В предыдущих статьях я уже упоминал о тех головках, которые пробовал (часть куплены, часть брал послушать) оценить на свой слух. С тех пор я оценивал ещё несколько головок, и, вот, сейчас у меня появилось желание обо всём этом написать.
Отдельно отмечу, что данное мнение (как и всё на этом канале) абсолютно субъективное, и не претендует на истину в любой инстанции. Потому что оценить звук я могу только своим слухом, а у разных людей он очень отличается, и дело не в остроте (ладно, не только в остроте), а в многочисленных нюансах восприятия. Поэтому делаем на это скидку. Ну, а в остальном постараюсь быть объективным :)
Самые первые мои головки, а именно ГЗМ -155/II
лицензионная (ну, вроде как) копия датской Ortofon VMS20E
и Ortofon 2M-Red
я не успел послушать на нормальной, хорошо звучащей системе, но позже брал послушать ГЗМ -055 (отличается только эллиптической заточкой и более ровными характеристиками (по ним и отбирали, что маркировать 055, а что 155, 155/II - сферическая заточка), звук или одинаковый, или близкий. Результат меня не впечатлил, Sony XL-35 с родной эллипсной вставкой звучала существенно интереснее. Это с условием, что там был подзадубевший, и не до конца размятый подвес, влияющий на звук не в лучшую сторону. Впрочем, 055-я тоже не новодел ни разу. А 2M-Red, в общем и целом, и по отзывам не сильно продвинутая по звуку головка, и смысла её искать на прослушивание я не увидел.
Дальше была весьма впечатлившая меня тогда Sony XL-15.
Вот, реально интересная, яркая по звуку, головка, на которую я на сайте Jico обнаружил… вставку с заточкой SAS! А они на не интересные головки такие вставки не производили… Обычно - как штатная, максимум шибата. К слову, если кому-то не хочется лезть в эмпиреи звука, а к винилу душа тянется, однозначно советую эту головку, благо она реально недорогая (в т.ч. из-за простой сферической заточки) и их много. Звучит празднично и «прорывается» даже через глуховатую систему (а начальный уровень весь такой). Есть ещё вариант XL-25
та полностью такая же по тушке (как минимум, я это предполагаю), а вставка с эллиптической заточкой. Но их меньше, и стоят дороже.
Исходя из понравившейся 15-й, далее решил купить… правильно, тоже Сони, но уже XL-35.
К тому времени у меня образовался проигрыватель с вполне приличными характеристиками (а, главное - с хорошими проводами в тонарме, на предыдущих были хуже, и это было слышно на той же головке), поэтому головка зазвучала… скажем так - интересно! Ещё не прорыв, но винил стал по звуку сравним с CD (это отмечали и те, кто тогда слушал мою систему). А это весьма много, однако. Практически сразу я купил запасную вставку от Jico, копию родной, тоже с эллипсом, но не цельным алмазом, а вклеенным кончиком в основу, т.е. составная, и звучала она нисколько не хуже. Но это прозапас, потому что тогда считал, что вроде уже и всё хорошо. Но потом удалось заказать вставку от Jico с заточкой SAS (а именно SAS/B с кантилевером из бора, так-то ещё есть SAS с кантилевером из сапфира и рубина, только прямо сильно дороже и так недешёвой вставки c бором, и по отзывам, излишне ярко звучащие), и… вот это уже был прорыв! И так очень драйвовая и музыкальная головка раскрылась на полную, и стала звучать просто потрясающе! И именно с ней система стала на хорошо записанном виниле звучать лучше CD (что подтвердили и другие прослушивающие). Недостаток, кроме цены, был один - ну очень привередливая к состоянию винила заточка, вытаскивает всё как по звуку, так и по дефектам. Поэтому я позже приобрёл ультразвуковую мойку, которая весьма помогла избавиться от прослушивания хотя бы грязи в канавках. А эллипсную вставку от Jico (а в дальнейшем и родную, т.к. понял, что не буду слушать) я продал.
