Найти в Дзене
Трэвел дилер

Как ирландское кружево привело в Венецию...

Венецианские кружевницы, Антонио Паолетти 1834-1912
Венецианские кружевницы, Антонио Паолетти 1834-1912

Краткая история ирландского кружева

Самые ранние образцы ирландского вязаного кружева датируются примерно 1830 годом и были сделаны ученицами монастыря Урсулинок в Корке.

Миссис Марта Робертс, жена местного настоятеля, распустив образец венецианского кружева, приступила к его повторению в ирландском вязаном кружеве.

Образец ирландского кружева, Клонское кружево, с характерными узелками на ромбовидной сетке,  соединеняющей  вязаные мотивы. Фото Гильдии ирландских кружевниц.
Образец ирландского кружева, Клонское кружево, с характерными узелками на ромбовидной сетке, соединеняющей вязаные мотивы. Фото Гильдии ирландских кружевниц.

Пытаясь облегчить жизнь девушкам из приютов, (в Ирландии тогда свирепствовал голод), в 1846 году она начала обучать этому ирландскому вязаному кружеву в Килкуллене.

Плетение кружева в ирландском коттедже. Марианна Стоукс, 1886
Плетение кружева в ирландском коттедже. Марианна Стоукс, 1886

Кружево вязали крючком из недорогих льняной, хлопковой, шерстяной пряжи. Узоры выглядят немного наивно, но очень милы и просты в исполнении.

Мешочек в технике ирландского кружева, из популярной книги узоров Priscilla Irish crochet book, 1912
Мешочек в технике ирландского кружева, из популярной книги узоров Priscilla Irish crochet book, 1912

Те, кого миссис Робертс обучала, должны были обучить еще троих, и так далее, пока сотни людей не научились вязать крючком. К 1850 гг в Ирландии уже насчитывалось до 20 000 человек, зарабатывавших на жизнь кружевоплетением.

-5

Ирландское вязаное кружево пользовалось большим спросом у модных домов Парижа и Лондона и широко использовалось на изысканных платьях и вечерних нарядах во второй половине XIX века.

Вязаный воротник, Ирландия, 1850-1855 гг. Приобретен Музеем Виктории и Альберта в 1855 году. Мастер неизвестен
Вязаный воротник, Ирландия, 1850-1855 гг. Приобретен Музеем Виктории и Альберта в 1855 году. Мастер неизвестен

Ирландское кружево, начало ХХ века
Ирландское кружево, начало ХХ века

Появление более дешевых машинных кружев привели к падению продаж к 1912 году.

К счастью, изготовление ирландского вязаного кружева продолжается на индивидуальной основе и активно поддерживается Гильдией ирландских кружевниц.

Мотив ирландского кружева, винтажная роза с листьями
Мотив ирландского кружева, винтажная роза с листьями

А теперь перенесёмся в Венецию,

которая совсем не претендует на первенство в области кружевоплетения, однако, внесла свой вклад в историю распространения этого мастерства в Европе.

Мозаика, церковь Santa Maria Assunta, Торчелло, Венеция
Мозаика, церковь Santa Maria Assunta, Торчелло, Венеция

Самые ранние образцы венецианского кружева - это золотые венчики на кайме пурпурных мантий мозаичных мадонн в церквях на Торчелло, Мурано и на древнейшей мозаике, которая находится соборе Св. Марка (XI-XIII вв.),

С 16 в Венеции стал развиваться свой неповторимый стиль и орнаменты.

Образцы венецианского игольчатого кружева punto in aria, Бурано, Венеция
Образцы венецианского игольчатого кружева punto in aria, Бурано, Венеция

Это геометрические узоры, арабески, розетки, впоследствии становясь более сложными, цветочные и гротескные, с элементами морской фауны.

Образец венецианского кружева Gros point, 17 в
Образец венецианского кружева Gros point, 17 в

В то время в Венеции начался бум книгопечатания, большинство населения было грамотно, и уже издавались иллюстрированные пособия по плетению кружев.

Кому интересна ренессансная вышивка и кружево: схемы в альбоме La Vera Perfettione del Disegno..  издатель Giovanni Ostaus, 1567
Кому интересна ренессансная вышивка и кружево: схемы в альбоме La Vera Perfettione del Disegno.. издатель Giovanni Ostaus, 1567

В конце XVI века в Лагуне кружева стали плести повсеместно в монастырях, сиротских приютах, благотворительных институтах.

Женщина работает в punto in aria (технике игольчатого кружева), иллюстрация из альбомаVenetian costumes, том III, 1754. Джованни Гревемброх (Ян Ван Гревенбрук)
Женщина работает в punto in aria (технике игольчатого кружева), иллюстрация из альбомаVenetian costumes, том III, 1754. Джованни Гревемброх (Ян Ван Гревенбрук)

В связи с необычайным успехом кружева в моде как в одежде, так и в предметах интерьера, видя, что семейного и монастырского производства уже недостаточно, были организованы первые фабричные производства.

