ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
- Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... Здесь каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"
В нашем ретро-кинозале вновь гаснет свет, и вновь зрителя ждёт увлекательное путешествие в прошлое, в котором кто-то из нас ещё просто молод, кто-то - ещё ребёнок, кто-то - лишь "в проекте", а родители некоторых даже ещё незнакомы. Страна строится, страна обрастает жирком, в стране уже достаточно велика прослойка населения, говорящая о покупке хрусталя, ковров, а уж телевизор и холодильник - обязательные пункты для приобретения "первым делом" в любой семье, особенно - у новоселов, которых тоже становится всё больше и больше, в стране уже второй как пятидневная рабочая неделя с целыми двумя выходными днями - немыслимая роскошь!
Ежели бы время бежало с такой же скоростью, с какой меняются года у «РУССКАГО РЕЗОНЕРА», следовало бы немедленно... проснуться. От ужаса. Или потребовать от автора притормозить. Хороший, кстати, совет, надо подумать... Итак, у нас - 1969-й...
Прежде всего, это — год свидетельства некоторого юридического смягчения и терпимости Советской власти по отношению к «инакомыслию». Поясню свою мысль двумя примерами ... Первый – последствия «пражской весны», событий года 1968-го. Страшно представить - какие кары обрушились бы на головы непокорных младших «братьев» Дубчека и Ко, если бы дело происходило при, скажем, незабвенном Иосифе Виссарионовиче! Страшно, но возможно. И да, разумеется, признать сам ввод войск в Чехословакию хоть сколь-нибудь соответствующим международным правовым актам не приходится. Но – тем не менее... Так вот, в 1969 году главный идеолог пражских безобразий Александр Дубчек был всего лишь снят с поста первого секретаря КПЧ, его сменил памятный многим «товарищ Густав Гусак». Месяцем позже Дубчек избран председателем Национального собрания Чехословакии., но всё в том же году в октябре смещён с этого поста. Разумеется, никто не пытается, восхищённо плеща ладонями, восклицать: ах, как это гуманно и мило! Но, ежели задуматься, всего каких-то шестнадцать лет прошло со смерти Вождя Всех Трудящихся, как известно, никак не склонного к сантиментам, и вот: сперва задушили ростки демократии, постреляли немножко, захватили мятежных товарищей, привезли в Москву, пожурили и... отпустили восвояси!
Ещё один пример – но тут и правда удивительная история. В Москве на торжествах по случаю первой в мире космической стыковки «Союзов» 4 и 5 младший лейтенант Ильин с двух рук по-македонски стреляет в правительственный кортеж, явно подразумевая своей целью «дорогого Леонида Ильича». В машине, однако, оказываются не Брежнев, а космонавты, смертельно ранен водитель, Телевизионная трансляция немедленно прерывается, позже ТАСС сообщает, что стреляли в космонавтов (!!!). Покушавшийся изначально производит впечатление человека психически нездорового, признан невменяемым и до 1990-го года содержится в изоляции в психиатрических клиниках... Назвать это актом гуманизма, разумеется, затруднительно, но... Давайте вновь обратимся хотя бы к примеру столь милой сегодня многим Российской Империи, похрустим, так сказать, "городским" батоном: там участь покушавшегося решена была бы однозначно, сомнений ни малейших - виселица. Про милейшего Иосифа Виссарионовича и говорить нечего, только младший лейтенант Ильин оказался бы всего лишь исполнителем роли ассасина в чудовищном заговоре, организованном... Ну, нашли бы – кем, человек с тыщонку точно бы вовлекли. А тут – вот, скромненько, и даже до сих пор жив ещё, в начале 90-х квартиру ему в Ленинграде выделили – живи, не сомневайся, пострадал, понимаем... Ну прелесть – что такое!
Не знаю – получилось ли убедить читателя, но факты таковы, что от значительной гуманизации Советской власти к 1969-му году не откреститься.
