неандертальских времен (трупоположение в виде спящего с каменной подушкой под головой). Эта ассоциация возникла из-за схожести спящего и мертвого: неподвижное положение, отсутствие реакции на внешние раздражители и прочее. Так с древних времен появилось тождество между миром, куда уходят мертвые, и миром снов.

Для представителей традиционных культур очень важно поддерживать связь с родственниками, даже если они и мертвы. Сон предоставлял такую возможность, ведь если состояния похожи, значит и пространство, куда уходят души мертвых и спящих, должно быть единым. Так сон стал местом, где встречались души, а впоследствии в нем происходило взаимодействие со всеми сущностями иного мира.

Сны в традиционных культурах — это не индивидуальное пространство, оно используется всеми: и другими людьми, и шаманами, и духами-предками, и, само собой разумеющееся, духами всех трех миров. Всё, что происходило во снах, зачастую оказывало влияние на вполне реальную жизнь.

Дитя "горного человека"

У некоторых народов есть поверья, что беременность — это последствие особого сна. Скорее всего, в глубокой древности не было логической связи между супружеской жизнью и зачатием ребенка.

Например, у жителей Тробрианских островов в конце XIX — начале XX веков беременность считалась благословением особого женского духа-предка, который сообщает о рождении ребенка, приходя во снах.
У североамериканских индейцев из племени тлингит беременность и рождение ребенка было возрождением одного из давно умерших предков. Он являлся женщине во сне и сообщал о возвращении в мир живых.

В сновидениях можно было не только узнать о беременности, но и, собственно, зачать ребенка.

В Сибири и на Дальнем Востоке в начале XX века были зафиксированы поверья, что если во сне женщина делила постель с тигром либо медведем, значит, ее посетил «горный человек» (так называли духов природы), соответственно, ребенок, рожденный от этого союза, — дитя «горного человека».

Некоторые роды на нижнем Амуре ведут свое происхождение от таких детей — это такая своеобразная связь с тотемными предками, которые у этих народов представлены в виде данных животных. Дети «горных людей» вырастают и становятся особо почитаемыми в своих родовых группах, им сопутствует покровительство «горного» отца, который приносит удачу, например, в охоте.

Сериальные сны

Шаманка
Шаманка

Сны, в которых сюжет как бы продолжается или в нем действуют одни и те же персонажи, зафиксированы у многих сибирских народов. Их возникновение связано с трансформацией человека, переходом из одного состояния в другое, это сопровождается определенными обрядами, способными повлиять на появление таких снов. Это в основном инициации (переход из детства во взрослую жизнь), шаманские болезни или посвящение в охотники.

Сюжет сновидения будет похожим у большинства представителей рода и станет развиваться с взрослением и развитием сновидца. Наиболее показательны шаманские сны.

Все шаманы одной народности будут видеть схожие сны об избрании духами, посвящении, посещениях нижнего мира. Все духи-помощники и духи-хранители, представ один раз в определенном образе, будут такими же на протяжении всей жизни. У некоторых народностей дух-покровитель, сообщивший шаману о даре, становится своеобразным супругом. Поэтому у шамана была не только реальная семья, но и «семейная» жизнь в потустороннем мире, которая продолжалась в течение всей жизни, правда, только во сне. Но такие «супружеские» отношения были присущи не только шаманам.

О снах в шаманизме можно почитать здесь:

"Сонные бабы" нанайских охотников.

Для многих народов, занимающихся охотой, покровительство духа местности имеет большое значение. Таких духов почитают и всячески задабривают. Перед промыслом обязательно устраивают моления и приносят жертву. Иногда дух-хозяйка места может стать своеобразной временной женой охотнику и помогать ему на промысле.

У охотников нанайцев и ульчей была категория духов-помощников, которые являлись только во сне, их называли «таежной женой» или «сонной бабой». Первый раз дух появлялся после посвящения в охотники в первом промысловом сезоне и в последующем снился каждый раз, когда человек долго находился в тайге.

Перед сезоном охотник начинал думать о своей «таежной жене», и стоило ему уйти на место охоты, в первую же ночь она приходила во снах. В течение всего периода «сонная баба» помогала охотнику, показывала лучшие места обитания зверя. Считалось, что промысловые успехи во многом зависят от «таежной жены», так же как и охотничья удача.

Некоторые охотники считали, что «сонные бабы» могут помогать вести быт в тайге и всячески заботиться о мужчине. Интересен тот факт, что в течение всей жизни охотнику во снах являлась одна и та же женщина-дух. Со временем у таёжных супругов появлялись дети, которые росли и взрослели, но принадлежали они миру духов.

