Найти в Дзене

Успенская церковь в Сергиевом Посаде. Митрополит Никанор Клементьевский

Храм Успения Божией Матери в бывшем селе Климентьеве считается одной из лучших церквей Сергиева Посада, если не считать храмов Троице-Сергиевой лавры. Успенский храм был возведен на пожертвования прихожан в 1769 г., и по посвящению придела храм назывался также Никольским. По времени и стилю Успенская церковь близка двум другим приходским церквям Сергиева Посада: Ильинской и Вознесенской. С историей древнего села Клементьево связано предание о чудесном зачатии Василия III его матерью великой княгиней Софьей. В Успенской церкви хранят память о значимых деятелях Сергиева Посада и страны: благотворителе И.П. Мамаеве и митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Никаноре (Клементьевском). Село Клементьево находилось в одной версте к западу от Троице-Сергиевой лавры. Историки считают Клементьево самым первым поселением, возникшим при обители преподобного Сергия Радонежского. Оно и положило начало посаду, а затем и городу. Составитель жития Сергия Радонежского Епифаний Премудрый относил
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Храм Успения Божией Матери в бывшем селе Климентьеве считается одной из лучших церквей Сергиева Посада, если не считать храмов Троице-Сергиевой лавры. Успенский храм был возведен на пожертвования прихожан в 1769 г., и по посвящению придела храм назывался также Никольским. По времени и стилю Успенская церковь близка двум другим приходским церквям Сергиева Посада: Ильинской и Вознесенской. С историей древнего села Клементьево связано предание о чудесном зачатии Василия III его матерью великой княгиней Софьей. В Успенской церкви хранят память о значимых деятелях Сергиева Посада и страны: благотворителе И.П. Мамаеве и митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Никаноре (Клементьевском).

Село Клементьево находилось в одной версте к западу от Троице-Сергиевой лавры. Историки считают Клементьево самым первым поселением, возникшим при обители преподобного Сергия Радонежского. Оно и положило начало посаду, а затем и городу. Составитель жития Сергия Радонежского Епифаний Премудрый относил основание Клементьево ко временам правления московского князя Ивана II. Село получило название, вероятно, по имени первого поселенца Климента.

Село Клементьево располагалось на возвышенности у дороги из Москвы в Ярославль, по которой путем проходили все русские правители, начиная с благоверного князя Дмитрия Донского на богомолье. Через село постоянной вереницей шли паломники разных сословий, ехали телеги и обозы с товарами в Троице-Сергиев монастырь. Оживленная торговля приносила жителям Клементьево хороший доход, поэтому к началу XVI в. число здешних обывателей превзошло все прочие подмонастырные слободы.

Великий князь Иван III несколько раз ходил здесь богомольным путем из Москвы в обитель преподобного Сергия. Село Клементьево упоминается в древнем предании о чудесном видении его супруге, записанном митрополитом Иоасафом в "Степенной книге". Софья Палеолог была долгое время бесплодна, и молилась Богу о даровании наследника московского престола. В 1478 году Софья отправилась к мощам угодника в Троицкий монастырь. Когда великая княгиня спускалась в долину за селом Клементьево, ей явился сам преподобный Сергий с младенцем в руках. Старец приблизился к Софье и "ввергнул младенца в недра великой княгини". Чудесное видение стало свидетельством того, что молитвы Софьи услышаны Богом: через девять месяцев в день Благовещения у великокняжеской четы родился наследник – будущий государь Василий III.

Деревянная Успенская церковь в Клементьево была построена в начале XVI в. В лаврской библиотеке сохранилось первое письменное упоминание о церкви в Клементьево, датируемое 1513 годом: "Лета 7022 ноября 28 священа бысть церковь древеная в Клементьеве". В писцовых книгах конца XVI в. упоминаются уже две деревянные церкви: холодная Успенская (с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи) и теплая святителя Николая Чудотворца. Никольский храм обозначается в этих книгах как ветхий, из чего можно предположить, что он был древнее 1513 года.

В источниках говорится о том, что в конце XVI в. в Клементьево были не только две деревянные церкви, но и "самодельный неофициальный монастырь", в котором проживали более 30 монахинь. Подобные женские "богорадные" монастыри (куда брали насельниц «Бога ради», то есть без вклада и пожертвования) сочетали в себе черты монашеской обители и богадельни. После осады Троице-Сергиева монастыря поляками в 1608 -1610 гг. монахини из Клементьево были переведены в Подольный Пятницкий монастырь, находившийся у стен обители преподобного Сергия. А после упразднения и этого монастыря в 1660 году бывшие клементьевские монахини были переведены в Хотьковский монастырь.

