«Старая пара» – творение немецкого живописца Отто Дикса, созданное в 1923, изображает, по мнению многих критиков, нечто «угрожающее моральным нормам».
В мрачной заваленной хламом комнатке, служащей пристанищем для любовников не первой свежести, находятся два человеческих тела, лишенные какой бы то ни было привлекательности. Престарелый мужчина с туловищем, ссохшимся от прожитых лет, хищно смотрит на свою подружку, держась рукой за ее обвисшую грудь. Его взгляд показывает, что старческая плоть испытывает волнение и похоть.
Рыжеволосая взлохмаченная женщина младше кавалера, однако, находясь вместе с ним, выглядит устало. На утомленном лице – дряблые складки, живот уродливо выпячен, кожа на руках начинает темнеть. Весь вид женщины демонстрирует ее равнодушие к любовным утехам, ставшим для нее бессмысленной рутинной работой.
Картина написана в пору творческого расцвета художника. В этот период работы мастера наполнены символическим дыханием смерти. В них он изображает отчаявшихся падших людей, очутившихся в водовороте потрясений, утративших опору в жизни и моральные ориентиры.
В настоящее время данное полотно является частью коллекции Национальной галереи в Берлине.
«Ролла» – картина французского жанрового и портретного живописца Анри Жерве, созданная в 1878 и иллюстрирующая завершение одноименного произведения поэта-романтика Альфреда де Мюссе.
В драматической поэме молодой аристократ Жак Ролла, ведущий развратную праздную жизнь, решает совершить самоубийство. Проведя ночь с юной куртизанкой Мари, он принимает яд, сводя счеты со своей никчемной жизнью.
На картине Жерве в комнате возле распахнутого окна на фоне бледного холодного рассвета стоит молодой человек, наблюдающий за спящей обнаженной красавицей. Его последние часы потрачены на любовные утехи, однако по выражению лица видно, что былого удовлетворения он не испытывает.
Тело нагой красавицы, лежащее на белоснежной постели, наполнено негой и сладострастием. Это явно девица легкого поведения, что демонстрирует ее розовая подвязка, бордовый корсет, ворох юбок, лежащих у кровати.
Натурщицей для женского тела стала известная актриса Эллен Андре, а вот лицо девицы древнейшей профессии мастер писал с незнакомой публике модели.
Откровенную работу живописца длительное время выставляли в магазинной витрине французской столицы. Сейчас она сберегается в Музее изящных искусств Бордо.
«Похищение в каменном веке» – художественное произведение французского представителя академизма в живописи Поля Жамена. На полотне, созданном в 1888, изображены доисторические времена с суровыми дикими нравами.
Черноволосый мужчина, отправившийся на поиски женщины, тащит к себе в логово рыжеволосую девушку. Та же вопит и отчаянно извивается, не желая стать пленницей. На пронзительный крик прибежал близкий жертве мужчина, который догнал похитителя и мертвой хваткой схватил того за шею. Девушка тоже не бездействует, пытаясь вырваться. Она дотягивается до глаз вора, стараясь выцарапать их.
Как типичный представитель академического классицизма Жамен в основном занимался исторической живописью. Особенно его привлекала древняя история, сцены из которой он изображал на большинстве своих полотен. Мастер перед написанием картин интересовался периодом изображаемого: коллекционировал и копировал артефакты, исследовал документальные материалы.
Ныне картина находится в Музее изящных искусств, расположенном во французском городе Нанте.
«Сусанна и старцы» – полотно великого фламандца Питера Пауля Рубенса, написанное в 1607 на популярный библейский сюжет с особой эротической интригой.
Знаменитый художник эпохи Возрождения к истории еврейской праведницы из ветхозаветной Книги пророка Даниила обращался как минимум семь раз.
Жену Иоакима, бывшего знатным вельможей, знали и уважали в обществе. Один раз случилось следующее: когда она купалась, на женщину совершили нападение престарелые развратники, которые воспылали к ней страстью. Они угрожали ей, заставляя ответить согласием на их домогательства. Если же красавица ответит отказом, то израильские старейшины посулили, что оклевещут ее. Так и случилось. После получения отказа они опорочили свою жертву, которую приговорили к казни. Но в защиту Сусанны выступил Святой Даниил, уличивший негодяев во лжи. Безвинная страдалица была оправдана.
На картине изображается момент неожиданного выхода сообщников из засады, что привело в испуг и смущение обнаженную женщину. Ужас и отвращение отразились на ее лице. Героиня попыталась скрыть наготу под покрывалом. Греховодники пока что не угрожают Сусанне. Приложив палец к губам, развратники просят ее быть спокойной. Действо происходит на фоне ночного пейзажа, созвучного темным побуждениям персонажей. А вот красивое женское тело символизирует непорочность, которая должна восторжествовать.
Обладателем картины является итальянская Галерея Боргезе в Риме.
«Демон и Тамара» – полотно русского художника Константина Егоровича Маковского, написанное в 1889.
Вдохновение создать картину пришло к мастеру после прочтения лермонтовской поэмы «Демон», повествующей о духе изгнания, который скитался над землей, не находя себе покоя. Когда демон пролетал над горами Кавказа, то увидел юную княжну, собиравшуюся замуж. Так случилось, что ее жених погиб, а дух тьмы, очарованный прелестью земной девушки, попытался заменить возлюбленного. Когда Тамара поняла, кто домогается ее внимания, то находит прибежище в монастырских стенах. Однако это не является преградой для соблазнителя. Когда же девушка поддается на уговоры и разрешает ее поцеловать, то тут же несчастную настигает гибель.
Художник запечатлел миг после того, как роковой поцелуй состоялся. Уже безжизненное тело девушки держит в руках юноша с черными кудрями. У красавицы, облаченной в белые одежды, руки сложены, как для молитвы. Ее помертвевшие уста, словно не успели высказать какую-то просьбу. На полотне героиня изображена с побледневшей кожей и потухшим взглядом, что свидетельствует о том, что она отправилась в мир иной. Крылатый же герой напорист и динамичен. Он достиг того, чего хотел, но покоя не получил. Демон так и остался одиноким отшельником.
Контраст жизни и смерти показан с помощью света. В оконное стекло кельи смотрится поблекшая луна, считающаяся вечной спутницей духа, так и не нашедшего себе пристанища. Золотистые оклады икон озарены отблесками пламени от лампад.
Ныне картину можно увидеть в историко-художественном музее г. Серпухова Московской области.