Найти в Дзене
Синефил Тарковского

«Нора Прентисс» (1946) - забытый нуар об измене и лжи

Фильм-нуар – как много в этом слове. Жанр, определивший лицо американского кинематографа на целых 20 лет. 40-ые и 50-ые прошли именно под его знаком. На нём росли кинематографисты новой американской волны – Скорсезе, Джордж Лукас, да все, в общем-то. Жанр уникален тем, что даже среди малоизвестных фильмов, снятых малоизвестными кинематографистами, легко найти что-то стоящее. Более того – даже плохой фильм-нуар смотреть куда интереснее, чем что-то из современного проходняка. Дешёвые, с почти не играющими актёрами, малоизвестные нуары способны поразить современного зрителя совершенно особенной, чарующей и фаталистичной атмосферой, которая тенью Второй Мировой опустилась на всё искусство того времени. Таков и наш сегодняшний герой – «Нора Прентисс» 1946 года от режиссёра Винсента Шермана, отметившегося и другими нуарами категории Б – прежде всего, «На протяжении всей ночи» (1942) и шикарным «Мистером Скеффингтоном» (1940) с неподражаемой Бэтти Дэвис. В «Норе Прентисс» же нет ни известных

Фильм-нуар – как много в этом слове. Жанр, определивший лицо американского кинематографа на целых 20 лет. 40-ые и 50-ые прошли именно под его знаком. На нём росли кинематографисты новой американской волны – Скорсезе, Джордж Лукас, да все, в общем-то. Жанр уникален тем, что даже среди малоизвестных фильмов, снятых малоизвестными кинематографистами, легко найти что-то стоящее. Более того – даже плохой фильм-нуар смотреть куда интереснее, чем что-то из современного проходняка. Дешёвые, с почти не играющими актёрами, малоизвестные нуары способны поразить современного зрителя совершенно особенной, чарующей и фаталистичной атмосферой, которая тенью Второй Мировой опустилась на всё искусство того времени. Таков и наш сегодняшний герой – «Нора Прентисс» 1946 года от режиссёра Винсента Шермана, отметившегося и другими нуарами категории Б – прежде всего, «На протяжении всей ночи» (1942) и шикарным «Мистером Скеффингтоном» (1940) с неподражаемой Бэтти Дэвис. В «Норе Прентисс» же нет ни известных актёров, ни большого бюджета. Да и критикам фильм на выходе его на экраны понравился не сильно. Но всё же, вопреки этому, он просмотра достоин.

Молоденькая танцовщица стреляет сигарету у доктора - где такое видано?
Молоденькая танцовщица стреляет сигарету у доктора - где такое видано?

Иллюстративный пример того, как модель фильма-нуар и прилагающееся к нему фаталистическое мироощущение трансформирует и поглощает любой жанр, на который они накладываются. Главный герой – успешный, состоятельный врач. Он небеден, у него красивая жена, двое прекрасных детей и отличное положение в обществе. Казалось бы, живи и радуйся, но нет – в послевоенной Америке все традиционные социальные институты под сомнением. Именно благополучность и зажиточность вызывают подозрение, ибо бог его знает, что кроется за фасадом внешней благопорядочности и педантичности. Они тяготят, они неестественны в новом мире, пережившем холокост и ядерные бомбардировки.

Вот и у главного героя его собственная прилежность и удобность вызывает такое раздражение, что он встаёт на скользкую дорожку греха. Влюбляется в молоденькую пациентку-танцовщицу, начинает врать, и стремительно падает на дно. Оказывается, что добропорядочность – настолько хрупкая категория, что рассчитывать на неё не приходится. Более того, чем благополучнее человек, тем глубже та пучина, в которую он готов нырнуть в любой момент. Каждый человек может упасть, в каждом таится зло – и в этом и есть коренная аксиома жанра нуар.

Чарующий dreamy-визуал старых объективов
Чарующий dreamy-визуал старых объективов

Фильм начинается с флэшфорварда: главного героя буквально судят за собственное убийство. И это буквальное изображение нуарной метафоры, что каждый сам себе палач. Ненависть к социальной приемлемости, вот с чем не справляются герои жанра. Скучно быть хорошим, невозможно, гадко. Не выходит. Слишком много смертей вокруг. И вот тому, как уважаемый врач, призванный помогать людям, дошёл до жизни такой, и посвящён фильм. Начинается он как лёгкая мелодрама – искра, влюблённость, попытки разрешить любовный треугольник. Недаром фильм был очень популярен у женской аудитории в своё время. Но постепенно, с развитием хронометража, нуарность всё нарастает, пока закономерно не приходит к исходу, показанному в самом начале фильма. Грех убивает грешника. Христианский по своей природе Кодекс Хейса неумолим – зло, пусть и рождается от слабости, от бессилия, пусть от него иногда и не спастись вовсе, должно и будет наказано.

Жалюзи - как тюремная решётка
Жалюзи - как тюремная решётка

На момент выхода критикам фильм не понравился, но сейчас все те жанровые условности, что сценарий в себе содержат, воспринимаются совершенно нормально, как нечто должное для того времени. В конце концов, фильм и не обязан быть полностью логичным и реалистичным, ведь фильм – не вырванный кусок жизни, а концепция, облачённая в подобие реалистичности. Снят фильм красиво, оператор Джеймс Вонг Хау подарил нам кучу знаковых фильмов в широком диапазоне от «Шанхайского экспресса» Штернберга до мощного визуального пиршества «Seconds» Франкенхаймера. Образ решётки, нависшей над героями, преследует их всю дорогу. Главное, пожалуй, достоинство ленты – медленно меняющийся жанр, который за два часа успевает пройти все оттенки спектра нуарности. И именно в таких фильмах, на контрасте частей, легко увидеть эссенцию «ночных фильмов», притчево-назидательную и фаталистскую.

"A mouth like hers is just for kissing... not for telling!"

Моя оценка: 6.55/10
КиноПоиск: нет оценки
IMDb: 7.1/10
RottenTomatoes: нет оценки