В четвёртый день пребывания в Москве у нас состоялось знакомство с творчеством художников-авангардистов, официальным советским искусством.
Мы посетили один из филиалов Третьяковской галереи — Новую Третьяковку, где хранятся работы художников ХХ века. Это легендарный «Черный квадрат» Казимира Малевича, картины Марка Шагала , Василия Кандинского, Аристарха Лентулова и других известных художников.
Здание Новой Третьяковки располагается на Крымском Валу. С
Его строительство началось в 1965 году и продолжалось 20 лет. Первые временные экспозиции открылись в Новой Третьяковке в 1986 году. А в 1996 году в Новую Третьяковку перенесли всю коллекцию произведений ХХ века .
Находится Новая Третьяковка недалеко от метро Октябрьская, в окружении парка скульптур Музеон, на прекрасно отремонтированной набережной и красивыми видами на Москву реку.
Три этажа здания занимают залы для временных выставок, лекций и конференций. На первом этаже также расположена творческая мастерская, сувенирный магазин, кафе, бюро экскурсий. Постоянная же экспозиция расположена на четвертом этаже музея и занимает 37 залов. В первом и втором из них представлены картины из коллекции музея, но выставки здесь регулярно меняют: обновляют к знаменательным событиям и датам.
Залы с 3-го по 14-й посвящены работам русских художников-авангардистов. Здесь можно увидеть картины Марка Шагала, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой и других знаменитых мастеров того времени.
Картина Гончаровой «Павлин под ярким солнцем» находится в Третьяковской галерее с 1929 года. Несмотря на то, что уже тогда начала меняться политика государства по отношению искусству и произведения художников-«формалистов», а тем более, эмигрантов становились нежелательными, Третьяковская галерея добилась передачи в свое собрание ряда работ Наталии Гончаровой.
«Павлин под ярким солнцем» входит в серию "Художественные возможности по поводу павлина", созданную художницей в конце 1900 – начале 1910-х годов. В этой серии картин она обращалась к разным стилям – от ассиро-вавилонского до футуристического. Впервые «Павлины» были показаны на выставке «Ослиный хвост», проходившей в 1912 году в помещении московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Кроме названного произведения, в серию входили: «Павлин (китайский стиль)», «Павлин под ветром (стиль футуристов)», «Белый павлин (стиль кубистов)», «Весенний павлин (стиль русской вышивки)». Гончарова никогда не боялась, что ее обвинят в подражании кому-либо, и пользовалась приемами разных стилей, от примитивизма до футуризма. Она считала, что в творчестве можно использовать все стили, находя в любом образце возможность для современного истолкования.
Под яркими солнечными лучами сияет первозданной красотой красок диковинная жар-птица, возвращая человеческому глазу дикарскую остроту зрения и, вместе с нею, неисчерпаемый источник забытых наслаждений.
А "Павлин в стиле русской вышивки" выполнен совсем иначе.
Те, кто знаком с приёмами вышивки, смогут разложить этого павлина на составляющие, определить в какой технике вышиты детали. Ножки и лапки решены стебельчатым швом. Хвост, который напоминает тонкие веточки с листиками — это тамбурный шов. Такой шов строится на петельках. Белила на переднем плане решены гладью. А теперь посмотрите на фигуру птицы. Что павлин делает? Висит, стоит, идет? Приглядитесь, павлин изображён на фоне дерева. От ромашки внизу начинается ствол. Дальше расползаются в стороны ветки. То есть этот павлин запечатлен так, как если бы он летел. Вернее, если бы он мог летать, ведь павлины не летают. Мир приветствует его, осыпая цветами. Цветы на холсте выражают овацию. Павлин же весь из себя спокойный и гордый движется дальше.
К плеяде молодых живописцев принадлежал Илья Машков .
Натюрморт был его любимым жанром, а работы Ильи Машкова признаны наивысшим достижением, вершиной живописности искусства нового времени. Знаменитый художественный критик Я. Тугендхольд писал: «О работах Машкова хочется сказать – не лучшие, но сильнейшие».
Даже сейчас, когда в собрании галереи насчитывается свыше четырех десятков живописных произведений Машкова, можно утверждать, что «Тыква» – один из лучших его натюрмортов.
Ну и, конечно, здесь одна из самых известных картин в мире " Черный квадрат" Казимира Малевича
Художник впервые представил ее в декабре 1915 года на выставке «0,10». Всего в нее вошло 39 абстрактных композиций, которые состояли из геометрических фигур — квадратов, кругов, трапеций, прямоугольников. «Черный квадрат» при этом располагался в красном углу, подобно православной иконе. Сам Малевич так писал об этой работе: «Повышенная плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильного ощущения пространства, меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творческие пункты вселенной кругом себя».
А на этом изображении представлена картина Юрия Пименова «Новая Москва» 1937 года с изображением городской улицы и людей.
На первом плане картины сидящая спиной к зрителю женщина за рулём легкового автомобиля. Молодая женщина, управляющая легковым автомобилем, для середины 1930-х годов — символ новой Москвы и новой жизни. Зритель словно сидит за её спиной и наблюдает за утренней обновлённой Москвой из открытого автомобиля.
Городской пейзаж воспринимается сквозь призму лирического чувства: омытая летним дождём, утопающая в жемчужном сиянии, праздничная, идеальная Москва — пространство надежды и веры в будущее.
В поэтической форме она выражает гордость художника своей страной. Она находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и демонстрируется в её постоянной экспозиции.
В Третьяковской галерее проходит и выставка, посвященная скульптору Веры Мухиной.
В залах созданы все удобства для посетителей: грамотная навигация, дружелюбный персонал и доступные аудиогиды . Все это делает экскурсию еще более запоминающейся.