Посетить выставку заслуженного художника России Александра Сорочкина можно в Липецком художественном музее имени Сорокина – Доме Мастера до 20 декабря. Выставка приурочена к 85-летнему юбилею художника.
ВСЕЛЕННАЯ СОРОЧКИНА
Увидеть зрители могут семнадцать картин, выполненных мастером с 1970 по 2000-х годы. Это натюрморты, портреты, пейзажи, созданные им в технике масляной живописи. У Сорочкина свой стиль, хотя он и в чём-то перекликается со стилем его учителя - народного художника России Виктора Сорокина. Картины интересны, необычны, свободны, индивидуальны, разнообразны, правдивы и актуальны. Также на выставке можно увидеть фотографии Александра Михайловича, где он запечатлён со своим учителем, коллегами по цеху, друзьями, но и в другие моменты жизни.
- Он прожил семьдесят пять лет, - говорит старший научный сотрудник Художественного музея – выставочного зала Ирина Виленовна Дворянчикова, - родился в 1939 году, а ушёл в 2014, то есть десять лет назад. Родился он в Брянске, учился в Елецком художественном училище, потом в Краснодарском художественном училище. В 1965 году переехал в Липецк. Членом Союза художников России стал в 1971 году. Он был одним из ведущих художников Липецкого края, но знают его и во многих других регионах страны. Он стоял у истоков создания Липецкого отделения Союза художников, наравне с таким мастерами, как Виктор Сорокин, Евгений Сальников, Виктор Королёв, Юрий Гришко и другими мастерами.
Ирина Виленовна отмечает, что на выставке представлены те произведения, которые сам художник очень ценил. Например, работа «Мой современник» — это своеобразный кодекс его отношения к месту художника в мироздании. Произведениям Сорочкина присущи изысканность форм, линий и колорита. В его работах проступает сдержанность «сурового стиля», тревожность и драматизм. Примером может служить картина «Читающий», где изображён его друг и единомышленник – художник Вилен Дворянчиков. Живописными средствами мастер передаёт точную пластическую характеристику героя картины.
ЕГО НАДО «ЧИТАТЬ» МНОГО РАЗ
Нестандартно раскрывается тема Победы в Великой Отечественной войне в работе «Мой современник», где изображён художник, работающий над картиной о войне. Прототипом героя послужил друг и сверстник автора Евгений Сальников. В пейзажах художник раскрывает свои представления о натуре в разнообразии интонаций, ритмов, стилистических приёмов. Это различие можно увидеть на примере работ «Весенний пейзажа», «Осенний мотив», «В саду». Также на одном полотне изображён Виктор Семёнович Сорокин, который помог автору понять целостность цвета, колоритности.
- Однако у Александра Михайловича был ещё один учитель, - продолжает Ирина Виленовна, — это Берта Арнольдовна Геллер, преподававшая в Елецком художественном училище. Она дала ему понятие о пространстве, конструкции, о том, что художник способен создать свою «вселенную». Мне кажется, именно это и повлияло на его отношение к творчеству. Он пытался создать свою «вселенную» в силу своего характера. Он был и бунтарём, и пижоном, в хорошем смысле этого слова, но всегда знал меру ответственности в своих поступках и словах. Я уверена, что когда он писал свои работы, то получал от этого удовольствие и это видно по его произведениям. Его сразу можно не понять, его надо «читать» много раз и тогда вам откроется его «мир».
ОСЕННИЙ МОТИВ
Председатель Липецкого отделения Союза художников России Сергей Толчеев говорит, что Александр Михайлович был человеком непростым, а поэтому и работы у него своеобразные. Однако он был цельным, аристократичным, но не очень общительным и душу свою никому не раскрывал. В тоже время, все его переживания, вопросы, ответы, мысли можно найти в его картинах. А ещё он любил работать, мог задерживаться в мастерской целый день. Его можно сравнить с ремесленником, который трудится не покладая рук, но в тоже время из-под его кисти рождались настоящие шедевры.
- Столько работ Сорочкина, как здесь, - считает Сергей Анатольевич, - зрители вряд ли, где увидят ещё в одном месте. Хотя его творения представлены в частных коллекциях, в девяти российских музеях, есть они и в картинных галереях. Это был талантливый, оригинальный, думающий художник. Посмотрите, например, на его работы «Осенний мотив», «Ирисы и лимон» и другие. Вы многое поймёте о его душе, то, о чём он мечтал, о его отношении к любви, к жизни и всему тому прекрасному, что есть в ней. Безусловно, Александр Михайлович занял достойную нишу в плеяде липецких художников.
ЭТО НАША ЖИЗНЬ
Предприниматель, владелец «Галереи Назарова», Александр Назаров обладает несколькими работами Сорочкина. Для этой экспозиции он предоставил их Дому Мастера. Он рассказал, что некоторое время назад была издана книга, посвящённая Александру Михайловичу и рассказывающая о его жизни и творчестве. Он говорит, что занимается бизнесом уже более тридцати лет. Раньше никогда не соотносил себя с творчеством, живописью, искусством, отдавая предпочтение спорту. Но так распорядилась судьба, что однажды он посетил Дом Мастера и пообщался с искусствоведом, членом-корреспондентом Российской академии художеств Татьяной Нечаевой.
- Она буквально открыла мне этот мир, - рассказывает он. – Мой путь к искусству был нелегким, с сомнениями, разочарованиями, но и победами. И в тот период я и познакомился с Александром Михайловичем. Я почему-то думал, что подобных художников много в нашей стране, но как оказалось, это не так. В его работах отображена наша жизнь, такой, какая она есть. Когда мы издали книгу о нём, я показал её Евгению Павловичу Сальникову, с которым они были дружны, и он оценил её очень высоко. Я хочу поблагодарить всех, кто причастен к этой выставке, высказать слава благодарности её организаторам, а зрителям пожелать приобщиться к богатому и живописному миру художника.
ПОНЯТЬ И РАЗГАДАТЬ
А ещё он добавил, что многие работы, иллюстрации которых есть в книге, не все зрители и видели, а может быть, и не увидят никогда. Александр Назаров считает, что творчество липецких художников того времени надо популяризировать, показывать, рекламировать и это необходимо не только для молодых художников, но и для липчан, вспоминающих о прошлом и думающих о будущем. Нужно сделать так, чтобы творчество ушедших мастеров знали, учились на их базе, ведь эти работы прекрасны, разнообразны и удивительны. Сегодня так мало кто пишет, многие молодые художники боятся подобных форматов, а ещё почему-то стесняются или робеют изображать сегодняшнюю жизнь.
Главный консультант отдела искусства и образования управления культуры и искусства Липецкой области Лариса Грошева отметила исключительную роль той плеяды липецких художников, которые закладывали основы изобразительного искусства в регионе. Она поблагодарила сотрудников Дома Мастера за то, что они сохраняют, выискивают, оберегают то наследие, которое создаёт творческий фонд Липецкой области. Также она поблагодарила региональное отделение Союза художников России в организации этой экспозиции, а зрителям пожелала насладиться этой красивейшей выставкой, понять и разгадать для себя «вселенную» Сорочкина.