Влюбленные духи

Вообще, видеть определённых духов во снах для многих сибирских народов — обычное явление.
И не всегда для этого нужно уходить далеко. Была категория духов, которые жили либо непосредственно в жилище, либо недалеко от него. Заручиться помощью было большой удачей, и если по какой-то причине духи покровительствовали, то люди делали всё, чтобы его задобрить и остаться под защитой.

Духи среднего мира, живущие рядом с человеком, антропоморфны (человекоподобные). Они имеют пол, возраст, вкусовые предпочтения и даже определённый характер. Некоторые духи обидчивы, некоторые вспыльчивы, и, конечно же, духи могут влюбляться.

Иногда духи могут считать определённого человека своим избранником. Если выбор пал на незамужнюю девушку или неженатого юношу, то такие молодые люди, скорее всего, не найдут себе реальную пару и не создадут семью. Но иногда духи избирают уже замужних или женатых. Поскольку духа ни в коем случае нельзя обижать, следовательно, супругам следует оберегать чувства ревнивого «влюбленного». В семейной жизни предписывалось не проявлять бурных чувств, вести себя в доме сдержанно в отношении друг друга, чтобы дух не заметил и не приревновал. Люди настолько боялись потерять духа-помощника, что соблюдение определённых правил поведения не считалось слишком уж большой ценой за покровительство.

Но не всегда духи относились к мужу или жене своего избранника негативно.

Один прославленный нанайский охотник рассказывал, что охотничьей удачей он обязан духу-помощнику, который влюблён в его жену. Поскольку дух любил женщину и, чтобы ей хорошо жилось, стал помогать её мужу. Но такое бывает редко. Чаще всего происходило совсем наоборот.

Невесты "горных духов"

Хакасские женщины с детьми
Хакасские женщины с детьми

В традиционной хакасской мифологии есть категория духов природы, в частности духи гор, которые могут брать в жёны девушек из реального мира. Такие женщины говорят про себя: «Я замужем за горным духом». Духи гор известные меломаны и очень любят пение, именно девушек с красивыми голосами они брали в жёны.

Первая встреча происходила в переходном возрасте. Если девушка заблудилась в горах или попала в пещеру, считалось, что она проникла в мир горных духов. Если её заметят, то судьба будет предрешена. Становилась девушка женой горного духа, конечно же, не в реальной жизни, а в мире снов.

«Сонное» замужество обычно было счастливым. Считалось, что горные духи красивые, заботливые, хозяйственные и очень верные мужья. Если они избрали земную женщину, то будут любить её всю жизнь. В реальной жизни такая женщина будет жить богато, она будет удачлива и почитаема в обществе. Хакасы считали, что горные духи благоволили своей избраннице и её реальным детям.

Но вот супружеская жизнь с реальным мужем была плохой. Ревнивые «горные» мужья всячески мешали мужчине: не давали дичи на охоте в горах, уводили скот, губили любимую лошадь и прочее. Зачастую реальный муж, неспособный ответить обидчику, вымещал злость на жене.

Женщины могли иметь детей от горных духов, правда, принадлежали такие дети миру отца и были невидимы. Общались с «горными» детьми, как и собственно с «горным» супругом, только во сне. Дети от таких браков так же росли и взрослели, только намного медленнее реальных детей. Получалось, что женщина всю жизнь жила на две семьи, одна у неё была в реальном мире, а одна в мире снов.

Феномен сериальных снов

Отличие реальности от сна в разорванности сюжетов последнего. Просыпаясь, мы помним сновидения фрагментарно, а реальность остаётся неизменной и полной. Но если, засыпая, ты возвращаешься к прерванному сну, живёшь в нём с того момента, в котором проснулся, то такие сны в сознании будут равнозначны реальности, так как не будет отличия между сном и жизнью.

Самое необычное — стабильность и сериальность сновидений. Сны не воспринимаются как сказки, они вполне реальны и вписываются в повседневную жизнь. Нанайский охотник знает, что в тайге его ждёт «сонная» жена и рождённые ею дети, хакасская женщина одинаково любит своих реальных и «горных» детей. Эти сны видят на протяжении всей жизни, в них прослеживаются стабильные образы и временные изменения, «сонные» мужья и жёны стареют вместе со сновидцем, дети растут. Это самая большая загадка, потому что у современного человека сны хаотичны и нелогичны.

Скорее всего, данные сновидения имеют не психический, а культурный характер. Истории о взаимодействии с духами слушают с детства, и это служит основой для собственных сновидений. Человек подсознательно готов увидеть определённый сон, а при пробуждении вспоминает и рассказывает сновидение, так как слышал в детстве. Получается замкнутый круг, хотя в этом есть свои плюсы: сохраняется традиция, и следующие поколения видят непрекращающийся сонный сериал.

Еще рассказы традиционных народов о сне:

Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.