Ощущение дежавю: в Сирии снова идут бои в северо-западных провинциях, прекратившиеся в 2020 году. Кому выгодна реанимация "бармалеев"?
Предыстория
В 2012 году, когда боевые действия в Сирии приобрели масштабный характер, террористическая организация Аль-Каида* создала специальный филиал в Сирии и Ливане, названный Джабхат Ан-Нусра*. Интересно, что террористической ее признали не только Сирия, Ливан, Россия и Иран, но даже США, Великобритания и Франция. Однако после того, как в 2015 году исламистов начали громить российские ВКС, на Западе стали громко кричать, что нусровцы* - это "хорошие террористы", в отличие от плохих игиловцев*, а потому их трогать не надо.
Во время освобождения крупных населенных пунктов Сирии для избежания жертв среди мирного населения радикальным исламистам предлагали выехать в провинцию Идлиб с одним автоматом и двумя рожками. Им предоставлялись транспорт и охрана. Идлибская зона была одной из четырех зон деэскалации, созданных по меморандуму Астанинской группы (Россия, Турция и Иран) 6 мая 2017 года. Она передавалась под контроль Турции.
Неудивительно, что этим предложением воспользовались как раз боевики ДАН*, к тому времени проведшей ребрендинг и назвавшейся Тахрир-аш-Шам*. В первый же год существования "зоны" туда выехало более десяти тысяч опытных боевиков. "Заповедник гоблинов" стал миной замедленного действия.
Боевики под крылом Турции
Со временем три остальные зоны были освобождены от террористов и перешли к мирной жизни. А в Идлибе Турция, граничащая с провинцией, вооружала и подкармливала "бармалеев". Зачем ей это было нужно? Их использовали как расходный материал в турецких прокси-войнах.
Например, в начале 2020 года часть их перебросили в Ливию вместе с турецкими военными для спасения правительства Файеза Сараджа от наступающих войск Халифы Хафтара. А осенью того же года их отправили в Азербайджан для участия во второй Карабахской войне.
В перерывах боевики "тренировались" на сирийской армии, регулярно совершая теракты и провокации. Так что это опытные, обстрелянные и хорошо вооруженные бойцы. А в последнее время они обзавелись и целым "воздушным флотом" беспилотников, полученных как от Турции, так и от других стран НАТО. Обучали их как западные, так и украинские инструкторы.
Война, перемирие и вновь война
В феврале 2020 года боевики ХТШ* затеяли широкомасштабное наступление на сирийские войска. После отражения атаки выяснилось, что в боях погибли 36 турецких военнослужащих, находившихся среди боевиков. В ответ Турция начала наносить удары по позициям и бронетехнике сирийской армии, назвав это операцией "Весенний щит".
Обе страны балансировали на грани полномасштабной войны, избежать которой удалось лишь после срочного визита Эрдогана в Москву 5 марта 2020. После этого боевики из Идлиба подписали соглашение о прекращении огня с правительством Сирии и четыре года серьезно его не нарушали - отдельные теракты, перестрелки и нападения на патрули не в счет.
И вот внезапно они вновь взялись за старое, захватив крупнейший город Сирии Алеппо и десятки населенных пунктов поменьше. А если договоры разрываются, значит это кому-нибудь нужно. Интересно, кому и зачем?
Задачи и заказчики
Заказчики легко вычисляются по задачам широкомасштабной атаки. Попробуем их вычленить.
1. Основная задача - нанести удар по союзному России государству с целью отвлечения ее внимания и сил от украинского ТВД и, особенно, от зачистки Курской области. Ведь Зеленскому надо еще полтора месяца простоять до инаугурации Трампа. А Россия не может оставить Сирию без поддержки. Она уже начала тормозить "бармалеев" ФАБами, очень нужными в другом месте. Вероятно, придется перебросить еще и военную технику для сирийской армии.
2. Втянуть Иран в боевые действия, все больше подталкивая его к большой региональной войне на Ближнем Востоке. Настораживает тот факт, что боевики активизировались ровно в тот день, когда Израиль остановил операцию в Ливане, не добившись там результатов. При атаке боевиков уже погибло несколько иранских военнослужащих. И теперь КСИР откладывает помощь ливанской Хезболле и восстановление её потенциала.
3. Подготовить радикальных исламистов из Центральной Азии для дальнейшей дестабилизации ситуации уже в их родных краях. Так, сейчас в рядах ХТШ* в окрестностях Алеппо активно действуют боевики из Исламского движения Туркестана* (До 2003 года - Исламское движение Узбекистана*). Именно с ними наблюдатели связывают готовящуюся в Сирии провокацию с химическим оружием.
4. Поставить Алеппо - крупнейший экономический центр Сирии, - под контроль Турции (концепция неоосманизма - усиление влияния на бывших территориях Османской империи). А это даст возможность решить проблему курдов, расположенных между турецкой границей и Алеппо. Кстати, курдские формирования, находящиеся под контролем США, незаконно присутствующих в Сирии, тоже синхронно перешли в атаку на правительственные войска.
Таким образом, бенефициары нынешнего обострения в Сирии понятны - "коллективный запад", прежде всего США и Великобритания, Израиль и Турция. Именно в таком порядке, и с участием спецслужб всех четырех перечисленных субъектов.
А то что коллективный Запад прикрывает террористов в Сирии, говорят многочисленные факты своеобразного освещения вопроса - от отказа Официального представителя Управления верховного комиссара ООН по правам человека признать террористический характер Тахрир-аш-Шам* до описания боевиков в Википедии как героических повстанцев, проводящих освободительную операцию.
Уши заказчиков торчат отовсюду настолько явно, что возникает ощущение: у них уже нет необходимости маскироваться - времени мало, а ставки высоки. И противникам террористов действовать надо слаженно и быстро. Потому иранский президент Масуд Пезешкиан созвонился вчера с российским коллегой, чтобы обсудить, как совместными усилиями "бармалеев" загнать обратно в Идлиб.
А в разговоре с Р.Т. Эрдоганом В.В. Путин сегодня "акцентировал необходимость скорейшего прекращения террористической агрессии против сирийского государства со стороны радикальных группировок и оказания всемерной поддержки усилиям законных властей по восстановлению стабильности и конституционного порядка на всей территории страны, в частности с использованием имеющихся у Анкары возможностей в регионе". То есть мы знаем о влиянии Турции на боевиков, и просим пока по хорошему.
Таким образом, Россия задействовала и военные, и дипломатические инструменты, стараясь купировать террористическую угрозу и предотвратить большую войну. Но что-то подсказывает, что подобные вторые, третьи и далее по списку фронты на дальних и ближних рубежах бывшие "западные партнеры" нам будут устраивать регулярно. Потому лучше просчитывать заранее и действовать на опережение - добрым словом и пистолетом.
*Организация, запрещенная на территории Российской Федерации
Спасибо за лайки и подписки!