Сегодня в рамках Стратегического Проекта Московского Политеха «Новая библиотека» поговорим о произведении лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах».
Будущий писатель родился 155 лет назад, в 1867 г., в Англии. Он получил юридическое образование в Оксфордском университете. В 1891–1893 гг. совершил кругосветное путешествие, а затем занялся литературным трудом.
Уже в первых произведениях Голсуорси зарождается главная тема его творчества – тема собственничества. Ее можно найти и в «Вилле Рубейн», и в «Острове фарисеев».
Творчество писателя, впитавшее традиции английского реалистического романа, развивалось под сильным влиянием русской литературы. Джон пишет про Тургенева, которого считал своим учителем: «Он самый большой поэт, когда-либо писавший прозой, и никто не умел так ощутимо показать нам живые лица и события». Голсуорси отмечает, что «никогда не было на свете более пылких мечтателей, чем Толстой и Ибсен; и никто больше их не заботился о том, чтобы сделать своих героев реальными. <…> Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию».
Так формировались взгляды Джона Голсуорси. В статье «Литература и жизнь» писатель отмечал: «На вопрос, ради чего мы отдаемся искусству, есть только один верный ответ: ради большего блага и величия человека». Писатель стремился служить искусству «больших общечеловеческих и социальных проблем».
Его основной труд – «Сага о Форсайтах», которая создавалась с 1906 по 1928 г. В 1932 году Голсуорси была вручена Нобелевская премия с формулировкой: «За высокое искусство повествования, вершиной которого является “Сага о Форсайтах”».
В цикле произведений, которые составляют «Сагу…», описывается большое семейство Форсайтов, представляющее собой точное воспроизведение в миниатюре общества Англии на рубеже XIX–XX вв. Это люди, которые все блага жизни измеряют деньгами.
Так молодой Джолион, художник, рассказывает архитектору Босини о том, что такое Форсайт:
– Форсайт, – ответил молодой Джолион, – не такое уж редкостное животное. Наш клуб насчитывает их сотнями. Сотни Форсайтов ходят по улицам; их встречаешь на каждом шагу.
– А разрешите поинтересоваться, как их распознают? – спросил Босини.
– По их чувству собственности. Форсайт смотрит на вещи с практической – я бы сказал, здравой – точки зрения, а практическая точка зрения покоится на чувстве собственности. Форсайт, как вы сами, вероятно, заметили, никому и ничему не отдает себя целиком.
– Вы шутите?
В глазах молодого Джолиона промелькнула усмешка.
– Да нет. Мне, как Форсайту, следовало бы молчать. Но я полукровка; а вот в вас уж никто не ошибется. <…> Все мы, конечно, рабы собственности, вопрос только в степени, но тот, кого я называю «Форсайтом», находится в безоговорочном рабстве. Он знает, что ему нужно, умеет к этому подступиться, и то, как он цепляется за любой вид собственности – будь то жены, дома, деньги, репутация, – вот это и есть печать Форсайта.
<…> Это мелкое животное, опасающееся прослыть смешным среди особей одного с ним вида, не обращает ни малейшего внимания на смех других существ (вроде нас с вами). Унаследовав от предков предрасположение к близорукости, оно различает лишь особей одного с ним вида, среди которых и протекает его жизнь, заполненная мирной борьбой за существование.
Лучше всего определение Форсайта подходит одному из главных героев по прозвищу Собственник – Сомсу Форсайту, отказавшемуся от государственной службы и посвятившему жизнь накоплению капитала. Его жена Ирэн, одна из самых красивых женщин, каких можно встретить, – тоже имущество.
Образ Ирэн – это воплощение волнующей красоты, врывающейся в мир собственников. Она не может принадлежать Форсайту, которому нужно владеть и пользоваться, но никак не отдавать свое, делиться, любить.
Раскол, который произошел после ухода Ирэн от Сомса после попытки Форсайта насильным путем завладеть женой, – это изображение того хаоса, который вносит в жизнь человека Красота. Все семейство встало на сторону Сомса, осуждая поведение женщины.
Но раскол в обществе Форсайтов уже начался. Старший Джолион, представитель поколения самых ярых собственников, уйдя от дел и поселившись за городом, все дальше отдаляется от накопительства и форсайтизма. Он проводит время с внуками, а появление Ирэн рядом с его имением делает старого Форсайта счастливым: он испытывает нужду в красоте, воплощение которой – эта женщина. Джолиону доставляла неизъяснимое наслаждение ее игра на рояле. К старости он стал получать удовольствие от возможности прикоснуться к искусству, к прекрасному, чего не мог сделать на протяжении многих лет, отданных коммерции.
Молодой Джолион, сын Джолиона старшего, – еще один представитель бунта против форсайтизма. Он женился против воли отца на женщине без средств и высокого статуса в обществе; его отторгла семья. Он жил без капитала и занимался живописью – совершенно нефорсайтским занятием. Спустя много лет овдовевший Джолион стал защитником Ирэн от Сомса, а потом и ее мужем. Они – представители бунта против собственности.
Молодое поколение Форсайтов тоже переняло собственнические инстинкты: Флер, дочь Сомса, хочет всеми средствами завладеть Джоном, сыном Ирэн. Но молодой человек узнает о плохом отношении бывшего мужа к его матери и отказывается от каких-либо связей с этой семьей – прошлое мстит за себя, разрушая счастье Флер. Горький опыт заставляет девушку понять, что «деньги со всем, что можно на них купить, не приносят счастья».
Голсуорси не делает никаких прогнозов относительно будущего Форсайтов. Писатель показывает, что прежние «ценности», накопительство, которые позволили им заработать имя и статус в XIX веке, недостаточны, чтобы иметь прежний вес в XX. Викторианское восхождение Форсайтов означало столь же неизбежные кризисы их социальной структуры в будущем.