17 мая 1746 года случился пожар, который опустошил Троице-Сергиеву лавру и соседние слободы. В селе Клементьево сгорели до основания обе упоминавшиеся деревянные церкви – Успенская и Никольская. Через год в Клементьево была перенесена деревянная церковь из села Опарина Переславского уезда (сейчас в Сергиево-Посадском районе), которую пожертвовал вотчинник князь Никита Иванович Долгоруков. Однако упоминавшийся пожар не был единственным в первой половине XVIII столетия. В 1757 г. клементьевские священники Александр и Григорий Никитины просили церковное начальство разрешить строительство каменного храма из-за частых пожаров. В прошении указывалось следующее:

От таковых пожаров на пятидесяти годех сгорело семь церквей и с церковным украшением.

Строительство новой каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца завершилось в 1769 году. По местному преданию, построение храма связано с именем церковного старосты Карпа Ивановича Лошкарева, умершего в 1778 году и погребенного при церкви. Могила его не сохранилась.

По внутреннему благолепию Успенская церковь в конце XIX в. считалась лучшей церковью в Сергиевом Посаде. Это благолепие обеспечил купец Иван Павлович Мамаев, который был старостой этого храма с 1872 года и вплоть до своей кончины в 1881 году. Благотворитель потратил на украшение Успенского храма более 30 тысяч рублей: устроил новые иконостасы и позолоченные киоты, заказал новые большие иконы для холодной церкви, оплатил устройство печи, мраморного и мозаичных полов, роспись сводов и живопись стен . На колокольню Успенский церкви купец Мамаев пожертвовал самый большой колокол весом 314 пудов, то есть около 5 тонн. Все это богатство храма было уничтожено в советские годы, но, к счастью, надгробный памятник купца-благотворителя сохранился: его можно увидеть у алтарной части Успенского храма.

С селом Клементьево связано имя известного церковного деятеля XIX века митрополита Никанора (Клементьевского). Уроженец этой части Сергиева Посада на протяжении 8 лет занимал высший пост в Русской церкви синодального периода – митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского. Никанор - в миру Николай Алексеев - родился в 1787 году в семье священника Успенской церкви в Клементьево. Мальчик пошел по пути церковного служения и поступил в расположенную недалеко лаврскую семинарию, по окончании которой был определен в ней же учителем. В 1812 году Николай принял иноческий постриг с именем Никанор. Фамилию "Клементьевский" ему присвоили по семинарской традиции во время обучения. Уже через два года Никанор был назначен наместником Лавры и архимандритом Вифанского монастыря, где вскоре стал ректором семинарии.

-6

Когда царем стал Николай I для Никанора Клементьевского начался этап святительского служения. Сначала он стал викарием Санкт-Петербургской митрополии в сане епископа Ревельского. Именно он освятил православный собор в г. Хельсинки и совершил первую архиерейскую поездку в преимущественно лютеранскую часть Российской империи – Финляндию. В последующие годы епископ Никанор служил в Калужской, Минской, Волынской епархиях. Будучи епископом Минским, владыка проводил миссионерскую работу на землях Белоруссии, население которых на протяжении долгого времени насильственно переведено в унию с католиками. В 1848- 1856 гг. Никанор был митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским и первенствующим членом Святейшего Синода.

Митрополит Никанор много жертвовал храмам, монастырям и учреждениям для бедных. О нем говорили так:

Для доброй памяти благотворительного Архипастыря довольно будет, если мы перечислим только места, куда пожертвования сделаны, или предназначены… Успенская церковь Сергиевского Посада, на родине почившего Первосвятителя, первая обратила на себя заботливое внимание его.
Митрополит Никанор Санкт-Петербургский и Новгородский. Источник: Архангельский музей
Митрополит Никанор Санкт-Петербургский и Новгородский. Источник: Архангельский музей

А вот как описывали современники самого митрополита Никанора:

Господь судил этой жизни долгое и разнообразное течение. Шестьдесят восемь лет ее продолжения разделены были между годами воспитания и первоначального служения Церкви под сенью святой обители Преподобного Сергия…поприще, по истине, долгое и разнообразное. Но всегда и везде верен был себе избранник Божий. Везде величественный вид его привлекал к себе взоры, всюду кроткая душа его разливала мир, сердечное слово его умело находить путь к душам, и любящее, доброе сердце его умело покорять сердца. Тихо, но плодотворно протекла его жизнь, мирно и тихо кончившаяся почти без стона.