О том, что Музей Москвы обновил свою постоянную экспозицию, рассказывающую об истории города, написано в предыдущем материале. Теперь здесь демонстрируют более двух тысяч предметов из фондов музея. Среди них есть совершенно удивительные уникальные экспонаты. А есть такие, о которых ничего не могут сказать даже историки и опытные культурологи. Точнее все они ломают голову, пытаются разгадать, что за предмет перед ними.
Эти экспонаты располагаются в одном из первых залов выставки, выстроенной в хронологическом порядке. Речь о периоде дьяковской культуры (с VII до н. э. до VII века н.э., была распространена в Тверской, Вологодской, Владимирской, Московской, Ярославской, Ивановской, Костромской и Смоленской областях).
На выставке эти предметы обозначены, как "грузики дьякова типа". Они представляют собой глиняные пирамидки и конусы, обычно с орнаментом, и являются одними из самых распространённых и одновременно загадочных предметов дьяковской культуры. Их назначение до сих пор не определено. Полагают, что их могли использовать как:
грузила для рыболовных сетей;
грузики для ткацких станков;
пряслица;
приспособления для плетения шнуров;
нагрудные украшения;
крышечки светильников;
пуговицы;
Наиболее оригинальная гипотеза - определение грузиков как ритуальных предметов.
Чем еще готов удивлять посетителей Музей Москвы на своей обновленной экспозиции? Впервые в его истории выставляется потрясающий экспонат. На прошлой постоянной экспозиции показывали лишь его фрагмент. Это бревно, которое было найдено во время раскопок на территории Кремля во рве крепостной стены, то есть это та самая конструкция, которая скрепляла крепостную стену изнутри.
В 1959 году во время раскопок у Троицких ворот Кремля археологи обнаружили остатки древней стены и рва 12 века (шириной 7 и 15 метров соответственно). Находка позволила установить, что крепостная стена имела перекладную хаковую (от польского hak - крюк) конструкцию. Основные ряды дубовых бревен удерживались более тонкими поперечными бревнами (лагами) с выступающими кверху сучками-хаками на концах. С другой стороны лаги закреплялись четырехгранными штырями. Подобные конструкции характерны для крепостных западных славян и встречаются также в Витебске, Минске, Твери и Новгороде.
Поражает сохранность этой конструкции, как и еще одного предмета, датированного второй половиной 11 - начала 13 века. Это Мужские чёботы (кожа, кройка, сшивание). Низкий сапог "чёбот" - самая ранняя дошедшая до нас кожаная обувь, найденная на территории современной Москвы. Обувь тогда была низкой, не имела каблука и жесткого задника, поэтому быстро изнашивалась в области пятки. Один из чёботов обнаружили при раскопках кургана в районе села Матвеевского. Мастер, изготовивший его, был не только сапожником, но и кожевенником: сам занимался предварительной обработкой свиной шкуры и выделкой кожи. Второй чёбот, представленный на выставке, так же найден в курганном могильнике - на реке Клязьме в Солнечногорском районе.
Стоит рассказать об еще одном экспонате, которым особенно гордится Музей Москвы. Это накладка в виде цветка лотоса периода Золотой Орды, созданная из золота в технике скань. Мотив цветка лотоса, восходящий с искусству Китая, чрезвычайно популярен на Востоке. С 13-14 веков он встречается на украшениях, тканях, посуде и других предметах. Эта драгоценная накладка на одежду изготовлена в одном из городов Северного Причерноморья, которые контролировала Золотая Орда, либо в самой Орде. Такие накладки служили знаком высшего статуса их владельцев, в том числе царственного. Похожий рисунок имеют декоративные детали венца русский государей - легендарной шапки Мономаха.
Если говорить об этом периоде, то надо отметить еще два любопытных экспоната - это иранская чаша с люстровой росписью второй половины 13 - первой половины 14 века, созданная в Кашане, а также фрагменты ордынской посуды 13-14 века, формованной на гончарном круге с красивой росписью. На Русь через Орду в ходе дипломатического и торгового обмена попадала парадная восточная посуда. В основном это были поливные и стеклянные сосуды из Китая, Персии, Турции и Нижнего Поволжья. Особенно ценили кашинные изделия - из легкой пористой керамики, название которой происходит от персидского города Кашан. Яркий образец кашинной керамики - дорогая иранская чаша, привезенная на Русь по Волжскому пути. В росписи чередуются стихи персидских поэтов и рисунки ланей.