Платье с вышивкой 16 в, музей Бурано,  Венеция
Платье с вышивкой 16 в, музей Бурано, Венеция

В XVII веке, веке кружева, кружево захватило мужскую, женскую, церковную и профессиональную одежду с ног до головы.

Группа французских дворян, рисунок 1650 года, мужчина с дамами , в плаще, при шпаге и сапогах со шпорами, все щедро поддерживают кружевную промышленность
Группа французских дворян, рисунок 1650 года, мужчина с дамами , в плаще, при шпаге и сапогах со шпорами, все щедро поддерживают кружевную промышленность

Фландрия, Милан и Генуя специализировались на коклюшках, а Венеция создавала просто неповторимые шедевры рукоделия в технике игольчатого и коклюшечного кружева.

Барочные кружева с венецианским рельефным узором из листьев Gros point были настолько эффектными и дорогостоящими, что сама Франция была вынуждена организовать свое производство при дворе Короля-Солнца. Под руководством венецианских мастериц, "похищенных" с этой целью.

Сардинский посол в Венеции, в кружевном воротнике gros point, из "Одежды венецианцев..." Яна ван Гревенброка или  (Gli Abiti de Veneziani by Jan van Grevenbroeck, 1754
Сардинский посол в Венеции, в кружевном воротнике gros point, из "Одежды венецианцев..." Яна ван Гревенброка или (Gli Abiti de Veneziani by Jan van Grevenbroeck, 1754

Венецианское кружево (венецианский гипюр) Гро-Пойнт-де-Вениз, Gros Point de Venise — тяжёлое шитое кружево с высоким рельефом; вид игольчатого кружева, названный в честь Венеции.

Галстук из кружева Гро-Пойнт-де-Вениз, середина XVII века.
Галстук из кружева Гро-Пойнт-де-Вениз, середина XVII века.

Для кружева первой половины 17 века характерно множество разновидностей ботанических мотивов, реалистично изображенных растений, мелких животных и птиц; потом началось вторжение индийских цветочных мотивов, взятых из травников и интерпретированных с фантазией;

Образцы кружева из музея Бурано
Образцы кружева из музея Бурано

В XVIII веке в моду вошло сверхлегкое кружево фламандского типа (французское и бельгийское).

Венеция пыталась копировать, однако, внося свои новшества.

Белоснежный натуральный шелк blanche который также плели на коклюшках , в Венеции предпочитали окрашивать в черный цвет, чтобы использовать в качестве накидок для карнавальных нарядов.

Персонажи Венецианского карнавала
Персонажи Венецианского карнавала

Персонажи Венецианского карнавала, иллюстрация из Иллюстрированной книги венецианских костюмов, автор Ян Гревенброк, акварель, Италия, 1754
Персонажи Венецианского карнавала, иллюстрация из Иллюстрированной книги венецианских костюмов, автор Ян Гревенброк, акварель, Италия, 1754

Упрощение моды, связанное с появлением более спортивного и практичного англосаксонского образа жизни, повлияло и на кружева, крошечные мотивы, подходящие для фишю (маленьких шалей), жабо и пуфов (шапочек).

Победа французской революции привели к отказу от кружев, которые считались символом побежденной аристократии.

Производство кружева, которое переживало долгожданный подъем в Англии, Франции, Бельгии и Испании, в Венеции в течение XIX века затухало, тщетно пытаясь конкурировать с экономичным механическим кружевом.

Декоративные мотивы упростились и повторяли те, что предлагали ткани для одежды: пышные элементы рокайля или раковины, меандры с цветком персика и розами.

Кружевных дел мастерица в Венеции
Кружевных дел мастерица в Венеции

Как видите, ирландское кружево 19-го- начала 20 века повторяет мотивы дорогого венецианского кружева Gros point 17 века, но делает вполне доступным для широких масс, за счёт техники вязания крючком.

Сегодня ирландское кружево снова на пике моды. Изделия из него создают не только всемирно известные модельеры, например Brunello Cucinelli, но и простые вязальщицы по всему миру, сочетая свою фантазию с традиционными узорами.

Узор пейсли, Brunello Cucinelli
Узор пейсли, Brunello Cucinelli

В интернете множество мастер-классов и схем на тему ирландского кружева, многие путают его с техникой фриформ. Начинающим вязальщицам порой бывает трудно их различить или найти нужную схему или описание.

Поэтому, мне кажется, стоит знать немного истории, и по возможности, находить первоисточник.

Приятно вам вязания!

Анонс: Скоро на канале: Венецианское кружево, история воздушного стежка.

Подпишитесь на мой телеграм канал о вязании:

Вязание, шитье, рукоделие 🐿🧵🧶🧶 ***Белкины клубочки****