Найти в Дзене

Урок №8 Лады в музыке. Мажор и минор.

Приветствую Вас, друзья! На прошлых уроках мы говорили о том, что между каждой парой нот есть определённое расстояние - тон или пол тона: Если сыграть их подряд, то мы получим звукоряд, в котором тоны и полутоны будут чередоваться в определённом порядке. Например, если мы начнём играть от ноты "Соль", то он будет таким: А если, скажем, от ноты "Ре", то таким: В звукорядах от других нот чередование тонов и полутонов также будет другим. Поскольку у нас 7 основных нот, то всего мы получим 7 разных звукорядов. Они называются Ладами, порядок тонов и полутонов - строением лада, а ноты, из которых они состоят - ступенями лада. Они обозначаются римскими цифрами. Например, если мы начинаем играть от ноты "Соль", то это - I ступень, следующая за ней нота "Ля" - II, "Си" - III и т.д. Если от ноты "Ре", то она будет I, " Ми" - II, "Фа" - III и т.д. У каждого лада есть своё название, но мы не будем в них углубляться, а рассмотрим только два основных, которые получили наибольшее применение в кл

Приветствую Вас, друзья!

На прошлых уроках мы говорили о том, что между каждой парой нот есть определённое расстояние - тон или пол тона:

Если сыграть их подряд, то мы получим звукоряд, в котором тоны и полутоны будут чередоваться в определённом порядке. Например, если мы начнём играть от ноты "Соль", то он будет таким:

-2

А если, скажем, от ноты "Ре", то таким:

-3

В звукорядах от других нот чередование тонов и полутонов также будет другим. Поскольку у нас 7 основных нот, то всего мы получим 7 разных звукорядов. Они называются Ладами, порядок тонов и полутонов - строением лада, а ноты, из которых они состоят - ступенями лада. Они обозначаются римскими цифрами. Например, если мы начинаем играть от ноты "Соль", то это - I ступень, следующая за ней нота "Ля" - II, "Си" - III и т.д. Если от ноты "Ре", то она будет I, " Ми" - II, "Фа" - III и т.д.

У каждого лада есть своё название, но мы не будем в них углубляться, а рассмотрим только два основных, которые получили наибольшее применение в классической инструментальной музыке, поскольку их строение считается самым благозвучным.

Первый из них получил называние "Мажор". Его строение:

-4

Он получается если сыграть звукоряд от ноты "До":

-5

Благодаря такому строению этот лад имеет яркую, жизнерадостную окраску, а произведения, написанные в мажоре, звучат легко, торжественно и призывно. Вспомните ту же песенку про ёлочку, которой холодно зимой, или "Антошку". Тем не менее, на звучание музыки влияет не только лад, но и скорость, с которой она играется.

У моей дочери есть музыкальная игрушка-черепашка, в которой целая серия колыбельных песенок звучит в мажоре. В принципе, любую песенку можно превратить в колыбельную, если спеть её медленно и распевно.

Возвращаемся к нашим ладам. Второй лад называется "Минор". Его строение:

-6

Мы получаем его когда играем звукоряд от ноты "Ля":

-7

Его музыкальная окраска полностью противоположна мажору. Он более спокойный, лирический, даже можно сказать, грустный. Стоит только вспомнить песенку про Кузнечика или про Голубой вагон. Тем не менее, музыка написанная в миноре также может носить оптимистичный характер, как например, песенка Кота Леопольда "Неприятность эту мы переживём". А ещё минор очень часто "любит сотрудничать" с мажором. Так, в песенке Чебурашки куплет начинается в миноре, а припев переходит в мажор. Таких примеров можно привести очень много.

Кстати, если вы уже пробовали играть аккорды к песням, то могли заметить, что чаще всего их названия состоят из одной большой английской буквы (C, G, F, E) или из двух - большой и маленькой (Am, Dm). Так вот, если буква большая, то этот аккорд мажорный, а если рядом с ней стоит маленькая буква "m", то - минорный.

Что ещё нужно знать про мажор и минор?

Они бывают трёх видов - натуральный, гармонический и мелодический. Натуральный - это тот, который мы рассмотрели. Мажор чаще всего встречается именно в таком виде. В гармоническом понижается VI ступень (ля-бемоль), а в мелодическом - VI и VII (ля-бемоль и си-бемоль). Такие изменения придают музыке разнообразия в звучании.

Особенно хорошо это заметно в миноре, который в большинстве произведений представлен в гармоническом виде - с повышенной VII ступенью (соль-диез). В этом случае расстояние между VII и I ступенями сокращается до полутона, что подчёркивает значимость I главной ступени лада. В нотах это выглядит вот так:

-8

То же происходит в мелодическом виде минора, где кроме VII повышается ещё и VI ступень (фа-диез). Причем, происходит это только при движении вверх, а если дальше следует движение вниз, то повышение отменяется - VI#, VII#, I, VII, VI. Чаще всего этот вид появляется в конце произведения:

-9

Забегая вперёд скажу, что мажор и минор можно сыграть не только от "До" и "Ля", но и от других нот. А вот как это сделать, я расскажу в следующей статье.

ПОБЛАГОДАРИТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Карта ПСБ : 2200 0305 2976 4764

Марина Александровна К. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Если у вас есть вопросы по уроку или по какой-то другой теме, вы можете написать их в комментариях, где я с удовольствием на них отвечу :) А если вы ещё на с нами, то подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео.

Спасибо за просмотр! Всего вам доброго! Успехов с учёбе!

Уроки игры на гитаре | Гитара для чайников - музыкальная школа на диване | Дзен
Уроки теории музыки | Гитара для чайников - музыкальная школа на диване | Дзен