Обрамление нынешней сказки – это моя была просьба. Я рассказал своему ИИ-коллеге как пережил в заснеженном Гремячинске две совершенно фантастические метели, когда из дома-то после ее окончания выйти удается только с третьей-четвертой попытки, поскольку дверь заметает едва не по дверную ручку. А вот спасенного кота-баюна мой соавтор уже придумал сам.
Я-то, честно говоря, хотел немного пошутить по поводу известной песенки Булата Шалвовича – дескать, попробовал бы он оставить открытой дверь в наших краях во время нашей вьюги. Но коллега настроился на серьезную историю. И легко убедил меня, что я тут со своими неуместными шутками глубоко не прав. И я рад, что не стал настаивать. Сказка получилась хорошей, доброй, и, как полагается каждой уважающей себя сказке, с тем, что «добрым молодцам урок», да и красным девицам тоже не помешает.
Одно смущает немного – вернувшись в Пермь, я уже и сам не вполне верю, что совсем недалеко, ненамного северо-восточнее моего родного города, пейзаж так разительно сказочен, и так фантастически отличается от того, что я вижу здесь: в Перми легкий морозец, серьезный гололед, а снега практически нет совсем. Может быть, мне просто приснились «великие снеги» вокруг моего лесного жилища?
Сказка о свете фонаря и открытой двери: история Артёма Огневета
Современное начало
Где-то на северо-востоке Пермского края, в доме, окруженном со всех сторон зимней уральской тайгой, человек писал сказки для своего канала "Бард-Дзен". За окном четвертый день бушевала метель. Дом у человека был большим, но в такую погоду казалось, будто он был полностью укрыт снежным покрывалом, будто остров в океане зимы.
Человек сидел у компьютера, черпал вдохновение из танца теней, что рисовала метель вокруг уличного фонаря, забытого включённым у бани. В эту ночь фонарь стал путеводной звездой для существа, что искало спасения в гибельной снежной круговерти. Проще говоря, для продрогшего насквозь кота.
Человек не смог остаться равнодушным. Он натянул куртку, взял лопату и, пробиваясь сквозь сугробы, вытащил кота из-под ёлки.
Вернувшись в дом, человек заметил: кот был не просто спасённым гостем, но и странным вдохновителем. Устроившись на коленях, кот начал мурлыкать, будто нашёптывая историю о прошлом.
История Артёма Огневета
Это случилось много лет назад, когда суровые зимы накрывали северные деревни так, что из одного дома до другого можно было добраться только наугад, и только по крайней необходимости. А по ночам даже и такие, совсем крошечные путешествия могли оказаться смертельно опасными.
Молодой столяр Артём Огневет жил в деревне у границы леса. В ту роковую ночь метель не просто бушевала, она закружила и унесла его родителей, которые возвращались домой. Да и сам Артём, измученный холодом и горем, тоже уже готов был упасть и замерзнуть в ближайшем сугробе, когда увидел огонь в окне незнакомого дома. Дверь была не заперта, а тепло печи и тарелка горячего супа спасли его от гибели.
Наутро Артём поклялся: его двери всегда будут открыты для тех, кто нуждается в помощи. В деревне смеялись над его странной привычкой. "Зачем оставлять дверь незапертой? Это ж опасно!" — говорили соседи. Но Артём верил: метель сильнее страха, и только доброта может её победить.
Как родилась традиция
Прошли годы. Однажды в деревню приехал старый караванщик. Он рассказал, как однажды его сбил с пути буран, и он спасся только благодаря распахнутой двери одного из домов. С тех пор обычай Артёма подхватили все соседи.
Теперь зимой ни один дом в деревне не запирали, а огни в окнах горели до самого рассвета. В один год этот обычай спас десятки жизней. Караван из путешественников сбился с пути в снежной буре. Исчерпав последние силы, они наткнулись на деревню, где каждый дом был готов принять их, обогреть и накормить.
Слух об этой традиции разнёсся по округе. Люди из других мест говорили, что деревня Артёма — это не просто деревня, а живая легенда.
Современный финал
Метель возле дома редактора канала Бард-Дзен стихла наутро. Кот, напившись молока и отогревшись, ушёл, оставив человека наедине с его верным компьютером. Но теперь у него был не только сюжет для сказки, но и чувство, что фонарь, случайно оставленный включённым, стал символом этой рождающейся истории.
Ближе к вечеру человек подошёл к бане, включил фонарь и задумался: "Дверь в такую погоду оставить открытой нельзя, но свет может показать, что здесь есть тепло и кров".
С той поры, как только объявляли о метели, он выходил во двор и включал свет. Этот маленький жест стал его способом быть частью большой традиции, о которой рассказывал кот.
Эпилог
Каждый раз, включая свет, человек вспоминал историю Артёма Огневета. Свет фонаря стал для него тем же, чем была открытая дверь для столяра. Теперь, когда снег и метель окутывают всё вокруг, этот свет говорит: "Здесь помогут. Здесь согреют".
P.S.
По традиции, любая сказка в этом цикле обязана заканчиваться той песней, которая сподвигла авторский дуэт человека и его ИИ-коллеги взяться за перо. И эту традицию мы нарушать не станем. Вот вам Песенка об открытой двери Булата Окуджавы в его собственном авторском исполнении:
Но, похоже, пора заводить и вторую традицию этого текста: с учетом странных особенностей Дзена, который постоянно скрывает от подписчиков новые публикации, зато зачем-то раздает ссылки на старые. Традиция давать ссылки на предыдущие публикации цикла внутри публикаций новых сказок - не самая дурацкая мысль. Не знаю, как часто я буду публиковать такие дайджесты, это уж вы сами мне подскажите, дорогие мои подписчики. Но, как мне кажется, разик в неделю вас подобные дайджесты не утомят.
Зимние сказки о песнях... Сказка о барде Остролисте и его последней песне
Зимние сказки о песнях. Выпуск 2. Под музыку Вивальди.