Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции и вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории.
Произведения Михаила Нестерова в Третьяковской галерее
Картины о жизни Сергия Радонежского
Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, возник у Нестерова в 1888 году. Первым произведением, открывшем эту серию, стало «Видение отроку Варфоломею».
Нестеров по приглашению Елизаветы Мамонтовой, жены известного мецената Саввы Ивановича, посетил их подмосковное имение Абрамцево, где в то время часто гостили друзья-художники Мамонтова: Репин, Поленов, Врубель, Серов, Коровин, Виктор Васнецов и многие другие. Красота местной природы поразила Михаила Васильевича и вдохновила на создание этого произведения.
Сюжет «Видения отроку Варфоломею» заимствован из «Жития преподобного Сергия», написанного учеником святого. Однажды отец послал мальчика найти пропавших жеребят. В поисках животных ребенок подошел к большому дубу, под которым увидел старца. Варфоломей попросил неизвестного помолиться за него Господу, чтобы Всевышний помог ему овладеть грамотой. Вскоре Варфоломей и впрямь стал бегло читать.
К образу Сергия Радонежского Нестеров обращался неоднократно. После окончания «Видения отроку Варфоломею» художник написал работу «Юность Сергия», которая стала основой для следующего творения «Юность Преподобного Сергия Радонежского».
Сюжет для этого полотна Нестеров снова взял из жития преподобного, изобразив его в окружении зверей и птиц. Над этой картиной художник трудился несколько лет, внося изменения и правки.
В середине 1890-х мастер продолжал создавать произведения, посвященные преподобному Сергию.
В 1898 году Михаил Нестеров передал большинство произведений, вошедших в эту серию, в дар Павлу Третьякову.
Пустынник
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности таланта Нестерова, считается «Пустынник». На XVII Передвижной художественной выставке эта картина стала настоящим событием и поставила молодого Нестерова в ряд выдающихся живописцев того времени. На картине изображён старец-монах, который ушёл от мирской суеты и нашёл счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы.
С 1889 Нестеров участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 стал членом Товарищества.
Молчание
На холсте «Молчание» представлен залив у подножия Рапирной горы на Соловках, мимо которой по светлой водяной глади медленно скользят две лодки. Нестеров не случайно изображает два храма, стоящих один над другим, - их можно рассматривать как Церковь земную и Церковь Небесную.
Душа народа
Картина «Душа народа» является своего рода завершением трилогии, которая включает в себя произведения «Святая Русь» и «Путь ко Христу». Каждое из них появилось в тяжелое для страны время. Полотно «Душа народа» изображает русских людей, идущих вдоль берега Волги в поисках правды и утраченной веры. Картина была закончена в самом конце 1916, когда страна стояла на пороге ужасающих событий: революции и Гражданской войны. Нестеров считал «Душу народа» одним из своих самых значительных произведений.
Л и с и ч к а
«Лисичка» написана под впечатлением эпизода, подсмотренного Нестеровым на Соловках, когда выбежавшая из рощи лиса доверчиво подошла к трем старцам, присевшим отдохнуть. Звери и птицы на Соловках не боялись человека, поскольку тот не трогал их без надобности.
В «Лисичке» Нестеров хотел передать впечатление о Соловках как о заповедном мире, где все сущее живет в ладу и согласии.
Образы любимых женщин
Однажды в киевскую мастерскую Михаила Нестерова полюбоваться картинами пришла некая Екатерина Петровна Васильева. Красивая молодая женщина понравилась художнику, через несколько месяцев они поженились. С тех пор Екатерина стала надежной спутницей Нестерову. От этого брака родились дочь Наталья и сын Алексей. К этому времени у Михаила уже была старшая дочь Ольга от первого брака (мать Ольги Мария скончалась через несколько дней после родов).
В 1905 художник изобразил свою возлюбленную в «Портрете Е.П. Нестеровой». Екатерина Петровна позировала мужу в их киевской квартире. Нестеров не делал этюдов к портрету, он писал его прямо с натуры.
В период с 1905 по 1906 художник несколько раз писал свою старшую дочь Ольгу. На портрете 1905 Нестеров изобразил ее сидящей в кресле. Рядом стоит письменный стол, на котором расставлены семейные фотографии.
Картины Михаила Васильевича Нестерова в Русском музее
Великий постриг
Большим творческим достижением Михаила Нестерова стала картина «Великий постриг», изображающая сцену из жизни женского старообрядческого скита. Ранней весной по дорожке вдоль строений медленно идут сестры, держа в руках длинные зажженные свечи, - все своей внутренней энергией устремлено вверх, к Богу.
Картина была представлена на выставке передвижников и пользовалась успехом у публики. В том же 1898 году Академия художеств присвоила Нестерову звание академика.
Дмитрий-царевич убиенный
«Дмитрий-царевич убиенный» — одно из самых поэтичных произведений Нестерова. Летом 1895 года он специально посетил Углич, где осмотрел места, связанные с пребыванием царевича Дмитрия. Нестерова интересовала не историческая личность царевича, а сама легенда о нем. Картина принадлежит к числу самых тонких по настроению нестеровских произведений.
Святая Русь
В конце 1901 года художник начал работать над произведением «Святая Русь». Незадолго до этого он побывал на Соловках, выполнив там несколько этюдов для будущей картины. Над ней мастер работал около четырех лет и завершил только в 1905 году.
Зимний пейзаж, в левой части полотна стоит Спаситель, облаченный в светлые одежды, рядом – Сергий Радонежский, Николай Чудотворец и святой Георгий. Перед ними две группы верующих, пришедших им поклониться.
Портрет старшей дочери Ольги и автопортрет
В 1906 Нестеров создал еще один портрет дочери. По своему стилю он значительно отличается от предыдущего портрета 1905 года. Ольга позировала отцу во дворе их дома в Уфе. Молодая красивая девушка в амазонке (костюме для верховой езды) изображена стоящей на фоне светлых вод реки Белой, протекающей в окрестностях Уфы.
После революции Михаил Нестеров занялся портретной живописью. Он написал портреты многих известных людей. Среди них художник В.М. Васнецов, скульпторы И.Д. Шадр и В. И. Мухина, писатели Максим Горький и Лев Толстой, физиолог И.П. Павлов, архитектор А.В. Щусев и другие.
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, юрист, профессор Виктор Шретер, был обвинён в шпионаже и расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась инвалидом в 1941 году.
Нестеров скончался в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года от инсульта в возрасте 80 лет.
Михаил Васильевич Нестеров создал свой неповторимый стиль, свой поэтический миф о России - стране святых чудес, населенной людьми, ищущими Бога, пустынниками, странниками, святыми старцами. Особая роль отводилась русской женщине, наделенной возвышенной внутренней жизнью, сложной, часто драматичной, полной метаний между любовью к бытию и стремлением уйти от мирской суеты.
Впереди много интересного! Не пропускайте публикации!
Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!
Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!
Мой канал в Дзен - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02
Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602
ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617
С вами, Надежда Коваленко