Вроде, вот оно счастье? Но шило в жо заднице не даёт покоя, и была куплена давно интересовавшая меня головка, а именно XL-45.
На момент выпуска это была топовая MM головка, и её справедливо сравнивали (причём она нисколько не проигрывала) и с всемирно признанными Shure V15 Type III и Type VI, и с Empire 4000-й серии, и много с чем ещё того же уровня. Минус этой головки только в том, что их реально мало (как, впрочем и XL-35), поэтому они не на слуху. Головка была с родной вставкой и в идеале, звучала очень красиво, но чего-то не хватало… После довольно долгого сравнения я вывел для себя разницу: 45-я очень академичная, максимально проявляющая себя на классике, инструменталке, джазе, вокале. А в роке и бесовской :) попсе как-то так. Не менее академично, т.е. без драйва. А вот 35-я, похоже, и была сделана под драйвовую музыку, и отыгрывает её великолепно! При этом вставка SAS резко подбросила её до уровня 45-й и на других жанрах, в общем, получилась универсальная (что редко бывает) головка.
К слову, я слышал мнение, почему в 70-е в Японии топ аппаратуры (и головки, и усилители (но в меньшей степени), и колонки) делали именно под определённую музыку, а именно классика, джаз, вокал. Предположительно потому, что позволить себе купить весьма недешёвый топ могли люди уже в возрасте, которые обычно как раз и слушали именно такую музыку. А для молодёжи делали аппаратуру подешевле и несколько ниже уровнем, как раз более рассчитанную именно на популярный у молодых рок, диско и прочие новомодные стили. Так это или нет, неизвестно, но мнение имеет право на жизнь.
Решил я попробовать SAS и на 45-ю (по отзывам, начинает играть просто божественно), но… не смог заказать. Из Японии к тому времени заказ стал невозможен (по известным причинам), а там, где я брал вставку для 35-й, таких же для 45-й не было. Можно подумать, есть же SAS от 35-й, вставки технически полностью взаимозаменяемые, но оказалось, что только по габаритам. Тушки у 35 и 45 разные (в смысле, разные катушки внутри) и вставка от 35-й вообще не звучит (просто что-то воспроизводит, но это нельзя назвать нормальным звуком) в 45-й! Наоборот та же история, предполагаю, что разные магниты. Поэтому заказал вставку от Tonar (европейский перепаковщик, указана страна производства Япония, а, значит, с большой вероятностью, Jico, т.к. у них есть подобная вставка) с заточкой шибата, решил проверить, как звучит она. И, да, звучит она не хуже родной, но отличия лишь в нюансах, к которым надо прислушиваться. Немного больше низов, чуть другая подача верхов. И всё. В общем, 35-я с SAS опять победила (но, в очередной раз повторю, что именно на мой конкретный индивидуальный слух). 45-ю с шибатой и, отдельно, родную вставку я тоже продал. Причём головку купил мой товарищ из Иркутска, с которым я поддерживаю связь. Он в дальнейшем ушёл в MC, но успел сравнить 45-ю и с 540-й Аудиотехникой, и с Shure V15 Type III, причём с вставкой SAS, и с другими вполне достойными MM головками. И везде он удивлялся, что 45-я звучит нисколько не хуже, типа как же так, это же топовые головки! На что я ему объяснил, что 45-я нисколько не меньший топ, просто мало распространённая и малоизвестная. MC - это уже другая степь, и я с ними до недавнего времени не был знаком по очень простой причине - дорогие, заразы! Даже вполне средние, но уже приличные AT-33 от Аудиотехники и раньше начинались с 50-ти, а сейчас начали шкалить за 100 тысяч… Про более достойные головки просто молчу. Но товарищ имеет доходы побольше моих, поэтому начал смотреть и в ту сторону. Первой он купил Audio-Technica AT33PTG/II, не новую, а б/у в хорошем состоянии, но с переклеенным вместо изношенного алмазом с заточкой шибата. Клеил весьма хороший мастер, и звучит это всё очень достойно. По сути, получилась AT33Sa, потому что, предполагаю, что по традиции Аудиотехники, внутренности у всей серии 33 одинаковые, а отличаются только заточки игл. А заточка весьма влияет на характеристики, чем она лучше, тем и частоты шире, и разделение по каналам больше. Впрочем, у PTG/II и Sa этот параметр одинаковый, но и родные их заточки обе относятся к острым.
В общем, товарищ перешёл на более дорогие головки, а эту предложил мне на послушать, и, если зайдёт, купить, причём, за довольно вменяемую (но не мизерную, конечно) цену. Состояние отличное, пробег далёк даже от половины заявленного, почему бы и не попробовать? Пришла мне головка, но тут я обнаружил, что туда нужны прямо совсем длинные болтики, которых у меня не было, пришлось заказывать. Обошлось дорого (на Али сильно дешевле, но долго), относительно быстро пришли. Установил, настроил, и стал слушать. Сначала долго «ловил» установку антискейтинга (по аудиофильски, на слух), добиваясь, чтобы голос (где он должен быть посередине на записи) занял своё место. И обнаружил, что при давлении 2 грамма, антискейтинг выставился на те же 2 по шкале! А, вот, при прижиме меньше 1,5 грамм его приходится выставлять меньше, в моём случае, при 1,3 г. прижима на 0,8. Такая вот частность конкретного проигрывателя.
Дальше я долго слушал знакомые записи, и понимал, что звук вообще другой! Но так и не мог понять, нравится ли мне это, или нет :) Верхи ярче (а на и так яркой системе это уже не очень комфортно), низы более быстрые, но без самой своей низкой составляющей. Средние хороши, но… Слушал, слушал, а потом вернул обратно старую добрую 35-ю с заточкой SAS, и понял, что эта подача звука меня всё-таки устраивает больше. Да, MC головка крута, интересна… но не ложится на мой слух (с условием, что очень многим она покажется вершиной звука, особенно после более простых ММ головок, та же 740-я Аудиотехника, по отзывам, уже сравнима, и отличается уже нюансами, а не в принципе). Кстати, с 45-й было похоже, несмотря на то, что звучала она великолепно, не удивлюсь, если это частности заточки шибата.
В общем, очередного прорыва не произошло, в стан почитателей MC я не перешёл. И дело не в том, что 33-я Аудиотехника плоха, просто уж больно хороша заточка SAS! С родной вставкой XL-35 слила бы сравнение однозначно, там хороши были только низы. Например, разделение каналов у 35-й и с родной вставкой было 28 дБ, а SAS, похоже, прилично улучшила этот параметр, уже за 30 дБ, указанных для данной MC головки (и на слух это тоже заметно). В общем, Аудиотехнику будут слушать другие люди с нашего города, и, если впечатлятся (а есть чему), то, может, и купят. Иначе просто вышлю обратно владельцу и он продаст сам.
К сожалению, я так и не смог внятно послушать Empire 4000, но короткое знакомство с этой головкой в варианте 4000/I показало, что она звучит… с той же подачей, что и 35-я! Поэтому, особенно с учётом, что 4000-е по слухам (потому что сам не тестировал) плохо раскрывается на тяжёлых тонармах (у меня он средне-тяжёлый), решил с этим делом не связываться, т.к., например, корветовская головка, тоже для лёгких тонармов, у меня звучала более зажато, чем у товарища на проигрывателе со сверхлёгким тонармом.
В общем, пока ничего у меня не переиграло имеющуюся головку, поэтому прозапас заказал себе ещё одну вставку SAS/B для неё, ибо ресурс конечен, а слушать, надеюсь, буду дольше. Однако, при возможности послушать что-то ещё, конечно, эту возможность не упущу, интересно же!
Так что всем желаю возможностей, хороших головок и правильного звука!
Продолжение здесь.