Найти в Дзене
Скользкий Лёд

С какой скоростью катаются хоккеисты? Включаем спидометр на льду

Звучит смешно, но долгое время единственным достоверным способом определения самого быстрого хоккеиста был конкурс Матча звёзд. Туда изначально попадали заметные хоккеисты, которые в непринуждённой манере, свойственной выставочной игре, бегали вокруг площадки под секундомер. Справедливо ли это? Пожалуй, так можно определить самого быстрого игрока лишь на Матче звёзд, да и то не всегда. Общепризнанный хоккейный «Шумахер» этого поколения Коннор Макдэвид, например, в последний раз отказался бежать круг на скорость. По словам нападающего, ему надоело, что его считают просто быстрым игроком, и хотелось показать себя в других номинациях. Да и зачем ему снова и снова что-то доказывать? Это и так очевидно. Скорость игрока можно определить на глаз и через какие-то геометрические исчисления – размеры ледовой площадки фиксированные, секундомер всегда на экране. Так и делали, когда называли самым быстрым игроком мира Павла Буре (что не вызывает сомнений) или Пола Коффи, или Сергея Фёдорова. Но на

Звучит смешно, но долгое время единственным достоверным способом определения самого быстрого хоккеиста был конкурс Матча звёзд. Туда изначально попадали заметные хоккеисты, которые в непринуждённой манере, свойственной выставочной игре, бегали вокруг площадки под секундомер. Справедливо ли это? Пожалуй, так можно определить самого быстрого игрока лишь на Матче звёзд, да и то не всегда.

Коннор Макдэвид
Коннор Макдэвид

Общепризнанный хоккейный «Шумахер» этого поколения Коннор Макдэвид, например, в последний раз отказался бежать круг на скорость. По словам нападающего, ему надоело, что его считают просто быстрым игроком, и хотелось показать себя в других номинациях. Да и зачем ему снова и снова что-то доказывать? Это и так очевидно.

Скорость игрока можно определить на глаз и через какие-то геометрические исчисления – размеры ледовой площадки фиксированные, секундомер всегда на экране. Так и делали, когда называли самым быстрым игроком мира Павла Буре (что не вызывает сомнений) или Пола Коффи, или Сергея Фёдорова. Но насколько данные расчёты точны?

Хорошо, что теперь нам не нужно об этом даже задумываться – уже третий сезон что в НХЛ, что в КХЛ работает система «умных шайб», про которую мы рассказывали здесь.

Чип «умной шайбы» работает в комплекте с чипом, который вставляют в игровой свитер хоккеистов. В сочетании с искусственным интеллектом они выдают тренерам и зрителям огромное количество полезной информации – от скорости игроков до точности передач. Система автоматически считает время хоккеистов на льду, их броски и результативные действия. Страшно представить, что аж до 2020 года всё это считалось вручную, и целая бригада статистиков следила за быстрыми сменами двух команд.

Давайте же погрузимся в мир «умных шайб», чтобы ответить на вопрос из заголовка.

Радары на льду

Хоккей – не конькобежный спорт, где нужно просто пробежать по прямой быстрее всех. В игре важнее умение быстро набирать и сбрасывать скорость, резко уходить от партнёров и менять направление движения. Но способность убежать от опеки защитника или вовремя вернуться в оборону тоже ценится высоко.

Официально самый быстрый игрок в мире – нападающий «Эдмонтон Ойлерз» Коннор Макдэвид. В игре против «Калгари» канадец подобрал шайбу у своих ворот, пробежал вдоль борта всю площадку, разогнавшись к концу пути до 40 км/ч, умудрившись ещё и забросить шайбу.

Его стандартная максимальная скорость в игре – 39 км/ч, и такие рывки он делает буквально в каждом матче, используя своё идеальное катание.

Рекорд Макдэвида
Рекорд Макдэвида

Интересно, что в КХЛ тоже регулярно появляются игроки, развивающие такую же скорость – до 39,7 км/ч, но разница в том, что хоккеисты нашей лиги показывают это эпизодически. И не факт, что на большой дистанции – возможно, датчики так помечают короткие рывки на максимальной скорости.

Но в целом, судя по регулярным данным КХЛ, 38-39 км/ч – это достижимый показатель для многих игроков с резким катанием. Регулярно в топ КХЛ по скорости входят Дмитрий Бучельников из «Витязя», Максим Мамин из ЦСКА, Кэмерон Ли из «Амура» и Глеб Кузьмин из «Салавата Юлаева». Средняя скорость держится на уровне 13 км/ч, средняя максимальная – 33 км/ч.

Второй скоростной параметр хоккейных матчей выдают шайбы, и здесь показателям Матчей звёзд доверия больше – в спокойной обстановке игроку проще сконцентрироваться именно на силе броска, не думая о точности и соперниках. В НХЛ мастера щелчков Ши Уэбер и Здено Хара «пуляли» шайбу со скоростью от 170 до 173 км/ч, причём делали это регулярно, точно и даже в боевых условиях.

-3

В России с ними соперничал Денис Куляш из «Авангарда», добивавший до 177 км/ч, но в 2012-м году на Матче звёзд КХЛ в Риге защитник «Трактора» Александр Рязанцев установил абсолютный рекорд – 183 км/ч. Среагировать на такую «пулю» физически нереально, вратарей спасает только то, что обычно сильно бросающие хоккеисты не очень-то точны. Кстати, временем реакции лучших вратарей мира называют буквально десятую долю секунды. У обычного человека оно примерно в два раза дольше.

Шагомеры и ожидания

А что ещё показывают спидометры и сенсоры над хоккейной площадкой? В первую очередь – пройденную дистанцию: у защитников она часто значительнее за счёт большего игрового времени, но в среднем полевой хоккеист пробегает за 60 минут от 4 до 8 км. Не особо и меньше, чем у футболистов, зато с куда большей интенсивностью. Плюс в хоккее есть разделение на движение с шайбой и без, что даёт понять, насколько сильно игрок влияет на развитие событий.

Следующий показатель – точность передач, и лучшие мастера КХЛ (Никита Гусев, Максим Шабанов, Джордан Уил) показывают гроссмейстерский результат под 90% – только каждый десятый их пас бывает неточным. Показатели ниже 80% не позволят игроку пробиться даже в топ-20 по лиге.

Относительно новый показатель с экзотичным названием «Трафик» позволяет увидеть, кто чаще других встаёт на чужой пятак, чтобы закрыть обзор вратарю. Кому-то может показаться, что это простое занятие – стоять столбом у ворот, но туда готовы ехать только самые отважные хоккеисты, способные твёрдо стоять на ногах и быстро подстраиваться под летящие шайбы. Как любят говорить хоккеисты, на пятаке есть всё – и боль, и синяки, и слава, и деньги.

Самый субъективный и не до конца оцифрованный показатель умных шайб – голевой момент или ожидаемый гол, пришёл в хоккей из футбола с термином xG (expected goal). При оценке созданного момента учитывается в первую очередь зона броска: если это максимально близкая к воротам дистанция в виде трапеции у пятака, и перед шайбой нет защитника, то попытка зачтётся. Отсюда вытекает и важный статистический показатель вратарей – сейвы выше ожидаемого. Одно дело пропустить в матче три шайбы, ни одна из которых не была следствием голевого момента (наброс издалека, слабый бросок, отскок от конька защитника), а другое дело – отразить максимально опасную атаку, когда шайбе уже некуда было деваться.

Аналитическая система матчей КХЛ
Аналитическая система матчей КХЛ

Стоит сказать, что все эти «новые показатели» добавились к «традиционным»: количеству и точности бросков, проценту выигранных вбрасываний, блокированным броскам, силовым приёмам и отборам шайбы. Эти цифры крайне полезны в первую очередь для менеджеров при подборе игроков, а вот тренеры в хоккее пока не дошли до той степени погружения в цифры, чтобы исходя из них формировать составы и тактику.

Отчасти из-за своей консервативности, а в большей степени из-за зависимости от случайностей, хоккей пока не поддаётся управлению в стиле фильма Moneyball (2011). Цифры, графики и статистика сегодня – в первую очередь интересности для телевидения. А исходы матчей всё ещё решают живые люди, часто ломая математические прогнозы и опровергая выводы аналитиков. За что мы и любим хоккей!