Найти в Дзене
Frombelleepoch

Архитектор сецессиона. Йозеф Хоффманн в 1-й половине 1900-х гг.

Сам архитектор в 1901 году говорил о своих постройках так: «Я считаю, что дом должен выглядеть так, как будто он был отлит из цельного куска, и что его внешний вид должен также открывать нам его интерьер». Уже в 1902 году формализм привел к его первой абстрактной работе монументального характера: двум барельефам десюдепорта и дизайну павильона для новой XIV выставки «Сецессиона» с его пространственной упорядоченностью и цилиндрическим двором – частью коллективного «гезамткунстверка». При этом Хоффман выработал личную манеру, подчеркивая определенные контуры или пропорции использованием валиков и групп небольших квадратов. В тоже время, в начале 1900-х, он создает, по поручению П. Витгенштейна, строгую протестантскую церковь в Санкт-Эгид-ам-Нойвальде, совмещающую модные тенденции (работа с формами фасада) с местными средневековыми традициями (грубая каменная кладка), и профсоюзную гостиницу в Богемии, где о модном «новом стиле» говорит только форма окон. Около года спустя после выставки

Сам архитектор в 1901 году говорил о своих постройках так: «Я считаю, что дом должен выглядеть так, как будто он был отлит из цельного куска, и что его внешний вид должен также открывать нам его интерьер».

Э. Орлик. Портрет Йозефа Хоффмана. 1903 г. (Источник - mutualart.com)
Э. Орлик. Портрет Йозефа Хоффмана. 1903 г. (Источник - mutualart.com)

Уже в 1902 году формализм привел к его первой абстрактной работе монументального характера: двум барельефам десюдепорта и дизайну павильона для новой XIV выставки «Сецессиона» с его пространственной упорядоченностью и цилиндрическим двором – частью коллективного «гезамткунстверка». При этом Хоффман выработал личную манеру, подчеркивая определенные контуры или пропорции использованием валиков и групп небольших квадратов.

Источник - интернет.
Источник - интернет.

В тоже время, в начале 1900-х, он создает, по поручению П. Витгенштейна, строгую протестантскую церковь в Санкт-Эгид-ам-Нойвальде, совмещающую модные тенденции (работа с формами фасада) с местными средневековыми традициями (грубая каменная кладка), и профсоюзную гостиницу в Богемии, где о модном «новом стиле» говорит только форма окон.

Интерьер храма евангелистов, 1902-1903 гг. (Источник - австрийская пресса).
Интерьер храма евангелистов, 1902-1903 гг. (Источник - австрийская пресса).

Около года спустя после выставки Хоффман и два его друга, художник Коломан Мозер и промышленник Фриц Верндорфер, открыли «Венские мастерские» - своеобразную компанию для авторского декорирования интерьеров, продолжив таким образом развивать идею тотального искусства и британских ремесленнических объединений. Каждый художник не должен был ограничиваться своей сферой, а работать во всех областях. Это позволяло заниматься архитектурой интерьеров «единого стиля» без привлечения сторонних фирм. Хотя в «Мастерских» работали разные авторы именно Хоффман задавал тон работам предприятия, призывая к совершенно новой эстетике современности с плоскими поверхностями и чистыми линиями.

Плакат мастерских, выполненный Й. Хоффманном. 1905 г. (Источник - интернет-аукцион).
Плакат мастерских, выполненный Й. Хоффманном. 1905 г. (Источник - интернет-аукцион).

Как архитектор Хоффман в то время старался создавать передовые примеры строений, следуя новейшему развитию антиэклектического очищения архитектуры, однако для отдельных заказчиков строил частные дома поразительно формально приближенные к местному традиционному окружению.

В том же 1903 году уже сами англоязычные авторы в собственной прессе восхищались его работой на XVIII выставке Сецессиона, описав созданную им комнату павильона с многофигурным фризом, обоями с броским узором и плоскими деревянными панелями как: «свежий взгляд создаёт прямоугольник, устроенный Хоффманом, и очаровывающий своей простотой», а результат совместной работы со скульптором Р. Лукшем, как гармонию.

Дизайн со скульптурами Лукша. Из прессы 1904 г. (Источник - интернет)
Дизайн со скульптурами Лукша. Из прессы 1904 г. (Источник - интернет)

Один из клиентов зодчего, писатель Р. Бер-Гофман, высоко оценивал его способность быть открытым прогрессивным тенденциям и одновременно сосредоточенным на сохранении своего «я» в творчестве. Таким образом в его работах отразились многочисленные преобразования искусства XX века.

Дом писателя. 1905 год. (Источник - wiki)
Дом писателя. 1905 год. (Источник - wiki)

Ни один другой венский архитектор не занимал столь же удачного социального и художественного положения. Он был исполнителем заказов главных лиц столичного общества начала XX века. Его деятельность распространялась на самые разные сферы: от строительства до дизайна интерьеров и предметов ручной работы.

Чайный сервиз 1905 г. (Источник - secessions.com)
Чайный сервиз 1905 г. (Источник - secessions.com)

Хоффман стремился облагородить все сферы жизни, не видя разницу между предметами искусства и быта, что стало причиной его противоборства с А. Лоосом. В кругах высшего класса он считался бесспорным авторитетом, когда дело касалось вопросов эстетики. Пусть и порою его стремление к идеалу и доходило до крайности: например, будучи клиентом одного венского кафе, он попросил переместить пальму, которая, по его мнению, стояла не на своём месте и мозолила глаз.

Брошь по эскизу 1905 года. (Источник - интернет)
Брошь по эскизу 1905 года. (Источник - интернет)

P.S. Оригинальный текст был написан мною в 2021 году.

Начало истории мастера тут: