В сентябре 1612 года Ходкевич встретился с Сигизмундом в Орше. Рассказал о своих злоключениях у стен Москвы. Предложил действовать через Владислава, так как считал, что силой Москву не взять. Дело в том, что на земском Соборе летом 1610 года «Семибоярщина» избрала Владислава Сигизмундовича царём. Русское правительство вовсю чеканило монеты с изображением Владислава. Боярская дума и московское войско принесли присягу на верность и отправили ему царские регалии, все кроме короны.
На коронацию Владислав не прибыл. Через полгода в декабре 1610 года патриарх Гермоген освободил войско от клятвы, а Владислава проклял. Эти действия боярская дума не поддержала. Тем не менее, правительство Владислава находилось в Кремле до 26 октября 1612 года. После неудачной попытки Ходкевича доставить в Москву продовольствие Сигизмунд получал множество посланий из Кремля, с просьбами о помощи и о том, что гарнизон испытывает жесточайший голод. Получив известия от неких сторонников Владислава, что шансы венчать его на царство еще остались. Сигизмунд принял решение идти к Москве. Поход начался 20 сентября 1612 года. Войско Сигизмунда состояло из гусар, во главе которых стояли Адам Жолкевский, князь Самуил Корецкий и пан Лозка. И отряда Лифляндских наемников.
Сигизмунд с Владиславом прошли Вязьму в первых числах ноября. Двинулись на Волоколамск, или Волок Ламский, как он тогда назывался. Поход осложнялся отсутствием еды для войска и фуража для лошадей. Все селения были разорены по несколько раз. Выбор маршрута объяснялся тем, что Смоленская дорога через Можайск было разорена еще больше. Второй сложностью был холод. Так или иначе, войско встало лагерем у Волоколамска, и осадило город. Воевода собирался сдать город, Но атаманы Нелюб Марков и Иван Епанчин возглавили оборону.
Третьей проблемой стали известия о том что ополчение взяло Китай-город 22 сентября, а потом и Кремль 25 октября. У Сигизмунда видимо возникли сомнения в успешности своего предприятия. Гонцы посланные в москву, не возвращались. Моральное состояние войска непрерывно падало. Было принято решение, отправить в Москву послов: окольничего князя Данилу Мезецкого и Дьяка Ивана Грамотина для заключения соглашения о царствовании Владислава. Послам выделили охрану – отряд не менее чем из 1000 всадников под командованием Адама Жолкевского.
Волоколамцы выдержали три приступа, оказав упорное сопротивление. Понесенные потери заставили Сигизмунда снять осаду и перенести ставку в село Федоровское.
Посольство 29 ноября прибыло в Рузу. Двинулось в село Вешенки, где их и нагнал отряд Жолкевского. Прошли Лучистое и Тушино, где захватили трёх человек и послали их с письмами в Москву.
Так никого из вооруженных людей не встретив, 8 декабря подошли к Никитским воротам. Посланный вперед трубач дудел, что было мочи, но никто не обращал на него внимания. И только когда к трубачу подъехали гусары. Начал скапливаться народ. Из ворот выехали защитники города. Начались переговоры. Выяснилось, что все кого поляки посылали вперед, были арестованы. Но москвичи обещали их отпустить. На предложение послов обменяться заложниками последовал категорический отказ. На предложение обсудить шансы Владислава на царский трон русские отвечали, что не время сейчас вести переговоры, когда у нас в руках и столица, и ваши пленные. Ни о каких делах говорить не хотим, а только об обмене пленными. А о государе будем совещаться позже.
(Здесь имелся ввиду обмен поляков захваченных в Кремле на русских взятых в плен во время осады Смоленска).
Что было дальше версии расходятся. Польские источники говорят, что русские начали «с польскими людьми чинить задор и бой». А русские летописи говорят о том, что среди русских была растерянность и они не знали, что делать ввиду военной угрозы со стороны отряда Жолкевского. Так или иначе, завязался бой, Бой начался с выстрела в сторону поляков. Вероятно, защитники Никитских ворот хотели захватить, как можно больше пленных для обмена, на захваченных в плен в Смоленске. Польские гусары приняли бой, и началась сеча. Раненые и пленные были с обеих сторон. Поляки отступили. Один из боярских сынов Иван Философов был ранен в трех местах и, не имея возможности сопротивляться, был увезен поляками в качестве языка.
Трубецкой и Пожарский по горячим следам писали в Осташков: «Когда были посланы Мезецкий и Грамотин с отрядом Жолкевского, мы убедившись, что нас обманывают, разбили их». Поляки вспоминали: «люди Пожарского ругали королевича, не желая его иметь государем за его лживые сказки». На допросе перед Сигизмундом Иван Философов рассказал, что Москва людна и хлебна, все готовы умереть за православную веру, а Владислава видеть царем не желают. Мезецкий и Грамотин докладывали Сигизмунду, что на Москве осталось дворян и детей боярских 2000, остальные разъехались по поместьям. Казаков 2500 и стрельцов 1000. Сигизмунд принял решение уйти, потеряв на обратном пути много людей замерзшими. В 1613 году Философов вернулся из плена и продолжил службу.
Напоминаю, что все даты приводятся по старому стилю.
А. Блоггер
# Владислав Сигизмундович
# Иван Философов
# Бой у Никитских ворот
# Осада Волоколамска