В Москве в 1969 году открываются четыре станции метрополитена. В Ленинграде – одна, «Московская». В дальнейшем и эти более чем скромные пропорции соблюдаться перестанут вовсе. Разумеется, имеется в виду история Новейшая. Любой питерец сегодня готов на соотношение один к десяти, но и это, кажется, невозможно! Руководство города уже второе десятилетие перерисовывает очередные фантасмагорические планы открытия новых станций и даже веток самого перегруженного метрополитена в мире (да-да! Даже Шанхай мы оставили позади!), но - как это деликатно можно трактовать - постоянно что-то идёт по... экспоненте! В январе этого года, к примеру, в очередной раз выяснилось, что жителям Юго-Запада вновь придется подождать... лет этак лишних с десяток. Как говорила славная девочка из климовского "Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён" - "И тут зрители аплодируют, аплодируют..."
В 1969-м году от онкологического заболевания уходит из жизни один из самых задушевных исполнителей советской песни – Марк Бернес. Последняя записанная им всего за месяц до смерти (кстати, с одного дубля) песня – «Журавли». Она и звучала на похоронах певца и артиста. Из славного тандема «Бернес-Утёсов», что несколько десятилетий «пел сердцем» для всей страны, остаётся лишь последний.
В этом же году нас покидают замечательный детский поэт и писатель Корней Чуковский Его перо и фантазия дали огромному числу советских детей «Тараканище», «Муху-цокотуху», «Бармалея», «Бибигона», «Федорино горе» и «Мойдодыра». Памятна и его замечательная «Скрюченная песня», в которой «...за скрюченным мостом скрюченная баба по болоту босиком прыгала, как жаба».
Завершает тёмную книгу знаменитых утрат года Климент Ефремович Ворошилов, благополучно переживший и сталинские репрессии, и разоблачения культа Великого Вождя и Учителя. Главное, господа, не высовываться! Святое это правило маршал соблюдал всю жизнь, хотя — по справедливости — ему к 1969-му давно уже следовало бы последовать за теми, чьи приговоры он подписывал тысячами... Не говоря уж о непосредственном участии в весьма последовательном (скорее всего - "не со зла", а просто по причине руководственной миопии) ослаблении Красной Армии 4 началу сороковых и удивительной полководческой бездарности.
В феврале 1969-го идущая на Центральном телевидении программа "Здоровье" обретает новую и бессменную (аж до 1992 года) ведущую - Юлию Белянчикову, профессионального врача. Её мягкая и доверительная манера поведения в эфире немедленно завоевывает сердца зрителей, в "Здоровье" пишут до 160 тысяч писем в год - и с вопросами "по предмету", и просто так - со словами благодарности. Не хотелось бы бессмысленных параллелей, но, когда, со скукой переключая кнопки, натыкаешься на теперешнюю ведунью... ведущую госпожу М., ощущение такое, что она сейчас переоденется в латекс и залает на тебя по-немецки...
Лидер советского кинопроката 1969-го года – зажигательная комедия Гайдая «Бриллиантовая рука» с 76.7 миллионами зрителей. Подумалось – если представить себе, что СССР был бы капиталистической страной, Леонид Иович с высочайшей долей вероятности смог бы стать долларовым миллионером, а Спилберг, Лукас и Кэмерон держали бы его портрет на самом видном месте. Детектив «Хозяин тайги» режиссера Владимира Назарова собрал 26,8 миллионов.
Тут такие, товарищи, дела... Обсуждать сегодня этот фильм довольно непросто; так же непросто, как пытаться понять – в чём секрет успеха, например, сугубо «производственной» драмы «Твой современник» с Игорем Владимировым? А ведь – спорили, говорили «новый взгляд на советского руководителя», «неформальный подход к делу»... Сейчас же такие сюжеты у львиной доли аудитории вызывают скорее недоумение... Ну, задумайтесь... Вот такой условный сюжет: в крупный , возглавляемый «красным директором сталинской закалки», завод назначен новый главный инженер. Человек жесткий, прямой и бескомпромиссный, он порождает множество конфликтов, из которых, в конце концов — после позорного изгнания и триумфального возвращения — выходит победителем,и занимает кресло уволенного старого директора. Как такое можно воспринимать сегодня серьёзно? Примерно в таком же ключе вспоминается и «Хозяин тайги». Один только перечень действующих лиц читается как нечто среднее между «Старыми песнями о главном» и «Спиннером любви» от USB.
- старшина милиции Василий Серёжкин
- Иван Рябой, бригадир сплавщиков
- Нюрка, повариха
- Николай Ипатов, сплавщик
- Николай Носков, директор магазина
- Назарыч, конюх
- Геня Варлашкин, сплавщик...
И завязка-то – по нынешним меркам – смехотворная: ночная кража в поселковом магазине. По сравнению с современными рэкетом, убийствами, политическими баталиями и рейдерством... Умора просто! Довольно умильна и мимимишна и развязка, в которой и без того изначально подозрительный бригадир шабашников и оказывается преступником. Агата Кристи обзавидовалась бы: тут сидишь, пыжишься, сюжетные выкрутасы изобретаешь, а эти...
Поэтому – да, давайте признаемся: изначальное упоминание «Старых песен о главном» применительно к «Хозяину тайги» - совершенно обоснованно. Милота и наив – зашкаливают, сюжетные закруты, наоборот, слабоваты... Если бы не...
А, собственно, если бы не Высоцкий – исполнитель главной отрицательной роли Рябого. Брутальный, обаятельный и харизматичный. Если представить себе, что "Хозяин тайги» был бы более закручен по части интриги и динамики (например, в жёсткий детектив с перестрелками и убийствами), погибающий в финале от меткого выстрела милиционера Серёжкина Высоцкий притянул бы к себе 99% зрительских симпатий и сочувствия. Однако, будем кушать ту кашу, которую нам предлагали изначально, и в ней – помимо игры Высоцкого – тем самым кусочком масла сверху оказались песни актера, нарочно для фильма и сочинённые: «Если я богат, как царь морской…» и «На реке ль, на озере..." Для него – это третий по счёту БОЛЬШОЙ успех в кино – после «Вертикали» и «Служили два товарища». Теперь Высоцкий становится известен не только как театральный актер и бард.
Ну и дополнительный бонус – задушевнейшее исполнение Валерием Золотухиным песни «Ой, мороз, мороз», которая моментально входит теперь в золотой перечень «русских застольных» — наравне с «Что стоишь, качаясь», «Хасбулат» и «Огней так много золотых...»
Если бы в картине было хотя бы на пару песен больше, сходство со «Старыми песнями о главном» становится практически фантастичным. И это – едва ли не единственный сегодня (правда, очень жирный) её плюс. Пересмотреть прямо завтра – можно, но вовсе необязательно. Кстати, в том же 1969-м 25 миллионов зрителей набрал ещё одна лирический «сельский» детектив – собственно, под таким же названием «Деревенский детектив» - по прозе популярнейшего тогда Виля Липатова. Участковый Анискин в исполнении любимца советской киноаудитории Михаила Жарова, думается, обошёл старшину Серёжкина по всем статьям. Вот если бы Жаров ловил Высоцкого – коленкор получился бы совсем иной! Впрочем, это уже фантазии, и спрос зрителя тех лет на подобный жанр – не обсуждается. Не нам, погрязшим в кошмарном телеконтенте и столь же убогом кинематографе, судить его наивность и тягу к «простому». Так что ценность «Хозяина тайги» - именно в его бесхитростности и ностальгичности, качества нынче остродефицитные, практически - рудиментарной природы.
В нашем кинозале зажигается свет, но не торопитесь уходить... ведь нас ждёт ещё диво-дивное, та самая колыбельная, которую пел волшебный голос Аиды Ведищевой медвежонку Умке - и, конечно, в том самом далёком 1969-м!
Я как и всегда - сохраняю интригу, в какой год и на какую картину нам предстоит попасть через месяц, но надеюсь, что мы непременно соберёмся как минимум в прежнем составе.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE